Роль и значение подвижной игры в развитии дошкольников. Развивающие подвижные игры Развивающие подвижные игры для детей

Подвижная игра — это не только развлечение. Это важная составляющая развития ребенка. В данной статье перечислены наиболее популярные и интересные подвижные игры для ребенка.

Все дети любят подвижные игры. Это способ весело провести время и «выбросить» энергию в «нужное русло». Для детей невероятно полезными будут игры на перегонки, игры с мячом, на велосипеде, со скакалкой и другой атрибутикой.

Как правило, дети всегда с интересом погружаются в увлекательное занятие и всегда рады играм, которые устраивают их родители, воспитатели, учителя и друзья. Подвижные игры способны делать детей дружными и радостными. Они как ничто лучше развивают коллективное мышление и упражняют в спортивном плане.

Подвижная игра развивает ребенка

Новое поколение детей вырастает в весьма неблагоприятных условиях:

  • компьютерная зависимость
  • неправильное питание, перенасыщенная жирами и углеводами
  • отсутствие физической нагрузки
  • малоподвижный образ жизни
  • стрессы и нервное напряжение
  • недостаточное внимание со стороны родителей

Все эти факторы негативно влияют на маленького человека, блокируя его полноценное развитие и ухудшая здоровье. Улучшить качество жизни ребенка способна обычная подвижная игра, которая будет познавательной, активной и интересной.

Активные движения благоприятно сказываются на развитии ребенка. Кроме того, они способны формировать личность малыша с раннего возраста. Можно заметить, как регулярное участия в играх помогает:

  • тренировать настойчивость
  • помогают обрести умение ребенком концентрировать внимание
  • развивают реакцию скорости
  • воспитывают усидчивость и терпение

Интересно знать то, что навыки приобретенные в детстве во время игры, остаются с человеком на протяжении всей его жизни. Если их регулярно упражнять, они никуда не исчезнут, а наоборот станут более отточенными и слаженными.



Роль игры в физическом развитии и воспитании ребенка

Роль игры в физическом развитии ребенка просто неоспорима. Это важный элемент не только воспитания, но и формирования личности. С уверенностью можно сказать, что ребенок никогда не устает от игры, ему способна наскучить ее однообразие разве что. Ведь для детей, игра- это ведущая деятельность, в которой они способны максимально раскрыться и выразить эмоции.

Кроме физического воспитания игра дарит:

  • умственное развитие — умение мыслить, анализировать, рассчитывать
  • нравственное развитие — формирование личности и характера человека
  • эстетического развития — осознания красоты вещей
  • социального развития — умения налаживать контакты в обществе


подвижные игры на свежем воздухе

По сути, игра — наверное единственный детский труд и за его действие ребенок берется без принуждения. В игре ребенок способен проявить себя со всех сторон. показать все те качества, которые мы ценим во взрослом человеке. Во время даже самой простой игры ребенок учится жить и приспосабливаться к жизни.

Замечено, что именно во время игры ребенок наиболее просто поддается обучению. Неважно в какой форме ему преподносить урок: вербально или невербально.

В игре ребенок учится оценивать происходящую ситуацию. Данный навык ему особенно пригодится во взрослой жизни принятия важных решений. Только в игре можно дать понять малышу, как необходимо сотрудничество и помощь окружающих. Как важно иногда уметь сдерживать себя и проявлять уважение к другим участникам игры.

Игра — это способ скрыть негативные и отрицательные эмоции и взамен выражать только доброжелательные чувства. Да и представить невозможно другую деятельность, способную принести ребенку столько радости и принести пользы для полноценного здорового образа жизни. Игры полезны в любом возрасте, как в яслях, так и в старших классах. Главное — учитывать особенности ребенка и чем старше участники, тем глубже игра должна погружаться в социальный смысл.



подвижные игры в помещении

Вы вольны сочетать несколько видов деятельности в игре, главное — не переусердствовать чрезмерной психологической нагрузки на ребенка.

Соблюдайте некоторые правила:

  • игра ни в коем случае не должна как-либо нарушать душевное равновесие ребенка
  • попробуйте не менять очень резко основные виды деятельности
  • не останавливайте резко игру, это травмирует детскую психику

10 подвижных игр для детей любого возраста

Нет такого ребенка, который не любил бы бегать и прыгать, резвиться и веселиться, смеяться и выполнять забавные задания. Существует ред закомплексованных детей, которые по разным причинам стесняются это делать, но тем не менее они так же в восторге от интересных игр. Подвижные игры должны всегда тренировать у ребенка:

  • ловкие умения
  • выносливость
  • быструю реакцию
  • моментальное реагирование
  • логику
  • внимание
  • умение быстро переключать сознание и мышление


подвижные игры для детей любого возраста

Подвижная коллективная игра «Гуси-лебеди»

Это популярная и очень известная игру. существующая не один десяток лет. игра хороша тем, что способна развивать моментальную реакцию у детей и тщательно тренировать выносливость у каждого участника. Она прекрасно подойдет для детей, старших шестилетнего возраста, способных различать команды и быстро реагировать.

Правила игры:

  • отделите зону на три участка: гусятник, поле и горы — это обязательное условие для игры
  • разделите всех участников игры (х может быть около двадцати и даже больше) на «гусей» и «волков»
  • объясните команды всем участникам, чтобы исключить недопонимание

Разместите всех участников по территориям:

  • «гусятник» — место обитания тех детей, кто воплощает в себе гусей
  • «поле» — место, где гуси пасутся и летают
  • «горы» — место обитания волков


команды для игры «гуси-лебеди»
  • По четкой команде «гуси-лебеди летите» все дети, выполняющие эту роль вылетают из «гусятника» на пастбище и летают там, махая крыльями и забавляясь
  • По команде «волки» гуси лебеди должны отправиться домой, а волки в то время пытаются схватить хотя бы по одному участнику-гусю
  • Выигрывает та команда, которая осталась не схваченная волками

Кроме выносливости, данное развлечение тренирует в детях координацию всех своих движений, ловкость движений и учит их правильно мыслить, планируя свои действия.

Подвижная игра со скакалкой «Удочка»

Это очень веселая игра, которая нравится абсолютно всем детям. Для нее не существует ни времени года, ни ограничений в возрасте. Учит данная забава детей быть выносливыми и точно координировать каждое свое движение. Преимущество игры в том, что ее можно проводить как на открытом воздухе, так и в помещении и для этого задействовать неограниченное количество детей.

Правила игры:

  • для игры необходимо обязательно иметь скакалку или длинную веревку с грузиком на конце
  • в игре есть один ведущий — вращающий скакалку, а все остальные — участники
  • ведущий определяет каков будет характер игры: соревновательный (то есть на выбывание) или развлекательный


подвижная игра «удочка»

Дети формируют круг. В центр круга становится один участник, который и водит скакалку по земле. Его задача вращать скакалку круговыми движениями. Остальные детки должны подпрыгивать в тот момент, когда скакалка касается их ног. Для этого ведущий должен четко предопределить границы территории и запретить остальным участникам за них выходить.

Если кончик скакалки попадает по ногам участника, который не успел либо не смог подпрыгнуть, он считается проигравшим. Тут можно выделить два отличия:

  • В соревновательной игре, каждый участник выбывает из круга постепенно, пока количество участников не сведет их к одному человеку
  • В развлекательной игре, место ведущего занимает человек,по чьим ногам стукнула скакалка и так игра продолжается до тех пор, пока не наскучит

Игра тренирует такие важные качества, как: выносливость, коллективность, быстрая реакция, а так же дает детям небольшую физическую нагрузку.

Развлекательная игра «Стулья» на природе и в помещении

Данная игра стара как мир. В нее часто играют на различных мероприятия взрослые, но начало она взяла свое еще в детском саду. Игра хорошо воспитывает в детях умение быстро реагировать, внимательно относиться к командам и окружающим, ловко выполнять движения. К сожалению, это не многолюдная игра и оптимальное количество участников в ней — около десяти человек.



игра «Стулья» на открытом воздухе
  • Каждый участник обязан иметь свой личный стул. Все стулья (или табуреты) ставятся в центр или по кругу
  • К общему количеству участников добавляется еще один — без стула
  • Все участники становятся в круг, обрамляющий круг из стульев
  • Задание участников по команде постороннего ведущего двигаться по кругу. Это может быть музыкальное сопровождение и танцы, а может быть команда «хаос», где каждый ребенок мечется и передвигается как ему удобно
  • Когда прозвучит команда «стулья» или музыка остановится — все должны присесть на стулья. Одному человеку не хватит места, он выбывает прихватив с собой стул
  • игра продолжается до последнего стула. Победителем становится тот, кто успел присесть

Такая игра больше всего подходит для помещения, где всегда можно найти музыкальное сопровождение и большое количество стульев.

Развлекательная игра на природе «Самый гибкий»

Данная игра очень интересна для детей более старшего возраста. Она тренирует в ребенке умение подстраиваться под условия, умение выгибать тело и координировать все свои движения. Проводить ее следует на природе, где можно найти два рядом растущих дерева. Между ними следует натянуть любую веревку, скакалку или резинку.

Каждый игрок должен пройти под данной веревкой. Здесь разрешается принимать участие неограниченному количеству детей. Сложность игры в том, что с каждым разом, после прохождения последнего участника, веревка опускается на двадцать сантиметров. И порой пройти под ней без сильного прогибания назад просто невозможно.



игра «самый гибкий»

Разнообразить игру можно добавив музыкальное сопровождение во время прогибания под веревкой, а усложнить, добавив еще несколько веревок в разных направлениях. Выбывает участник только тогда, когда задевает собой какую-либо сторону веревки.

Игра «самый гибкий» способствует развитию координирования каждого своего движения и умения проявлять ловкость в сложных ситуациях.

Игра для проведения на улице «Светофор»

Данная игра одна из самых популярных в детских садах и школах. Ее часто проводят и в оздоровительных лагерях,чтобы привлечь и как-то заинтересовать детей. Ее суть очень проста:

  • В игре может принимать участие неограниченное количество детей
  • Ведущий выполняет роль, так называемого «светофора». Он должен четко обозначить границы игры и показать их каждому участнику
  • Территория, предназначенная для игры делится на две половинки. Все участники собираются на одной стороне
  • «Светофор» становится ровно на границе двух половинок и поворачивается спиной к участникам
  • Задание «светофора» назвать один из цветов и резко повернуться к участникам
  • Каждый участник внимательно изучает свою одежду на имение этого цвета и если он есть у него — это проходной билет прямо на противоположную сторону
  • Остальные участники, которые не имеют данного цвета, должны пытаться всеми способами пройти на другую половину
  • «Светофор» пытается поймать кого-нибудь и если ему это удается, пойманный игрок либо выбывает, либо становится новым «светофором»


игра «светофор»

Игра учит детей быстро реагировать на обстоятельства и требует умения быстрого принятия решения, а так же ловкость.

Развлекательная игра «Охотники» для детей

Эту игру можно проводить как на свежем воздухе, так и в помещении. В ней может принимать участие неограниченное количество детей разного возраста. Особенность игры является ее главный атрибут — карточка. До начала игры ведущий перечисляет всех участников и записывает имя каждого на отдельной карточке. Карточки перетасовываются и даются детям для вытягивания.

Чтобы игра получилась забавной и интересной, обязательным условием является полное знакомство детей друг с другом. Только тогда они смогут реагировать должным образом. Всем детям нужно объяснить, что они — охотники. Задание охотника — поймать «дичь». Дичью является тот участник, имя которого написано на карточке.



игра «охотники» на природе

Во время первого розыгрыша игры дети еще не будут знать, что каждый из них одновременно и охотник и дичь. Все дети собираются на одной территории, желательно в это время включить музыку, чтобы они смогли танцевать. Все это время каждый охотник пристально и незаметно следит за своей дичью. Когда музыка заканчивается, охотники хватают дичь. Каково будет удивление и радость всех участников, когда они все вместе схватят друг друга и игра окончится дружными объятьями!

Игра организовывает вместе детей в один дружный коллектив, обучая их общению и способу взаимодействовать друг с другом, тренируя ловкость и быструю реакцию.

Подвижная игра с мячом «Горячая картошка»

Это очень простая и понятная всем игра. Она требует неограниченного количества участников и один мяч, который будет воплощать собой горячую картошку. Почему горячая картошка? — Задача детей молниеносно быстро передавать друг другу мяч, чтобы не «обжечься».

  • Все участники должны построиться дружно в один большой круг
  • Мяч передается быстрыми движениями от участника к участнику
  • Все это время передачу мяча может сопровождать веселая музыка
  • Когда музыка останавливается или же ведущий говорит простую фразу «стоп». участник у которого задержался мяч — выбывает
  • Игра продолжается до тех пор, пока не останется всего один участник — победитель


игра «горячая картошка»

Игра учит детей быстро реагировать на команды, координировать свои движения, проявлять ловкость, смекалку.

Подвижная игра для детей «Море волнуется»

Дети очень любят эту игру и ее успешно можно проводить как на улице, так и в помещении. Она позволяет детям развивать координацию движений, развивать эстетические навыки и тренировать гибкость.

  • Дети делятся на участников — «морские фигуры» и ведущего
  • Ведущий поворачивается спиной к остальным участникам и читает слова:
    «Море волнуется — раз,
    Море волнуется — два,
    Море волнуется — три,
    Морская фигура на месте замри!»
  • Во время чтения ведущим слов все дети выполняют танцующие движения и после окончания принимают любую форму
  • Ведущий оценивает красоту фигур и ходит между ними
  • Проигравшим оказывается тот участник, который пошевелиться или засмеется в то время, пока ведущий будет ходить между фигурами
  • Показывать одну и ту же фигуру несколько раз — нельзя


игра «море волнуется»

Подвижная игра «Кошки-мышки» для детей любого возраста

Эта игра очень популярна в детских садах и начальной школе. Это активное развлечение для детей любого возраста. Принимать участие в игре может неограниченное количество детей. Все они становятся в круг, заранее определив одного в роль «кошки» и еще одного в роль «мышки».

  • Все дети формируют круг и держатся за руке, как в хороводе
  • Мышка должна находится снаружи круга, а кошка — внутри
  • Задача кошки поймать мышку, а задача круга — не позволить это сделать
  • Именно тот факт, что дети держаться за руки — не дает кошке проникнуть в центр круга, они стараются препятствовать всеми способами
  • В это время движения мышки не ограничены и она свободно может передвигаться как в кругу, так и за его пределами
  • Когда кошка наконец-то поймает мышку, мышка принимает роль кошки, а все остальные участники выбирают мышку
игра «кошки мышки» на улице

Игра учит детей быстро реагировать, проявлять смекалку и координировать свои движения, плюс ко всему она учит детей общаться друг с другом.

Развлекательная подвижная игра «чернило и перо»

Эта игра предполагает большое количество детей для игры. Все они делятся на две команды равные по количеству, которые размещаются друг от друга на хорошем расстоянии. Все они становятся в шеренгу и держаться за руки.

  • Одна из команд читает слова:
    «Черное чернило, белое перо.
    Отдайте нам … (имя ребенка) и больше никого»
  • После этих слов названный ребенок разбегается и пробегает сквозь сомкнутые руки команды
  • Если ему удается разорвать цепь, он забирает одного из участников, которого коснулся и уводит его в свою команду
  • Если ему не удается разорвать цепь, он остается в противоположной команде
  • Игра продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется один участник


игра «черное чернило, белое перо»

Игра учит детей общаться в коллективе, быть одним целым и с точностью координировать свои движения.

Видео: «Подвижные игры для детей»


Детские игры – это не только веселое времяпрепровождение и развлечение малышей, но и важный компонент их развития и воспитания. Особое значение для развития детей имеют развивающие подвижные игры. По своей сути подвижные игры с правилами можно считать упражнениями, посредством которых маленькие члены общества готовятся к взрослой жизни. В процессе таких забав они получают очень ценные для него знания и сведения об окружающем мире и людях, у них развивается смекалка, сноровка, ловкость, вырабатывается логическое мышление и ценные морально-волевые качества.

Увлекательная и эмоциональная подвижная деятельность побуждает детей проявлять и развивать свои умственные и физические возможности и навыки. Во время игр вырабатывается мгновенная реакция: игроку необходимо молниеносно реагировать на сигналы «Беги», «Лови», «Хватай», «Стой» и т.д. Посредством подвижных занятий ребята могут реализовать свободу действий, что, в свою очередь, закладывает основы их физического развития. С точки зрения классической педагогики, подвижные развивающие игры для детей – одно из самых важных средств всестороннего развития малышей. Развивающие игры можно условно разделить на две группы: для детей до 5 лет, и для детей старше 5 лет.

Игры для детей младшего дошкольного возраста (до 5 лет)


Малыши в возрасте до 5 лет в своих забавах учатся новому при помощи подражания. Деток интересует не столько общение со сверстниками, сколько подражание взрослым, а также окружающим животным и птицам. Малыши с большим удовольствием машут ручками, как птички или бабочки, подражают деревьям, а также неживым предметам. Он вживается в образ подражаемого предмета, начинает ему сопереживать. Как следствие, у детей происходит формирование ценных личностных качеств – соучастия, сопереживания, симпатии, сопричастности. Так как у детей до 5 лет ярко выражена способность к имитации, основная масса развивающих подвижных занятий – это игры сюжетного характера. Представляем несколько популярных развивающих игр для деток до 5 лет.

Кот и мыши - хорошо развивает навыки движения по сигналу


  • Малыши (мышки) располагаются на стульях вдоль стены (в норках), при этом воспитатель (кошка) сидит в противоположном углу, и «спит». Участники-мышки расходятся по комнате, но вот внезапно кошка мяукает и просыпается. Задача мышек – вовремя занять свои норки.

Опиши соседа - развивает внимательность, память, наблюдательность

  • Задача участников – по очереди дать описание или характеристику одному из присутствующих малышей. Тот, кто не сможет назвать какой-либо признак, выбывает.

Кукловод - развивает двигательную память.

  • Кукловод-взрослый водит ребенка с завязанными глазами по определенному маршруту, к примеру, шаг назад, два шага влево, три шага вперед и т.д. Задача малыша – после того, как ему развяжут глаза, пройти маршрут в обратном направлении.

Воробушки и автомобиль - развивает навыки движения по сигналу, а также навыки бега и прыжков.

  • Перед началом игры нужно разметить площадку цветными флажками. Дети-воробушки располагаются на своих скамейках-гнездах в одном углу площадки. Воспитатель-автомобиль – на своем стуле-гараже в другом ее конце. По команде воспитателя «Воробушки вылетают из гнезд» дети разлетаются в разные концы площадки. Внезапно автомобиль покидает свой гараж, а воробушки стремительно возвращаются в свои гнезда.

Бегом ко мне - способствует развитию навыков движения по сигналу, развивает навыки прыжков, бега и ходьбы.

  • Малыши сидит на поставленных в ряд стульях, при этом воспитатель должен отойти в дальний конец комнаты. Неожиданно воспитатель зовет участников - «Бегите ко мне», игроки должны как можно быстрее подняться со своих мест, и побежать к воспитателю, который, в свою очередь, их встречает с распростертыми объятиями. Затем взрослый переходит в другой конец комнаты, и снова зовет детей. После того, как малыши утомятся, воспитатель командует «Бегите домой».

Мой веселый, звонкий мяч - вырабатывает навык ритмичных прыжков, бега, обучает выполнению упражнений по сигналу.

  • Перед началом игры нужно расставить стулья по различным углам помещения. Находящийся по центру комнаты воспитатель берет в руки мяч, и, приговаривая «Мой веселый звонкий мяч», начинает отбивать им о пол. Тем временем дети прыгают в такт ударам мяча о пол, имитируя, таким образом, мяч. После того, как дети освоят игру, воспитатель прекращает отбивать мяч, и лишь делает вид, будто он бьет рукой по мячу.

Мыши в кладовке - развивает у малышей движения по сигналам – бег, прыжки и подлезания

  • Детки-мышки сидят на скамейках-норках. Один из углов комнаты обтянут веревкой на расстоянии полметра от пола. Это кладовка, в ней сидит на стуле воспитатель-кот. Кот спит, задача мышек – тихо и незаметно подлезть под веревкой, и съесть воображаемые припасы, хранящиеся в кладовой. Пролезть нужно так, чтобы не зацепить веревку. Неожиданно кот просыпается, а мыши разбегаются по своим норкам. Прогнав мышей, кот возвращается на место, и засыпает. Затем забава продолжается.

Найди флажок - способствует развитию выдержки и наблюдательности у детей.

  • Перед началом воспитатель заранее готовит флажки (по количеству детей). Малыши рассаживаются на стульях, а затем по команде «Встаем» разворачиваются лицом к стене, и стоят так, закрыв глаза и не подглядывая. Тем временем воспитатель прячет флажки, а после того, как он их недалеко спрячет, он командует «Пора», и дети должны найти флажки – каждый по одному. После того, как все флажки найдены, дети строятся в шеренгу, во главе которой малыш, первым нашедший флажок. Ребята делают круг вокруг комнаты, и снова рассаживаются по своим местам – забава продолжается.

Игры для детей старше 5 лет


Характер подвижных развивающих игр для детишек старше 5 лет несколько меняется. Теперь им интересен конечный результат их забав. В играх все явственнее прослеживается стремление малышей выразить свои желания, чувства. Дети уже могут составить план достижения цели, и пошагово реализовывать его. В достижении цели игры они способны использовать довольно богатый социальный, мыслительный и двигательный опыт. Развивающие игры должны нести в себе элементы нравственного воспитания. Во время таких занятий дети учатся совестливости, доброжелательности, организованности, инициативе. Как правило, у детей во время игры наблюдается эмоциональный подъем, они играют с удовольствием, радостью и весельем. Ниже представлены примеры лучших развивающих подвижных игр для детей старшей возрастной группы.

Найди себе пару - развивает реакцию, ловкость и быстроту движений.


  • В занятии участвует нечетное количество детей. Каждому из них нужно раздать по флагу (одного из двух цветов). После сигнала воспитателя ребята расходятся по комнате, затем воспитатель произносит «Не зевай, скорей пару выбирай», и игроки начинают подбирать себе пару с флажком одинакового цвета. Неизбежно один игрок окажется лишним, и тогда ему участники игры говорят «Петя, Петя, не зевай, скорей пару выбирай». Вместо флажков можно использовать кружки из картона или цветной бумаги.

Веселые самолетики - способствует развитию ловкости, реакции и быстроты движений.

  • Участники делятся на 4 группы, каждый член которой получает в руки флажок или картонный кружок определенного цвета. Игроки всех четырех групп становятся в четыре шеренги на свой «аэродром». После команды воспитателя «От винта» ребята сгибают руки в локтях, имитируя крылья самолета. Далее следует команда «На взлет», и дети «разлетаются» по всей комнате. Через минуту-другую следует команда «На посадку», и участники должны приземлиться на свой аэродром, и встать на то же место в шеренге, с которого и начался полет. Проигравшей оказывается та команда, которая построится на аэродроме последней.

Гуси-Лебеди - развивает реакцию, ловкость и сноровку.

  • Игровая комната превращается в луг, на котором пасутся игроки-гуси. Гусей пасет пастух (первый раз это может быть воспитатель, а затем и один из игроков может быть пастухом). Также в игре участвует волк, его роль выполняют по очереди все участники игры. На одном конце луга находится дом, а в противоположном – волчья нора. Пастух выводит гусей пастись, при этом между пастухом и гусями происходит следующий диалог:

Пастух: Гуси, гуси.
Гусиная стая: Га-Га-Га.
Пастух: Есть хотите?
Гусиная стая: Да-Да-Да.
Пастух: Так летите же домой!
Гусиная стая: Мы не можем, над горой, серый волк не пускает нас домой!
Пастух: Так летите, как хотите, только крылья берегите.

  • После этих слов волк выскакивает из своей норы, и начинает хватать гусей. Пойманную добычу волку нужно снести к себе в нору. Гуси, соответственно, могут спастись лишь у себя в доме. Игра длится три повтора, после чего оставшихся на свободе гусей нужно пересчитать, а волка сменить на другого игрока.

Угадайка - развивает ум, воображение, мимику и жесты.

  • Воспитатель рассказывает сидящим на скамейке в рядок детям, что им нужно представить, будто они сейчас должны сходить в лес, и поймать там бабочку, белочку, кузнечика, пчелы, жука, шмеля и т.д. По команде воспитателя «Вперед» участники расходятся по воображаемому лесу, и в ладошку ловят воображаемое животное или насекомое. Кого-нибудь поймать нужно обязательно. Далее следует команда «Все домой», и участники с закрытыми ладошками несут добычу домой. Затем воспитатель просит участников по очереди рассказать при помощи жестов, мимики, движений корпусом, руками и ногами, а также звуков, пояснить, кого именно они поймали. Остальные участники должны отгадать животное или насекомое – в этом случае оно считается отпущенным. Если никто отгадать не может, участник сам называет свою добычу.

После активных игр и забав дети нуждаются в отдыхе. Компьютерные игры – то что нужно в данном случае. Популярные игры уборка в доме Лунтика по мотивам любимого мульфильма очень нравятся детям. Они всегда с удовольствием играют в нее.

Развивающие подвижные игры.

Инструктор по физической культуре: Зуева Е.А.

Игры – прекрасное средство развития! Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей. Ребёнок периодически участвует в разных играх, игры повторяются и он начинает видеть свой рост, своё движение. Тут он постоянно проигрывал - а вот уже начал выигрывать.

Игры бывают разными. В педагогике распространилось мнение, что игры-соревнования как бы «непедагогичны» Ведь там есть победители и проигравшие. Победить хорошо, но проиграть… Лучше, чтобы проигравших не было. Почему? Говорят: «Если ребёнок часто проигрывает, у него возникает заниженная самооценка» Действительно, заниженная самооценка – вещь весьма и весьма вредная. Впрочем как и завышенная.

Настоящая проблема состоит, как видно, не в том, что лучше – заниженная или завышенная самооценка, а в том, чтобы самооценка была адекватная, чтобы ребёнок хорошо знал свои реальные возможности и силы.

Ребёнок играет не в одну, а в разные игры, не с одним человеком, а со многими. В одни игры ребёнок проигрывает, в другие выигрывает. Игры дают ребёнку способ разобраться в том, что он умеет, что нет, что получается хорошо, что плохо.

Говорят также, что игра как соперничество – негуманна. По мнению таких « гуманистов» люди вообще не должны соперничать. Но это совершенно неверно. Что такое соперничество как ни сравнение своих результатов с результатами других людей? Это может быть больно или не очень приятно, но факт остаётся фактом – это мощный стимул человеческого совершенствования.

Существует также некий минимальный уровень агрессивности в поведении людей, и его необходимо «сбрасывать» Именно в играх с соперничеством, в играх – соревнованиях это и происходит. Лучше, чем в драках. Поэтому – то игры это и есть настоящий, а не поддельный гуманизм.

Конечно не хорошо, если ребёнок всё время проигрывает. В играх частенько складываются ситуации, когда игроки по силам не равны. Если вы видите, что ребёнок часто проигрывает, то подберите ему игру по его способностям, чтобы он добился успеха. Такая игра всегда найдется!

Многие педагоги и родители не хотят, чтобы ребёнок вообще когда-либо проигрывал. Возможно, это желание возникает из-за личных проблем таких взрослых. Это они сами в своём детстве не доиграли, не научились проигрывать и теперь, боясь проигрыша, «проецируют свои страхи на детей. Человеческая же мудрость твердит и твердила: человек должен уметь проигрывать, должен уметь «держать удар». Невозможно научиться этому, если не попробуешь. Лучший для этого способ: игры-соревнования.

1.Пятнашки.

Дети природой запрограммированы на бег. Ведь что может быть лучше такого упражнения, где быстрое, стремительное ускорение сменяется активным торможением или отчаянной попыткой увернуться? Салки – это еще и хорошая профилактика сердечно-сосудистых заболеваний у ребёнка. Среди множества подвижных игр салки –может быть, самая любимая игра. Существуют сотни видов салок. В книге «365 развивающих игр» приведены самые известные.

«Волки во рву»

«Ловись, рыбка»

«Горелки»

«Салки с мячиком»

«Круговые салки»

«Бег с переменой направления»

«Цепные салки»

«Колдунчики»

2.Игры на развитие сенсорных способностей.

Сенсорные способности – это чувства: зрение, слух, осязание..Хорошо видеть – это во многом –умно видеть, четко распознавать увиденное.

Слышать – это прежде всего умно услышать, уметь распознать то, что услышал, запомнить услышанное. Осязать – значит хорошо распознавать тактильные ощущения, четко их вспоминать в нужный момент. Очень важно развить нормальные сенсорные способности. Потому что отставание будет незаметно тормозить успехи ребёнка во всех сферах, во всех областях человеческой деятельности.

«Что изменилось?»

«Испорченный телефон»

«Чудесный мешочек»

«Барабанщик»

«Письмо на ладони»

«Слепой и поводырь»

3.Народные игры.

Каждая река имеет исток. Так спросим себя: где начинаются игры? Самые замечательные, самые волнующие и увлекательные из них возникли в далёкой древности. Может быть сам человек возник вместе с игрой? В играх каждого народа отражается его душа, его истоки, его история. В играх бессознательно дети усваивают многие особенности Отечества, то, что невозможно объяснить словами, то, что переливается в душу ребёнка без нравоучений и нотаций.

Народные игры хороши не только тем, что развивают разнообразные качества, например быстроту, силу, ловкость, но они также учат уважению к самому себе, как к частице своего народа, и к другим народам Земли. Каждый народ велик по своему – эту истину несут детям народные игры.

«Чехарда»

«Жмурки»

«Канат»

«Бег в мешках»

«Колечко»

«Волк и козлята»

«Кошки и мышки»

«Золотые ворота»

4.Игры на внимание

Произвольное внимание формируется у ребёнка с 4 до 8 лет. Часто дети не могут спокойно высидеть, когда читают книгу или проходит какое-либо занятие. Внимание можно тренировать с помощью всё тех же игр.

«Ам!»

«Зеркало»

«Нос,нос,рот…»

«Небылицы»

«Сыщик»

«Делай, как я»

«Ладонь, кулак»

5. Игры на развитие воображения.

Воображение – одна из самых волшебных способностей человеческой психики. Творчества без воображения просто не существует. Память становится бедной, слабой, если её лишить тех зацепочек, которые даёт воображение. Можно сказать и так – счастье человеческое почти целиком основано на воображении.

«Что лежит в коробке?»

«Найди сходство»

«Фантазёры»

«Живая скульптура»

«Живые картины»

6. Игры для рук и …ног.

Между «моторными» зонами коры головного мозга и всеми другими частями мозга имеется множество связей. Чтобы ребенок хорошо говорил, а затем и читал и писал, нормально развивался, нужно уделять большое внимание развитию четкости движений рук и..ног.

«Рисуем ногой»

«Обезьянки»

«Из корзины в корзину»

«Перетяжечки»

6. Игры на развитие театральных способностей.

Человек играет вполне определённые роли, постоянно их меняя. Без умения разыгрывать роли общение может быть затруднено, потому что окружающие люди ориентируются на определённый тип стандартного поведения, задаваемый ролью.

«Живая скульптура»

«Тень»

«Зеркало»

«Передай жестами»

«Насос и мяч»

7.Командные игры.

Дружба –великая ценность. Но и дружбе нужно учиться. И нет лучшего учителя общения, чем игры, прежде всего - командные игры, где чувствуешь плечо партнёра по команде, где выигрыш зависит от общего взаимодействия. Говорят, если игра закончилась вничью, «побеждает дружба», но это выражение имеет и другой смысл – дружная команда имеет преимущество.

«Перетяни за черту»

«Дракон»

«День и ночь»

«Захват флажка»

Литература:

Е.Беляков «365 развивающих игр»

«Подвижные игры народов СССР»

Подвижные игры для детей первой младшей группы ДОУ

Автор: Лашкова Оксана Евгеньевна, воспитатель чДОУ «детский сад №4» ОАО «РЖД», город Бологое Тверская обл.
Описание работы : Предлагаю Вам подборку подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста. Данный материал может использоваться воспитателями и родителями для проведения подвижных игр в групповой комнате, дома и на прогулке, с детьми от 1,5 до 3 лет. Этот материал направлен на формирование интереса у детей к игровой деятельности, на развитие таких качеств как, координация движений, быстрота реакции, ориентировка в пространстве, внимание. Подвижные игры всесторонне развивают ребёнка и вызывают положительные эмоции от совершаемых действий.
Цель : Познакомить малышей с многообразием подвижных игр. Повышать двигательную активность и здоровье детей. Развивать внимание, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.

Игра в жизни каждого ребёнка занимает значимое место. С малых лет, играя, ребёнок сначала учится манипулировать предметами, изучает их. С возрастом ищет их взаимосвязи. Играя у малыша, развивается не только моторика, но и мышление, воображение, фантазия. Играя, ребёнок выстраивает логические цепочки, думает, размышляет. Невозможно представить себе детство ребёнка без игры. Не зря подмечено, что как ребёнок ведёт себя в игре, таким образом, он будет вести себя и в социуме. Многими великими педагогами разработано и успешно внедрено в программы огромное количество игр. Я работаю с самыми маленькими, с малышами от года до трёх. И за долгие годы собрала картотеку игр, которую использую в своей работе. Это и подвижные и развивающие и дидактические.
Нельзя недооценивать пользу подвижных игр в жизни ребёнка. Во время активного движения активизируются обменные процессы в организме, кровообращение, дыхание. Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, внимание и быстроту реакций, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность. Предлагаю ознакомиться с немногими, но любимыми моими малышами подвижными играми, которые можно проводить как в групповой комнате, так и на прогулке. Надеюсь, кому то это пригодится в благородном деле, в воспитании и формировании нашего бесконечно прекрасного подрастающего поколения.

Подвижные игры для детей от 1,5 до 3 лет.

«Солнечные зайчики»

Задачи: повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.
Собрав около себя группу детей, воспитатель при помощи зеркала пускает солнечные зайчики на стену и приговаривает:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!» Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

«Догони мяч»

Задачи: побуждать действовать по сигналу, совершенствовать бег в сочетании с действиями, получать удовольствие от совместных действий.
Воспитатель показывает детям корзину с мячами и предлагает встать рядом с ним вдоль одной из сторон площадки. Затем со словами «догоните мяч» выбрасывает их из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны, подальше от детей. Дети бегут за мячами, берут их и кладут в корзину. Игра повторяется.

«Собери шарики»

Задачи: повышать двигательную активность; способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий.
Для игры подбираются шары (деревянные или пластмассовые), разные по цвету. Сложив их в корзину, воспитатель приглашает детей посмотреть, какие красивые шары, называет, какого они цвета. Затем высыпает их со словами: «Вот как покатились шарики… Догоняйте их и кладите обратно в корзину». Дети бегут за шариками и относят их в корзину.
При повторении игры воспитатель называет, кто какой шар принес: красный, желтый и так далее
Воспитатель следит, чтобы дети не сбивались в кучу, а бегали по всей площадке (каждый ребенок бежит в своем темпе).
Первое время игра проводиться с небольшой группой детей, постепенно количество играющих увеличивается.

«Догони меня»

Задачи: совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве.
«Догони меня», - предлагает воспитатель и бежит к противоположной стене комнаты. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Затем воспитатель снова говорит: «Догоните меня», - и бежит в противоположную сторону, дети снова его догоняют. После двух пробежек дети садятся на стулья и отдыхают. Затем игра возобновляется.
Игру лучше проводить с небольшими группами детей: пока одна группа детей играет, другая смотрит, затем дети меняются ролями.

«Кот и мыши»

Задачи: повышать двигательную активность; развивать имитационные движения; вызвать интерес и желание выполнять действия в соответствии с текстом.
Игра проводиться с небольшой группой детей в игровой комнате или на прогулке.
С помощью шнура огораживается место для мышек. Выбирается кошка. Она садиться на стульчик или пенек. Мышки сидят в норках.
Воспитатель говорит:
Кошка мышек сторожит,
Притворилась, будто спить.
Мышки вылезают из «норок» и начинают бегать.
Через некоторое время воспитатель говорит:
Тише, мышки, не шумите,
Кошку вы не разбудите….
Это сигнал кошке; она слезает со стула, встает на четвереньки, выгибает спинку, громко произносит «мяу» и начинает ловить мышей, которые бегут в свои норки.
Игру можно повторять 3-4 раза, с другими кошками.


«Лохматый пёс»

Задачи:
Один из детей изображает пса; он ложиться на коврик, голову кладет на протянутые впереди руки.
Остальные дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время говорит:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.
Пес вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пес гонится за ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, пес опять ложиться на коврик. Игра повторяется с новым водящим.

«У медведя во бору»

Задачи: учить действовать по сигналу воспитателя, совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве
Один из детей изображает медведя; он сидит на стульчике, ручки под щечку сложив, притворившись спящим.
Остальные дети тихонько подходят к нему, наклоняясь, будто собирают грибы и ягоды, а воспитатель в это время говорит:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит,
На меня он все глядит.
А потом как зарычит.
И за нами побежит.
Медведь вскакивает, бежит за детьми. Дети разбегаются. Медведь гонится за ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, медведь опять садиться на стульчик. Игра повторяется с новым водящим.

«Цыплятки и кошка»

Задачи: совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий, учить детей бегу в определённом направлении.

Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Считалочкой выбирается кошка. Кошка садиться на стул в сторонке. Курочка и цыплята ходят по комнате. Воспитатель говорит:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».
Приближаясь к кошке, воспитатель говорит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые убегают в определенный угол комнаты – «дом», к курице-маме.
Воспитатель (курица) защищает цыплят, разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток»!

«Солнышко и дождик»

Задачи: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал, учить выполнять действия по слову взрослого; поощрять самостоятельность, инициативу детей; вызывать чувство радости от совместных действий.
Дети присаживаются на корточки сзади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются сзади стульев. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

«Раздувайся пузырь»

Задачи: побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; закреплять умение становиться в круг, постепенно расширяя его и сужая; развивать физическую активность.
Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет: «Пузырь лопнул», - все дети опускают руки, хором говоря: «Хлоп» - и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг и игра возобновляется.

Задачи: учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми, побуждать к самостоятельным действиям.
Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я буду паровоз, а вы - вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: «чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время снова раздается гудок, и поезд опять отправляется в путь.
Где спрятался колокольчик?»
Задачи: учить ориентироваться в пространстве; развивать умение бегать в разных направлениях; вызывать чувство радости от совместных действий.


Дети стоят лицом к стене. Няня прячется в другом конце комнаты и звонит в колокольчик. Воспитатель говорит детям: «Послушайте, где звенит, и найди колокольчик». Когда дети находят колокольчик, воспитатель хвалит их, а затем предлагает снова повернуться к стене. Няня опять звонит в колокольчик, спрятавшись уже в другом месте.

«Мой весёлый звонкий мяч»

Задачи: учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно слушать текст; вызывать чувство радости от активных действий.
Дети сидят на стульях, поставленных в разных местах комнаты. Воспитатель находится в центре. Берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря: «Мой веселый, звонкий мяч…». Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать как мячики. Дети прыгают в том же темпе. Воспитатель кладет мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой, так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню!». Дети убегают.

«Зайка беленький сидит»

Задачи: совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.
На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст:
Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети стоят в кругу,
Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте.
Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам.

«Птички в гнёздышках»

Задачи: обогащать двигательный опыт; побуждать детей к выполнению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызывать чувство удовольствия от общения с взрослым и сверстниками, а также от выполнения движений.
С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется, подпрыгнуть два раза.

«Гуси – гуси»

Задачи: совершенствовать бег в сочетании с действиями рук; вызывать потребность к подражанию; получать удовольствие от совместных действий.

Дети изображают гусей, располагаясь в одном конце комнаты, в другом конце стоит взрослый. По очереди говорят:
Взрослый: Гуси-гуси!
Дети: Га-га-га!
Взрослый: Есть хотите?
Дети: Да-да-да!
Взрослый: Идите ко мне!
Дети-гуси летят к взрослому, размахивая крыльями, шипя: «Ш-ш-ш»
Затем взрослый говорит: «Кш! Бегите в поле!» Гуси убегают на свое место.

«Птички и автомобили»

Задачи: совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по ограниченной поверхности; развивать внимание, умение реагировать на сигнал; побуждать к активному взаимодействию со сверстниками.

Все дети изображают птичек. Роль автомобиля вначале выполняет воспитатель. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе, машут крыльями, клюют зерна. По сигналу воспитателя «Автомобиль!» птички быстро убегают с дороги. Одна часть детей размещается на одной стороне группы, площадки - это птички. На другой стороне размещается другая часть детей - это автомобили. Воспитатель говорит: «Птички летят!» - птички летают, машут крыльями, приседают, клюют зерна. По сигналу «Автомобили выехали!» дети, изображающие автомобили, выезжают на дорогу, а птички улетают в свои гнездышки. Автомобили ездят по дороге, объезжая препятствия (скамейки, кубы). При повторе игры дети меняются ролями.

Серия подвижных игр, соответствующая физическому и психическому развитию детей от 7-10 лет.

Это игры на развитие координации движений, ловкости. В них включаются бег на скорость, метание, прыжки через препятствия. Постепенно усложняются правила, повышаются требования к точности выполнения. Часто используется текст, определяющий ритм движений. Важно вводить в игры моторные элементы действий, которые дети наблюдают в жизни, они знакомы по картинкам (копание, перетягивание, толкание и т.п.). В игры целесообразно вносить элементы соревнования (кто скорее добежит до намеченного дерева). Дети в этом возрасте интересуются не только процессом игры, но и ее результатом, поэтому они любят играть в игры-соревнования. Наиболее полезно проводить моторные игры на свежем воздухе. К ребенку предъявляются достаточно строгие требования в отношении качества движений, правильности и четкости их выполнения.

☺ Игра «Мышиная охота»

Игра призвана формировать внимание, координацию, оперативную ориентацию в ситуации. Все игроки делятся на пары. Одна пара (можно по жребию) становится «котом» и «мышкой». Остальные пары встают в круг: один в затылок другому (фактически образуются два круга: внешний и внутренний). Расстояние между соседними парами должно быть достаточно большим, чтобы можно было между ними пробежать. «Кот» должен ловить «мышку». Если он до нее дотронется, «мышка» считается пойманной и выходит из игры. Но она может «спрятаться» в норку. Для этого ей надо встать впереди любой пары в кругу. В этом случае «мышкой» становится игрок, оказавшийся третьим в паре. Он продолжает убегать от «кота». Если «кот» дотронется до него, когда «мышка» уже встала в пару, а «третий» еще не успел начать бег, замешкался, он становится «котом». Побеждает тот «кот», который вывел из игры больше всего «мышек», и «мышка», дольше всех продержавшаяся в игре.

☺ Игра «Помощь друга»

Данная игра направлена на развитие взаимопомощи и поддержки друг друга. Выбираются двое игроков, один из которых водящий, должен догнать и «осалить» другого. Остальные дети встают по кругу, на расстоянии примерно одного шага. Убегающий и водящий бегут вдоль круга, и второй пытается догнать второго. Но убегающий, если чувствует, что его нагоняют, может попросить помощи у любого игрока в круге, выкрикнув его имя. Тогда названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, а на его место встает первый убегавший игрок. Однако освободившееся место может занять и догоняющий, тогда «водящим» становится неуспевший. Игра продолжается до тех пор, пока интересно детям.

☺ Игра «Пленник мяча»

Игра «Пленник мяча» развивает и координацию, и двигательное внимание. Все дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Крайний игрок берет мяч и бросает его противоположному. Этот игрок ловит мяч и бросает его игроку напротив, как показано на схеме. И так далее. Когда мяч дойдет до конца шеренги, то его кидают в обратную сторону в том же порядке. Если играющий не поймал мяч, то попадает в «плен» противоположной команде и начинает играть на ее стороне. Побеждает команда, «пленившая» как можно больше игроков за время игры, которое ограничивается заранее (например, играем 5 минут).

Следующая игра направлена на развитие не только внимания, но и правильной координации движений.

☺ Игра «Шарики - веники»

Это игра соревновательная. Ее можно проводить с двумя участниками или с двумя командами участников. Потребуется два воздушных шарика и два веника. Два участника должны пронести шарики на вениках определенную дистанцию (например, от стены до стола), не уронив их и не проколов. Шарики нельзя придерживать рукой. Если играют командами, то по принципу эстафеты шарики носят по очереди все участники. Тот участник (или команда), которому это удалось, получает специальный сертификат, предоставляющий право подметать помещение этим веником в течение недели.

☺ Игра «Темный лабиринт»

Все участники игры кроме ведущего, выстраиваются в линию и крепко зажмуривают глаза. Затем, с закрытыми глазами, они начинают выполнять команды ведущего: «Два шага вперед, поворот налево, два шага вправо, поворот кругом, шаг влево, поворот налево, четыре шага прямо, поворот на 180 градусов, два шага назад, поворот направо, поворот налево, шаг вперед, три шага налево и т.д.». Затем по команде ведущего «Открыть глаза!» все открывают глаза и смотрят, кто как стоит. Если кто-то стоит не так, как все, то он выходит из игры. Затем игра продолжается, пока не остаются только два (или один) самых внимательных игрока.

☺ Игра «Велосипедная камера»

Используется велосипедный насос, или предмет, его имитирующий. Один ребенок изображает «камеру». (Для облегчения вхождения в игру, первым номером в роли «камеры» может выступить взрослый.) По мере того, как «камеру» накачивают, она меняет позы и положения. Вначале принимает сидячее положение, затем разводит руки, надувает щеки и т.п. В какой-то момент импровизированная камера «лопается», имитируя звук лопнувшей шины. Участник беспомощно распластывается на полу. Роль «камеры» переходит к другому участнику.

☺ Игра «Прищепки»

Игра должна проводиться на свежем воздухе или в помещении, где много свободного пространства, чтобы дети могли бегать. Понадобится много бельевых прищепок (лучше ярких, разноцветных). В эту игру могут играть дети и взрослые. Количество игроков не ограничено. Вся группа делится на две части. Одна часть «охотники», другая — «олени». Все прищепки делятся на одинаковые кучки и выдаются всем «охотникам». «Охотники» при-крепляют прищепки на свою одежду, и игра начинается. После сигнала (можно музыкального вступления или имитации звука охотничьего рога) «охотники» начинают ловить «оленей». Поймав «оленя», «охотник» прикрепляет к нему прищепку и отпускает. Побеждает тот «охотник», на котором не осталось прищепок.