Игры триз в подготовительной группе. Игры с элементами триз картотека (группа) на тему. " Чем был - чем стал"

Марина Гришина
«Игры с волшебником Наоборот» Открытое занятие в подготовительной группе (ТРИЗ).

«Игры с волшебником Наоборот» открытое занятие по ТРИЗ в подготовительной группе.

Цель: Познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»

Задачи: Активизировать словарный запас путем использования антонимов; развивать чувство юмора,воображение.

Ход занятия

Предварительно в группе перевернуть все что можно, договориться с гостями, что когда дети входят в группу - гости стоят спиной.

Дети входят в группу.

Воспитатель обращает внимание на гостей и на то, что в группе что-то изменилось. (ответы детей)

Воспитатель Я догадалась. Сегодня утром,когда я шла по коридору, встретила волшебника Наоборот. Давайте проверим… если мы сейчас гостям скажем «До свидания, постойте пожалуйста» Гости повернутся и сядут. Давайте попробуем. (Дети говорят «До свидания»….Гости поворачиваются,садятся)

Воспитатель в группе находит письмо.

«Дорогие ребята, меня зовут волшебник Наоборот, я очень хотел с вами поиграть, но вас, к сожалению, не было в группе, поэтому я оставил в конверте карточки с играми. Поиграйте в них, пожалуйста, а мне нужно спешить в другой детский сад. Здравствуйте»

Воспитатель Давайте посмотрим,в какие игры предлагает нам поиграть волшебник.

Игра «Пинг-понг» или «скажи наоборот»

Нужно встать напротив друг друга. Один говорит слово,а напротив ребенок говорит ему слово наоборот.

Далеко – близко

Высоко – низко

Потолок – пол

Потерял – нашел

Грустный – веселый

Злой – добрый

Хорошо – плохо

Идет – стоит

Утро – вечер

Больной – здоровый

Умный – глупый

Толстый – худой

Старый – молодой

Стройный – сутулый

Чистый – грязный

Воспитатель Молодцы! А теперь я приглашаю вас занять свои места. Достает следующую карточку. Ребята, волшебник предлагает послушать стихотворение:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

«Стой!» - сказала лошадь, а мужик заржал.

Лошадь пошла в избу, а мужик стоял.

Лошадь ела булки, а мужик овес.

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Дети смеются. Второй раз читает стих-е,разбирая каждую строчку (как должно быть правильно)Проводится анализ стихотворения; в каком варианте было смешнее и почему,как «устроены» смешные предложения.

Воспитатель Понравилось вам стихотворение? (ответы детей)

Тогда я прочту еще раз (читает еще раз)

Воспитатель Достает из конверта следующую карточку. Ребята, волшебник предлагает размяться немного.

Физкультминутка

Я вам буду говорить действия, а вы должны сделать наоборот.

Руки вниз!

Руки вверх!

Ковру встать на мальчиков;

Ковру встать на девочек;

Повернуться ко мне лицом;

Ладошам хлопнуть в девочек;

Ладошам хлопнуть в мальчиков;

Повернитесь ко мне спиной;

Стульчикам сесть на ребят.

Воспитатель достает следующую карточку. Ребята, вы все знаете сказки? А волшебник Наоборот предлагает поиграть в игру «шифровка». Он зашифровал сказки,а мы должны их отгадать. Но помните,что сказки эти зашифровал волшебник Наоборот.

Игра «Шифровка» (каждое слово в фразе зашифровано, заменяется на антоним)

Босая собака (Кот в сапогах)

Кубик (Колобок)

Проснувшееся чудовище (Спящая красавица)

Собака, курица, волк (Кот, петух, лиса)

Сарай – Сараич (Терем – Теремок)

Больной Ой-здоров (Доктор Айболит)

Собакина будка (Кошкин дом)

Прекрасный цыпленок (Гадкий утенок)

Подаренная луна (Краденное солнце)

Воспитатель Молодцы! Все сказки отгадали, а в конверте еще что-то есть. (Достает картинки)

Ребята! Волшебник нам предложил поиграть еще в одну игру.

Фантазирование «Наоборот»

последовательность обсуждения:основная функция (назначение)предмет.

Например:Лампочка-светит;

Не-предмет имеет противоположную функцию.

Например:Не-лампочка поглощает свет.

Обратная функция должна описываться антонимами, а не простым отрицанием.

Расческа

Анти-расческа: лохматит

Для чего нужно:

Придать прическе пышность

Сниматься в фильме ужасов

Испугать бандитов

Просушить волосы

Зонтик

Анти-зонтик: Пропускает дождь

Для чего нужно:

Можно освежиться

Можно взять в пустыню при пожаре

Лампочка

Анти-лампочка: поглощает свет

Для чего нужно:

Можно смотреть диафильм

Спать днем, когда яркое солнце

Играть в приведения

Воспитатель Ребята, вы так интересно рассказывали о чудо- предметах. Мне и гостям захотелось увидеть, как же они выглядят …анти- лампочка поглощает свет…

Воспитатель подводит итоги Я вижу, что многие уже нарисовали свои анти- предметы. Какие замечательные рисунки у вас получились (анализ работ)

Рисунки мы соберем и отправим волшебнику Наоборот.

Воспитатель Понравились вам игры?Что было самым интересным для вас? (Анализ занятия)

Прощаются с гостями.

Картотека игр по ТРИЗ с детьми дошкольного
возраста
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и
отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни,
пытаются их понять и правильно сформулировать), развивать у детей творческое
воображение.
Правила игры:
Воспитатель называет любой объект,который не вызывает у ребёнка стойких ассоциаций,
положительных или отрицательных эмоций. Всем играющим необходимо назвать хотя бы
по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» а что «хорошо» что нравится и не
нравится, что удобно и неудобно и т. д.
Ход игры.
Например:
Вариант 1. Дождь.
«Хорошо»: всё быстрее начинает расти, весело лягушкам, песню хорошо под дождь
сочинять, всё чистит и моет, ручьи бегут и прибавляют воды в реках, можно бегать по
лужам, на оконном стекле от бегущих капель образуется красивый узор, можно выстирать
любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице, можно гулять в резиновых сапогах,
можно увидеть на небе красивую радугу и т. д.
«Плохо»: нельзя развести костёр, на дорожках грязь, шумно когда дождь стучит по крыше,
по окнам, может быть наводнение, мама не разрешает гулять, большая влажность, плохая
видимость, можно простудиться и т. д.
Вариант 2.Настольная лампа
­Хорошо, что красивая.
­­Плохо – неустойчивая.
­Хорошо, что стеклянная, от неё много света.
­ Плохо – легко может разбиться.
­ Удобно, потому что можно ставить на стол.
­ Неудобно – нельзя повесить на стену и т. д.

Игра «Что это такое?» (для детей младшего возраста)
Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов давать в воображении
новые образы, развивать мышление, воображение.
Материал: круги и полоски разного цвета. Мяч
Ход игры.
Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, дети называют
фигуру и её цвет, кладёт фигуру в центре круга и предлагает рассказать на что похож круг.
Отвечать должен тот ребёнок, которому педагог бросит мяч. Возможные ответы детей:
помидор, цветок, шарик, мяч, обруч, крышка от кастрюли, колечко и т.д. Затем
воспитатель показывает кружок другого цвета или полоску и игра продолжается
Игра «Что это такое?» (для детей старшего возраста)
Цель: формировать у детей умение на основе восприятия заместителей предметов и
объектов давать в воображении образы, развивать логическое мышление.

Ход игры.
Воспитатель показывает детям карточки со схематичным изображением предметов или
объектов, дети называют, что они представляют.
Например: верёвка, заяц, змея, шарик, цветок, девочка и т. д.
Игра «Маленькие человечки»
Цель: дать детям представление, что все предметы и явления состоят из множества разных
маленьких человечков(твёрдых, жидких, газообразных),которые ведут себя по разному,
они могут думать, производить какие – то действия, у них разные характеры, они
подчиняются разным командам, человечки твёрдого вещества(предмета) крепко держатся
за руки, человечки жидкого вещества стоят рядом и слегка касаются друг друга(эта связь
непрочна. Одних человечков легко отделить от других),человечки газообразных веществ
неусидчивы, любят прыгать, бегать, скакать и лишь иногда они сталкиваются или задевают
один другого.
Материал: карточки с изображением человечков, символизирующих вещество в твёрдом,
жидком, газообразном состоянии.
Ход игры.
Воспитатель раздаёт карточки с изображением маленьких человечков и предлагает детям
смоделировать то или иное вещество и описать его. Постепенно задания усложняются:
построить модель аквариума, растения, супа, то есть таких объектов, которые состоят не
из одного вещества, а из двух, трёх и более.

Игра «Наоборот»
Цель: подводить детей к овладению понятием противоречия, учить подбирать слова –
антонимы.
Ход игры.
Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово­антоним.
Например: много – мало, твёрдый – мягкий, трусливый – храбрый.
Можно детям предложить вставлять недостающие слова противоположного значения в
стихотворные строки, например:
Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь – близко и т. д.
На следующем этапе игру можно усложнить. Например:
Волк/злой/ ­ бабушка/добрая/.
Карандаш/пишет/ ­ резинка/стирает/.
Книга/даёт знания/ ­ ребёнок/забирает знания/
Игра «Творческая ошибка»
Цель: учить детей вспоминать слова, которые они неправильно произносили в детстве и
подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, развивать логическое
мышление, память, фантазию детей.
Материал: подбор слов, которые ребёнок в раннем детстве произносил неправильно.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям вспомнить слова,которые они в раннем детстве
произносили неправильно и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении,
например:
«Лесапед» ­ велосипед, состоящий из веток, велосипед – который ездит только в лесу или
только по деревьям.
«Каклетка» ­ прыгающая котлета.
Можно целенаправленно заменить одну букву в слове на другую:
«Собака – бобака», уже фантастическое животное, но характер может быть собачий, а
может и совершенно другой.
Мыло – «дыло» ­ это такое мыло, которое моет до дыр или дышащее мыло – им мылишься,
а оно дышит, становится ещё больше и т. д

Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие.
Ход игры.
Воспитатель: Ребята представьте себе, если на земле исчезнут… ­ все пуговицы. Чем их
можно заменить?
Дети: Липучками, кнопками, крючками…
­ все книги
­ все спички
­ все ручки
­ все ластики и т. д
Игра «Бином фантазии»
Цель: развивать у детей логическое мышление, воображение, учить устанавливать родство
между словами, создавать единое, в которых оба чужеродных элемента могли
существовать.
Ход игры.
1 этап – нахождение общего между подсистемами, то есть элементами одной системы
(предмета или явления), например: «Чем похожи, что общего, одинакового между руками и
ногами (элементами одной системы «человек») Старайтесь исходить от стандартных
ответов: («И то и другое сгибается, разгибается, имеет пальцы, кожу, ногти и т. п.»),
переходить к более творческим, остроумным, нестандартным: «Мёрзнут и руки и ноги,
ходить можно не только на ногах, но и на руках»
2 этап – нахождение общего между однородными или близкими системами, то есть
похожими предметами или явлениями. Например: «школа –детский сад», дети находят
общее между группой и классом, между площадкой для игр в д /саду и школьным двором,
между воспитателем и учителем.
3 этап – дети находят общее не только между разными системами, но даже между
элементами совершенно разных систем, Например: «лампочка и крокодил» ­ «То и другое
плавает. Глаза у крокодила горят, как лампочка. И лампочка, и крокодил опасны.»
Пары других биномов: например: «камень – облако», «мяч – дом» и т. д
Игра «Что в чём»
Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.
Ход.
­ Дети, кнопка часть чего? (звонка, куртки, баяна, выключателя, гармошки)
­ листочек (дерева, книги, тетради, папки, календаря)
­ экран (телевизора, компьютера, рентгена, зеркала, окна)
­ лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы)
Дети должны назвать не менее 5 систем.

Игра «Один ­ много»
Цель: учить детей находить в одном предмете множество его составных частей.
Материал: разные предметы.
Ход.
Воспитатель: Дети, сколько у меня расчёсок?
Дети: Одна расчёска.
Воспитатель: Чего в расчёске много?
Дети: много зубчиков.
Аналогично:
­ коробка
­ книга
­ стол
­ цветок
­ дерево
­ морковь…
Игра «Фантастические гипотезы»
Цель: Развивать логическое мышление, учить придумывать нелепые вопросы.
Ход.
Воспитатель предлагает детям поразмышлять: что бы было, если бы… дальше называет
любой предмет и действие:
Например:
Что было бы, если внезапно исчезнет солнце?
­если исчезнут все взрослые?
­ если на планете исчезнет вода?
­ если на планете исчезнут леса?
­ если к нам пришёл крокодил?
­если к нам пришёл слон?
Игра «Придумай по схеме сказку»
Цель: Учить детей по схеме сочинять сказку, развивать логическое мышление, речь,
фантазию.
Материал: карточки со схематичным изображением предметов и объектов.
Ход.
Воспитатель раздаёт детям карточки со схематичным изображением предметов и объектов
и предлагает детям придумать и рассказать сказку.

Игра «Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими детьми линиях
образы (рисовать с закрытыми глазами)
Материал: альбомные листы бумаги, фломастеры.
Ход.
Дети, закройте глаза. Сейчас будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете
рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится,
посмотрите на свой рисунок и найдите в нём знакомые вам предметы, образы животных,
людей и т. д. Закрасьте и дорисуйте необходимые им части.
Игра «Кем был раньше?»
Цель: Формировать у детей умение называть прошлое предмета или объекта, развивать
смекалку, мышление.
Ход.
Воспитатель называет предмет или объект, а дети называют его название в прошедшем
времени.
Например:
­ Лошадь (жеребёнок)
­ Шкаф (доска)
­ Хлеб (мука)
­ Дуб (жёлудь)
­Лягушка (головастик)
­Бабочка (гусеница)
­Рубашка (ткань)
­Рыба (икринка).

Игра «Бином фантазии»
Цель: в этой игре процесс «отстранения» слов доводится до крайности.
Ход.
Вариант 1. У детей на столах самые разнообразные предметы и сюжетные картинки,
рисунком вниз. Воспитатель задаёт вопрос, дети по очереди переворачивают карточку,
стараясь исходя из того, что на ней изображено, ответить на вопрос. Не справившемуся
помогает сосед. Воспитатель задаёт второй вопрос – порядок ответа такой же.
Вопросы: Кто был?
Где находился?
Что сделал?
Что сказал?
Что сказали люди?
Чем кончилось?
В конце игры можно попытаться придумать один рассказ на всех, используя ответы детей.
Вариант 2. Дети загадывают любое слово из 3 букв. Можно опять использовать карточки с
предметами. Например: дети называют слово «Дом». Делим его на звуки и придумываем
слова только на этот звук.
«Д» ­ дым, дырка, душ, диван, дача…
«О» ­ ослик, окно, огонь, оса…
«М» ­ мыло, мяч, магазин, мишка, маска…
Придуманные слова записываются на доске столбиком под каждой буквой или
обозначаются символом, или ставится картинка. Потом произвольно выбираются слова по
одному из каждого ряда и с ними составляется предложение. Это предложение может быть
опорным для составления рассказа. Можно по такому принципу составить несколько
предложений, попытаться объединить их одним сюжетом. Когда дети усвоят эту игру её
можно усложнить.
«Д» ­ подбирать слова, обозначающие предмет: дорога, дерево.
«О» ­ подбираем слова, обозначающие прилагательное, детям говорим «какой» ­ огромный,
облитый, обжигающий…
«М» ­ слова обозначающие действия – что делает? – моет, мычит, мяукает…
Подбор слов для составления предложения такой же, как в предыдущем варианте.
Игра «Треугольники»
Цель: учить детей моделировать состояние вещества и его переходы с помощью
треугольной формы и её символики.
Ход

У детей треугольники с символикой, обозначающие частички твёрдого вещества, жидкого
вещества и газообразного. Они моделируют с помощью треугольников состояние вещества,
например: лужа и переход из жидкого состояния в твёрдое (лёд), а затем газообразное
состояние (пар)
Игра «Теремок»
Цель: развивать аналитические способности ребёнка, научить сравнивать, выделяя общее и
находя различия.
Ход
Всем игрокам раздаются предметы или карточки с изображениями. Один из игроков
называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него.
Диалог строится на примере сказки:
­ Кто в теремочке живёт?
­ Я, пирамидка. А ты кто?
­ А я ­ кубик – рубик. Пусти меня к себе жить?
­ Скажешь, чем на меня похож – пущу.
Пришедший сравнивает оба предмета. Если у него это получается, то он становится
хозяином теремка. И дальше игра продолжается в том же духе.
Игра «Маша – растеряша»
Цель: тренирует детскую внимательность и учит решать маленькие проблемы.
Правила игры:
Один из детей берёт роль Маши – растеряши, остальные дети ведут с ней диалог:
­ Ой!
­ Что с тобой?
­ Я потеряла ложку (что либо другое). Чем я теперь кашку буду кушать?
Остальные участники диалога должны предложить варианты взамен потерянной ложки.
Самый лучшей ответ можно наградить конфеткой или медалькой. В конце игры подводим
итоги, побеждает тот, у кого будет больше наград.
Игра «Красная шапочка»
Цель: развивать детское воображение.
Правила игры: Вспоминаем тот момент в сказке, когда волк пришёл к бабушке. И
придумываем вместе с ребёнком, как бы могла спастись бабушка. Например, она
превратилась в вазу с цветами. Теперь рисуем эту самую вазу, с головой и руками бабушки.
Одного из ребятишек быбираем «бабушкой», остальные разговаривают с ним:
­ Бабушка, а почему ты такая прозрачная?
­ Чтобы видеть много ли я съела.
И всё в том же духе, объясняя в игре все «странности» бабушки. Затем обдумываем
вариант бабушкиного спасения от волка, к примеру, цветы из вазы отхлестали волка, вода
вылилась на него, ваза разбилась и уколола серого осколками, а потом склеилась и т. д.

Игра «Да – нет»
Цель: развивать мышление, память, умение фантазировать.
Ход
Воспитатель загадывает животное.
Дети задают вопросы:
Оно большое? (да)
Оно прыгает? (да)
У него есть копыта? (нет)
У него длинные уши? (да)
У него короткий хвост? (да)
Это заяц? (да).

Игра «Цепочка слов»
Цель: развивать у детей мышление, умение составлять длинный «поезд» из слов – каждое
слово вагончик. Вагончики как и слова должны быть соединены между собой, а каждое
слово должно тянуть за собой следующее.
Материал: модели поезда и вагончиков.
Ход игры
Дети делятся на две подгруппы.
Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов.
Воспитатель называет слово например: зима –(какая?) –ставит вагончик на стол – зима.
Дети: снежная, метельная, вьюжная, суровая, холодная (ставят 5 вагончиков)
Воспитатель: А что ещё бывает холодным?
Дети: мороженное, лёд, снег, ветер (за каждое слово ставится вагончик)
Воспитатель отталкиваясь от последнего слова, задаёт вопрос: А ветер какой?
Дети: Северный, южный, сильный и т. д. пока детям не надоест или не кончатся вагончики.
Выигрывает та подгруппа, которая больше поставит (наберёт) вагончиков(у кого длиннее
поезд)

Бызова Екатерина

Цель : Формирование мыслительных операций диалектического характера.

Задачи :

1. Учить детей находить объекты с противоположными значениями признаков.

2. Учить находить противоположности значения разных признаков в одном объекте (функция – анти функция) .

Ход игры:

В гости к детям приходит Волшебник «Наоборот» , он предлагает поиграть в игру «Загадочный коврик » .

На коврике расположены 4 игровые дорожки, поверх которых располагаются картинки с изображением объектов рукотворного мира и сказочных героев, фишки для 4-х игроков. Считалкой определяется, кто ходит первым. Ребенок бросает кубик с обозначением количества передвижения от финиша.

Например : Выпало число точек 4, ребенок передвигается по дорожке, переворачивает картинку и называет значение признака данного объекта. А кто-то из детей называет противоположное значение того же объекта, называя функцию и анти функцию этого объекта. Если ход ребенка заканчивается на стрелке, то необходимо передвинуться по направлению стрелки. Выигрывает тот, кто назовет все значения признаков и их противоположности.

Примечание : Набор картинок с изображением объектов, может быть каким угодно, по желанию педагога. Кроме картинок с изображением объектов, используются картинки с изображением сказочных героев. Эта игра предназначена для детей подготовительной логопедической группы .

Публикации по теме:

При создании дидактическая игры - музыкального развивающего коврика "Вместе весело шагать!" я ставила следующие задачи: 1. Развивать мелкую.

Занятия по математике стараюсь с детьми проводить в разнообразных формах, использую разнообразные методы, приемы, дидактические игры и упражнения,.

Паспорт игры "Умные кубики" Возраст: Игра проводиться с детьми 5-7 лет, можно играть как с подгруппой детей, так и индивидуально. Материал:.

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ-технологий «Сказочный паровоз времени» Цель игры: Учить выстраивать линию развития сюжета знакомой.

Наряду с такими органами чувств, как зрение, обоняние, слух и вкус, для познания внешнего мира человек использует ещё и осязание. Главная.

Дидактическая игра "Волшебный коврик" Пособие имеет свою практическую ценность, так как может использоваться в работе с детьми как с подгруппой,.

Светлана Теребова
Дидактические творческие игры с элементами ТРИЗ и РТВ

«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ И РТВ »

В методическом пособии представлена коллекция дидактических творческих игр , разработанных автором на основе художественно-продуктивной деятельности детей среднего и старшего возраста, с элементами ТРИЗ , в целях развития творческого воображения . Содержание творческих заданий позволяет быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной форме развивать мелкую моторику рук, отрабатывать конструктивные навыки и одновременно развивать творческое воображение .

Пособие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей.

В каждом человеке заложена творческая искра . У одних людей она развита лучше, у других хуже. Сразу хочется отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач , развитие в той или иной степени творческого воображения , которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве .

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Его необходимо развивать, т. к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления , гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности . Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества . Ведь воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое , опираясь на уже имеющийся опыт. Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

Актуальность

Никому не секрет, что у дошкольников огромный потенциал фантазии, который с возрастом, к сожалению, снижается. Поэтому идеей подагога служит желание удержать и развить этот потенциал, формировать и совершенствовать уникальные детские способности.

Развитие творческих способностей и детского воображения происходит в условиях деятельности, которая в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей – это творческие дидактические игры . Такие игры , благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности, позволяют ребёнку непосредственно реализовывать задуманное, развивать воображение и фантазию, творить и видеть конечный продукт.

Нередко, мы педагоги, сталкиваемся с такой проблемой, как отсутствие или нехватка элементарных изобразительных навыков у детей, что затрудняет развитию творческого воображения и полёту их фантазии. Для решения этой проблемы, в работе с детьми необходимо использовать разные дидактические и творческие игры , игры-фантазии , которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной форме развивать «лёгкость» , «память» , «смелость» руки, отрабатывать конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, сенсомоторные умения, речь, чувства.

Развитие творческого воображения у дошкольников

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить .

Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия и воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим – сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы , придумывает новые игры . Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т. д.)

В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно – придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения . Родители и педагоги обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение ? Существует множество разнообразных способов. Вот некоторые из них :

Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читать детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривать иллюстрации в книгах. Ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т. д.

Воображение формируется в процессе творческой переработки того , что произошло. Поэтому надо рисовать все то, что дети видели, рассказывать обо всем, что пережили.

Обязательно поощрять рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсуждать вместе с ребенком задуманный сюжет, помогать, мысленно, увидеть задуманное.

Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение .

Предлагать детям всевозможные конструкторы! Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение .

Использовать для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения .

Творческие дидактические игры , игры-забавы , развивающие упражнения для дошкольников.

Средний возраст

Игра - упражнение «Три краски»

Цель : развитие художественного восприятия и воображения.

Руководство : предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

«Пуги-вуги» игры и упражнения с пуговицами

Цель : развивать воображение, логическое мышление

1. Руководство : раскатать на доске для лепки слой пластилина и предложить детям выкладывать пуговки, составляя узоры или соответствовать инструктажу педагога.

2. Руководство : предложить детям «дорисовать» рисунок пуговками на заготовленных пластилиновых основах.

«Камешки на берегу»

Цель : учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Руководство : используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 5 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Педагог рассказывает : «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож». Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур.

Усложнение для старшего возраста : нарисовано до10 камешек и предложить детям придумать историю про свой камешек : как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.

Упражнение «Волшебные кляксы»

Цель : развитие творческого воображения

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

«Цветы»

Цель : упражнять детей в составлении цветов с листьями из фигур – кругов и полукругов, располагая их, относительно друг друга. Учить различию величины фигур одинаковой формы; развивать чувство симметрии и ритма. Развивать творческое воображение .

Руководство : из готовых плоскостных кругов и полукругов разных размеров и цветов дети выкладывают разнообразные цветы, используя карточку-образец.

Упражнение «Волшебная ниточка»

Цель : развитие творческого воображения ; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Руководство : в присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

«Что это такое?»

Цель : учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

«Потеряшки»

Цель : учить детей наматывать нитку на игрушку киндер-сюрприза, пряча ее в «кокон» . Развивать координацию и согласованность обеих рук.

«Веселые прищепки»

Цель : развивать мелкую моторику рук, согласованность движений рук. Развивать творческое воображение .

Руководство : детям предлагается выбрать заготовку для будущей игрушки - елочка, гусеница, цветок и т. д. Необходимо закончить образ, дополняя его прищепками /ежику – иголки из прищепок/.

«Павлин»

Цель : учить детей моделировать хвост и крылья птицы по собственному замыслу. Развивать творческое воображение , фантазию.

Руководство : из различных заготовок перьев павлиньего хвоста, изготовленных из разных фактурных материалов, предложить детям выложить на макете павлина его хвост.

Старший возраст

«Волшебные картинки»

Цель : учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Руководство : детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

Упражнение «Волшебная мозаика»

Цель : учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Руководство : используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование : кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

«Витражи»

Цель : учить детей витражному дизайну; закреплять цвета, оттенки, форму, ориентировку на плоскости. Развивать творческое воображение .

Руководство : на карточках, имитирующих витражные окна, дети выкладывают мозаичные узоры из разноцветных пластиковых стеклышек, цветных камушков, фольги.

«Цветы»

Цель : упражнять детей в составлении цветов с листьями из фигур – кругов и полукругов, располагая их, относительно друг друга; учить различию величины фигур одинаковой формы; развивать чувство симметрии и ритма. Развивать творческое воображение .

Руководство : из готовых плоскостных кругов и полукругов разных размеров и цветов дети выкладывают разнообразные цветочные букеты не опираясь на образец.

«Юный модельер»

Цель : учить детей моделировать комплекты одежды, сочетая их по признакам : цвет, вид ткани, сезонность. Развивать творческое воображение , фантазию.

Руководство : используя готовую заготовку девочки-модели дети подбирают для нее наряд в виде лоскутков ткани, накладывая ее под трафареты.

«Сказочное животное /растение/»

Цель : развитие творческого воображения .

Руководство : предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных /растений/.

«Волшебники»

Цель : развитие эмоциональности и творческого воображения .

Руководство : без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый» .

«Неоконченный рисунок»

Цель : развитие творческого воображения .

Руководство : детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

«Спиральки - пружинки»

Цель : учить концентрировать внимание, развивать координацию и согласованность движений рук. Развивать воображение.

Руководство : на заготовленных тренажерах-спиральках, дети создают узор из нити, наматывая ее в произвольной или заданной траектории, имитируя способ изготовления поделок в технике ганутель.

«Солнышко»

Цель : учить детей плести несложные узлы в технике макраме; развивать мелкую моторику рук. Развивать творческое воображение и способности.

Руководство : на готовой модели солнышка, с прикрепленными на него лучиками из бельевой веревки, дети завязывают произвольные узелки. В последствии завязывают узлы в технике макраме, создавая из низ узоры.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра «Павлин»

Игра «Солнышко» Игра «Веселые прищепки»

Игра «Юный модельер»

Игра «Цветы» Игра «Спиральки-Пружинки»

Игра «Витражи» Игра «Красивое платье»

Игра «Потеряшки» Игра «Пуги-Вуги»

Список использованной литературы

1. Гин С. И Знанятия по ТРИЗ в детском саду . Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Минск : ИВЦ Минфина, 2008 г. - 112 стр.

2. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия . Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. – М.: Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера» , 2010. – 144с. ,8илл.

3. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.: ОЛМА, 2007. – 780с.

https://pandia.ru/text/78/098/images/image002_78.gif" width="794" height="608 src=">

Игра «Соедини нас»

Цель: учить устанавливать ситуативные связи между предметами.

Ход: Ведущий предлагает детям 2 слова, не связанных смысловым значением. Дети должны придумать как можно больше вопросов, соединяя два предмета.

Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

Что написано в газете про верблюдов?

Почему, читая газету, ты сутулишься как верблюд?

Варианты:

Банка – река

Ножницы – дорога

Линейка – книга

Огонь раковина

Карандаш – замок

Шляпа – мост

Солома – телевизор

Утюг – трамвай.

Игра «Изобретатель»

Цель: учить пользоваться приемом разделения - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.

Ход: 10 картинок предметных.

1. рассмотреть каждый предмет и его функцию.

2. «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».

3. Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.

Затем обсудить функцию нового предмета.

Игра «Елочка»

Цель: активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Учить комбинировать слова, устанавливать связи, составлять рассказы.

Ход: Игра начинается со стартового слова (имея существовать в И. п. ед. ч.).

На доске воспитатель пишет это слово или слова вниз пишутся слова или зарисовывает предметы, которые ассоциируются у детей, когда им называют этот объект.

Какие вспоминаются слова? С кем (чем) дружат эти слова?

Затем через 20-30 сек делается 2переключение». Выбирается любое слово из этого столбика и вновь называются слова и записываются или зарисовываются во второй столбик так проделывается до 5 раз (т. е. до 5 столбиков)

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Составление рассказа, дать название рассказу.

https://pandia.ru/text/78/098/images/image006_32.gif" width="794" height="597 src=">Варианты:

1.Собака погналась за курицей.

2.Школьники не смогли поехать на экскурсию.

1.Молоко выкипело.

2.Самолет совершил вынужденную посадку.

1.Папа раскрыл книгу.

2. Комната наполнилась дымом.

1.Котенок подошел к блюдечку.

2.Мальчик не выучил урок.

1.Дворник взял метлу.

2.Мама вдела нитку в иголку.

https://pandia.ru/text/78/098/images/image004_41.gif" width="794" height="597 src=">Игра «Путаница»

Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.

Ход:

Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое.

Например:

Летит колючий крокодил. (снег)

Висит зеленая собака. (слива)

Самолет ползет по рельсам. (поезд)

Мальчик ест скакалку. (конфету)

Летит воздушный диван. (шар)

Рычит лохматый слон. (пес)

Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)

Дверь открывают вилкой. (ключом)

Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)

Мама сварила вкусный стол. (суп)

https://pandia.ru/text/78/098/images/image004_41.gif" width="794" height="597 src=">Игра «Пинг-понг» (наоборот)

Цель: учить подбирать слова-антонимы.

Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению.

Например: Словарик для детей 4-5 лет:

Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т. д.

Словарик для детей 5-6 лет:

Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой.

Словарик для детей 6-7 лет:

Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой; талантливый – бездарный ; лохматый – расчесанный; упрямый – покорный; съедобный – ядовитый.

Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный – несъедобный.

https://pandia.ru/text/78/098/images/image006_32.gif" width="794" height="597 src=">Игра «На что похоже?»

Цель: учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление.

Ход: Ведущий предлагает детям карточку со схемой и спрашивает:

- На что похоже?

Дети предлагают свои варианты ответов.

Например:

Пуговица, торт со свечками, аквариум с рыбками,

тарелка с яблоками, сыр с дырочками, печенье,

Можно предложить назвать на что похожа буква, цифра, геометрическая фигура.

https://pandia.ru/text/78/098/images/image001_97.gif" width="794" height="597 src=">Игра «Цепочки ассоциации»

Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.

Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.

Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);

Длинное, серое, тягучее (жвачка…);

Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);

Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);

Зеленое и прыгучее…

Холодное, белое …

https://pandia.ru/text/78/098/images/image003_58.gif" width="794" height="597 src=">Игра «Кто (что) это такое может быть?»

Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.

Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.

Например: - Что может быть и горячим и холодным (одновременно).

(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)

И легким и тяжелым;

И длинным и коротким;

И гибким и твердым;

И гладким и шероховатым;

И мягким и твердым;

И острым и тупым.