Победа и поражение. Основы игры в Civilization V. Туризм, шедевры, культурная победа в Sid Meier's Civilization: Brave New World Деньги и караваны

Мы продолжаем нашу серию гайдов о победах в Civilization 6 и способах их достижения. В сегодняшней статье мы рассмотрим способы достижения лидерства в культуре и вопрос культурной победы.

Что такое культурная победа в Civilization 6

3. Всегда выполняйте Вдохновения.
Многие игроки часто игнорируют условия для выполнения Вдохновений и Эврик, а ведь они, в большинстве случаев, наполовину сокращают время изучения, причем вы можете выполнить условие уже во время изучения гражданской науки!

Просто подсчитайте, сколько времени и ходов можно сэкономить!

Да, порой выполнение условий, которые помогут вам форсировать изучение, весьма затруднительно. Но для достижения культурной победы игроку необходимо выполнять если не все Вдохновения, то большинство! Узнать о том, что требуется выполнить, можно прочитав соответствующие подписи:

Вам придется научиться использовать это, поскольку ускорение исследований - это важнейший навык особенно на высоких уровнях сложности и в онлайн-игре!

4. Не пренебрегайте верой.
В Civilization 6 также можно покупать Великих людей или определенные здания за счет очков веры. Чем сильнее ваша религия, тем больше очков вы генерируете и тем больше гуманитариев сможете купить. Также вы можете изначально заложить культурное развитие в основу вашей религии, например:

  • навык «Светское духовенство» даст +1 пункт к очкам генерации культуры и веры в районах «Священное место» и «Театральная площадь.
  • навык «Всемирная церковь» даст +1 пункт к культуре за каждые 5 последователей этой религии в других цивилизациях. Чем больше городов, обращенных в вашу веру, чем больше людей в них живет, тем больше генерация!
Если вы по каким-то причинам поменяете планы, то развитая религия позволит прийти к религиозной победе.

Как добиться культурной победы в Civilization 6?

Культурная победа не будет сложной задачей, скорее это рискованный способ победить в игре, поскольку, чем дольше она идет, и чем ближе вы к финишу, тем сильнее вырастает конкуренция между державами и внезапные события, вроде войн или американского кино, сделают исход в вашу пользу трудно прогнозируемым.

Выше мы уже изложили основы, необходимые для культурной победы. Стратегия ее достижения в равной степени зависит от числа получаемых Великих людей и числа культурных объектов.

Следовательно, нужно много городов - от 7 до 10 будет оптимальным числом, размещайте их в разных климатических зонах (для Чудес) и первым делом стройте культурный район. Чтобы лидировать в процессе найма Великих людей вам потребуются здания, районы и Чудеса, которые предоставят ячейки шедевров. Каждой ячейке - по своему шедевру, нельзя литературный шедевр поместить в ячейку музыкального шедевра и наоборот.

Можно констатировать следующую взаимосвязь:

  1. больше городов и Театральных площадей;
  2. больше Великих людей и Чудес Света;
  3. больше шедевров и улучшений гексов;
  4. больше туристов
  5. GO TO 1.
Ни в коем случае не игнорируйте международные торговые пути, напротив, уделяйте им пристальное внимание, поскольку за счет торговых караванов к другим цивилизациям, повысится известность вашей цивилизации, и увеличатся общие показатели туризма.

Будет очень хорошо, если вы при прокладке маршрута увидите иконку культуры, такой торговый путь будет каждый ход приносить вам указанное число очков культуры. Их доходность формируется за счет тех районов, которые есть вокруг города-цели. Поэтому если вам нужно получить очки культуры - отправьте торговца в город с Театральной площадью.

Если вы с кем-то воюете, обязательно перенаправьте свои торговые пути по безопасным маршрутам в другие цивилизации, чтобы воздействовать на них и не терять время, пока идет война.

Есть факторы, которые уменьшают рост культурного влияния, например, различные формы правления, правительства и политики. Также уменьшается религиозный туризм, когда держава входит в эпоху Просвещения. С другой стороны, вы должны использовать формы правления и политики наиболее подходящие для развития культуры и туризма:

Важно! Шпионаж станет ценной возможностью для получения преимущества над другими цивилизациями, конкурирующими с вами за культурную победу. Украдите их великие произведения, разрушьте их Театральные площади, сделайте другие действия, чтобы уменьшить их привлекательность с точки зрения международного туризма.

Лучшие цивилизации, подходящие для культурной победы в Civilization 6

Первое место - Франция (Екатерина Медичи). Главным преимуществом этой цивилизации является уникальное улучшение Шато. Оно даёт +1 пункт к генерации культуры и +2 пункта при соседстве с Чудом, можно строить только около реки.

Лёша играет

Туризм, шедевры, культурная победа в Brave New World

Больше видео!!!

Максим Реалити

Леша, смотрел ли ты игру Age of Wonders 3, твоем мнение?

Михаил Пойда

Спасибо! Как раз то, что искал.

Александр Гуляев

Спасибо, почерпнул новую инфу:)

Ну наконец то. Халецкий- лентяй)

Спасибо за очередное видео! Очень помогло. Было бы неплохо увидеть видео
про чисто военное милитаристическое развитие.

Скорее всего найдутся несогласные, но Лёша, мне кажется, не стоит включать
музыку. Она отвлекает, она не всем нравится. Может быть, только мне, хотя я
так не думаю.

Тема мореплавания не раскрыта. Полностью закрытая ветка открывает особые
места, с особыми артефактами (точно не помню, ибо пробовал давно). Возможно
не прав, но все таки...

Suh The Little Dictator

Отличное видео. Спасибо. Кое-что новое почерпнул. О обмене шедеврами и
бонусах заполнения зданий шедеврами. Хотя конечно культурная победа немного
скучновата на мой взгляд. Да и проблемна в сетевой игре, ведь всегда можно
закрыть границы и разграбить торговые пути.

футуризмом вполне можно победить именно в сетевой игре, если не рожать
культурных людей до принятия этой идеологии, а потом разродится(с учетом
доп идеологий на рождение вл и малыми модификаторами первых вл), и добить
нации с высокой культурой музыкантами. Плюсы такой стратегии что никто не
увидит ваши намерения, т.к. в окне туризма у вас будет ноль большую часть
игры. Ну а если реформацию взять на покупку в/л то вообще можно очень
быстро победить. Плюсы такой стратегии в том что не надо строить никаких
чудес и принимать культурные политики, а вл использоывть не для шедевров а
для буста. Ну и воевать с автократией намного легче)

Давно ждал этого видео:) Вообще заметил что люди слабо используют
культуру, надеюсь это видео поможет им. Спасибо, Лёша!)

В гугле+ надоел Алексею с этим вопросом:D. Спасибо большое вам за данное
видео.

Vladimir Tarutko

В порядке да, есть это условие по счастью, но не стоит забывать, что в
порядке также много идеологий, которые дают счастье, причём они дают его со
строений, которые наверняка захотите иметь во всех нормальных городах
(монументы, производственные здания и поздние научные здания), посему тучу
счастья набрать порядком проще, чем другими идеологиями.

Никто не знает можно ли на карту поставить более 22 наций? А то как-то
странно, даже на дуэльную можно 22 нации поставить, а на огромную больше
этого числа нельзя.

Спасибо очень помогло.

артефакты же можно обменивать вроде

Тимур Терлецкий

Спасибо за качественные познавательные видео! Думаю, я не видел подобных ни
на каком другом канале. Хотелось бы, наряду с ними, иногда видеть
обыкновенные летсплеи, мне их не хватает. :)

Rhrjetk Etryktfds

Лёш, ты немного оговорился, бонус Бразилии даёт +100% к модификатору, но не
удваивает очки туризма, а это не одно и тоже =)

посмотрел видео и понял - фигасе я нуб в циве, прошу сделай больше видео о
туризме, таблицах, культуре и прочем. ну или если было дай ссылки буду
благодарен, именно по культуре и туризму.

Altmer_Massachette

В автократии нет бонуса +25% к появлению великих людей, вместо этого
футуризм

Алексей Воронин

Хороший гайд. К сожалению не рассказал про несчастье от другой идеологии.
Формула примерно такая: (ваше влияние на другую страну 1 - влияние страны 1
вас) + (влияние на страну 2 - влияние страны 2) + ... +/- 2 (если выбрана
всемирная идеология).
Итого если 0, то нет влияния.
Если -1, *критика* -1 счастье с каждого города или - 1 с каждого 10 жителя.
При -2, *протесты* -2 с города или 1 с каждого 5-ого жителя.
При -4, *теракты* -4 с города или -1 с каждого 3 жителя.
Влияние стран рассчитывается на основании статусов *неизвестно* (0),
*экзотика* (1), *известность* (2), *популярность* (3), *мода* (4) и
*господство* (5). Это и есть те загадочные иконки с факелом, мечом и
молотом. Например, страна 1(свобода) имеет 90% влияния на страну
2(порядок). А страна 2 всего 25% на страну 1. Это будет отображаться как
3-1=2 иконки факела свободы.
Интересные выводы: если обе страны имеют одинаковое влияние друг на друга,
например на уровне мода-мода, то никто из них не получит штрафа к
настроению. Также, если какая-то страна с вашей идеологией имеет на вас
большее влияние, то она будет защищать (уменьшать недовольство) от других
идеологий. Смахнуть влияние чужой идеологии легче через превращение
писателей в культуру. А вот ждать когда зависимые от вашей культуры страны
примут ту же идеологию не стоит - они не дадут идеологической защиты,
наоборот - это вы защищаете их.
P.S. Артефакты тоже можно обменивать, они на другой закладке.

Музыка в видео нужна и она клёвая. Мировая религия + святыни. Или
автократия + покупка ВЛ за веру. Как защищаться от победы туризмом, кроме
войны. Какие социальные политики заточены под победу/защиту туризмом.
Против каких наций не стоит играть через туризм.

Эльнур Тахиров

Тонкий намек, на 25 минуте.)

Расскажи плиз, на каком этапе Великие писатели,художники и т.д. перестают
создавать шедевры?В каких эрах?Или почему так происходит. Например если в
древности не забить все ячейки великими литературными произведениями,потом
уже ничего не поделать(((
Правда если есть Египет, ВЛП можно рядом с ними раскопать;))

Евгений Доронин

Алексей, привет. Спасибо за обучалки. Расскажи пожалйста про идиалогии,
почему то у меня, какую бы я идиалогию не выбрал, всегда бунты.
Недовольство -20, -30. Ну и само собой проигрышь партии (играю с компом)

Привет Алексей! Играл ли ты в игру Age of Mythology? Если да - то как тебе
игра? Если нет - Поиграй! Кстати, спасибо тебе за твои видео! Ты молодчина)

но люди и правда задают глупые вопросы. В самой игре много чего написано и
объясняется, насчет бонусов там всё ясно в подсказке описывается.

Илья Варламов

не понимаю зачем нужна эта фоновая музыка.... попсеет Халецкий, скоро
летсплеи по майнкрафту

Отто Фон Нестер

В комментах не нашёл, так что пишу
Лёша, от автократии даёт плюс 50% к туризму во время войны не врагу, а
плюс 50% к туризму в страны-союзники. Т.е. Если воевать Германия и Польша
vs Зулусы например, и играя за Польшу ты принимаешь бонус третьего уровня в
автократии, то +50% к туристическому давлению на Германию.

Алексей Болучевских

Что за слово "садить"?? Всё хорошо в видео, но надо бы русский язык
подтянуть.

игорь владимирович

за бразилью слишком легко потуризму имхо. С компами так играть зло.

Эдуард Раднаев

Леша, вопрос не по теме. После закрытия подкаста на Компьютелте у тебя
остались или появились подобные проекты?

Было ведь очень увлекательно.

Дмитрий Карамышев

Алексей, можешь сделать пару примеров игры за инков? оч нравится нация) или
может ссылку какую подскажешь хорошую.

Спасибо за видео. Как всегда опишу пару косяков:

1) Не сказано про влияние чудес и про то, что отели (а также аэропорты и
Инфоцентр) дают дополнительный туризм не только от шедевров, но и от
культуры, даваемой Чудесами. Особенно сильный буст будет в случае, если на
Всемирном Конгрессе приняты "Памятники культуры", дающие доп. культуру за
каждое ЧС.

2) Меняться артефактами можно. Просто комп редко их копает и еще реже
выставляет на обмен. Но иногда это всё же случается.
Вообще нельзя меняться только музыкальными шедеврами.

3) Смысл "Культа личности" в том, чтобы воевать в союзе вместе с той
страной, на которую нам надо повысить влияние.
И, как уже было сказано в комментах, в Автократии нет парадигмы на
повышение рождаемости Великих.

4) Почему в видео про культурную победу ничего не сказано про Францию? До
сих пор не утихают споры на тему "кто всё-таки круче для культурной победы
- Франция или Бразилия?".
И про ветку "Эстетика" тоже следовало бы рассказать...

хорошие ньюансы кое-что узнал, теперь было бы интересно узнать тонкости
политической победы! спасибо)

НЕСТАНДАРТ

Хочу еще видео!!!

спасибо хабенский, теперь я понял что такое туризм.

я играл на мега-большой карте - малые континенты за Наполеона (у него до парового двигателя культуры слегка больше). повезло, кроме меня на моём континентике был только Монтесума, я его как раз прибил пока он городов не успел нафигачить (удобно, а то потом бы в самый неподходящий момент объявил бы войну). потом построил ещё два города тупо где ресурсы и третий город уже когда нефть появилась. главное - не строить много городов, ибо каждый добавляет +15% к стоимостям следующих социнститутов. я так играл за Рамзеса, кажись, завоевал пол мира, культура пёрла как бешенная и всё равно к 2050 у меня было только 4 ветви закончено.
по городам главное - населения побольше, лишних зданий поменьше, юнитов - тупо в гарнзион, не более. города строить ну в очень кошерных местах, а не где попало. уже в середине игры надо выбрать один город с самым лучшим производством - в нём и будем строить Утопию. ресурсы собираем все, до каких можем дотянуться. в случае с нехваткой золота будем их продавать (у меня лучшее, что выходило - косить с ботов по 450 золота за один люкс-ресурс на 45 ходов или 9 золота в ход при неиспорченных отношениях). великих людей: художников - на постройку памятников в округе городов или на захват территории в крайнем случае, инженеров - на ускорение постройки ключевых чудес. остальных - по желанию, но к концу игры лучше оставить пару на создание искуственного золотого века чтобы ускорить процесс постройки утопии.
ключевые чудеса: оракул (1 бесплатный институт), сикстинская капелла, христос искупитель (институты меньше стоят) - обязательно. очень желательно - чичен итца (+50% длительность золотого века), нацмузей или как его там, которое национальное чудо - увеличивает культуру в одном городе, лувр (2 бесплатных художника).
по зданиям: храм - оперный театр - музей - вышка-ретранслятор в каждом городе обязательно, желательно в храм и музей по ситизену посадить; остальные здания по надобности, в городе который утопию строить будет - не помешают фабрика и Ironworks (хз как по русски). во всех городах по возможнсоти - культурный фокус. важно взять ветвь святошинства или как там, где в конце дают бесплатно два института.

Когда уже будет подходить последний нужный институт - покупаем или строим стопицот рабочих и направляем к городу, который будет строить утопию. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ РУБИМ ЛЕС ДО ПОСТРОЙКИ УТОПИИ, чем больше леса вокруг города - тем лучше. как только начинается постройка утопии - генерируем великими людьми искуственный золотой век, а рабочими - сносим всё, что не имеет отношения к производству, кроме полей (чтобы дохнуть не начали, наука-культура и золото уже пох к этому моменту). торговые посты, ресурсы, даже памятники от великих художников сносим и заменям на лесопилки или шахты. рубим весь лес, который не попадает в поле охвата города - хоть немного, но пару ходов он нам выиграет (а счёт может идти на считанные ходы). не забываем выбирать фокус на производство в распределении жителей города. у меня изначально постройка утопии занимала 21 ход (а 20 ходов оставалось до конца игры), в результате с рубом леса и заменой всего на шахты и лесопилки построил за 10 ходов. это 21 жителей города, все кто не на жратву - работали на шахтах и лесопилках.

В процессе ко мне на континет пытались понаехать другие цивы, которые совсем далеко жили, я их поселенцев расстрелял чтобы не мешали.


Восемнадцать стран на выбор предлагает нам Sid Meier’s Civilization V. Восемнадцать суровых вождей взирают на нас с экранов дипломатии. В их различиях, способностях, уникальных отрядах и зданиях немудрено и запутаться. Какую цивилизацию выбрать? И, самое главное, что с ней делать потом?

Спокойствие, только спокойствие! Изучив этот материал, вы узнаете, чем хороша или плоха каждая нация и как ее особенности влияют на общую стратегию. Пацифисты, завзятые «ястребы», строители, торговцы или дипломаты — каждый найдет для себя цивилизацию по вкусу.


Бесполезно играть за греков на карте, где города-государства не найти днем с огнем.

Главное различие цивилизаций — это их «уникальные способности», усиливающие какую-то одну из областей. Часто именно эта способность определяет самую выгодную стратегию для развития нашей империи. Учитывать ее надо всегда. Бесполезно играть за греков на карте, где города-государства не найти днем с огнем. Мирный Китай потеряет все свои преимущества. А если взять Индию и выстроить полтора десятка городов, дело и вовсе может кончиться плохо. Второе и обычно менее важное различие — это уникальные отряды или здания. Обо всем этом мы сейчас расскажем.

Для удобства мы разделили цивилизации на несколько больших групп — на те, что годятся для игры «от дипломатии», на военные, строительные, «денежные» или рассчитанные на быстрый захват территорий. Каждой из них мы выставили оценку от единицы до пятерки. Чем выше оценка, тем интереснее и полезнее особенность цивилизации в ее области. Средняя оценка означает, что придумать применение особенностям или отрядам сложновато. С другой стороны, и выбирать под такие страны стратегию можно любую, без всяких угрызений совести.

И наконец, в конце статьи собраны цивилизации с самыми бесполезными и малоосмысленными способностями и отрядами. Играть за них стоит разве что по другим соображениям, не связанными с выбором стратегии. Но начнем мы, конечно же, с лучших из лучших.

Первым делом — дипломатия!

Дипломатические цивилизации

Дипломатические цивилизации рассчитаны на взаимодействие с городами-государствами. Чем больше на карте этих маленьких, но гордых поселений, тем лучше живется дипломатической цивилизации.

Сиам (правитель — Рамкамхенг)

Уникальная способность — «Отец правит детьми». Объемы еды и культуры, получаемые от дружественных городов-государств, увеличены на 50%.

«Дружба крепкая не сломает-
ся» — столица Сиама неслабо отъелась на подарочных харчах и культуре.

Уникальное здание: ват (заменяет университет).

Уникальный отряд: нересуанский слон (заменяет рыцарей).

Кто бы мог подумать, что Таиланд, он же Сиам, будет одной из лучших стран в игре? Благодаря эффективному «выхлопу» от отношений с городами-государствами тайцы могут забыть о фермах и музеях — еды и культуры и так будет много. Высвободившиеся клетки и строительные мощности стоит использовать для зарабатывания денег, потому что дружба с городами-государствами — дело недешевое. Впрочем, тут поможет ветка социальной политики «Покровительство» — развивайте ее!

Обилие еды может стать проблемой, если приведет к бесконтрольному росту городов и увеличению недовольства. Но... всем бы такие проблемы, правда? Компенсировать недовольство поможет ветка социальной политики «Благочестие». Она не совместима с «научными» социальными политиками, но тут поможет ват — кхмерский буддистский храм. Ват дает не только науку, но и приличное количество культуры, а обходится чуть дешевле университета — рекомендуем. А вот со слонами дела обстоят так себе. Слоны чуть сильнее рыцарских отрядов и хорошо справляются с конницей. Но против пикинеров они мало что сделают, а невысокая скорость слоников подвергает их опасности контратаки.

Греция (Александр Великий)

Бойтесь данайцев, ахейцев, аргосцев, критцев, микенцев и миксолидийцев.

Эллинский союз. Влияние на города-государства убывает вдвое медленнее, а восстанавливается вдвое быстрее.

Отряды: гетайры (заменяют конницу) и гоплиты (заменяют копьеносцев).

Раздаем деньги всем; как следствие — улучшение характе- ра дипломатических отношений и прекрасный аппетит.

Не зря мы так нахваливали Грецию в рецензии. Умение договариваться с городами-государствами за вдвое меньшие деньги бесценно, особенно в сочетании с веткой «Покровительство». Если Сиам стоит выбрать на картах, где города-государства в дефиците, чтобы два друга шли за троих, то Греция — идеальный выбор на обширных картах, где есть с кем подружиться. Раздаем деньги всем; как следствие — улучшение характера дипломатических отношений и прекрасный аппетит.

Своих зданий у Александра Македонского, увы, нет. Но выданный разработчиками комплект отрядов трудно переоценить. Гоплиты — усиленная версия копьеносцев. Они, правда, и дороже, но для ведения ранних войн и отражения атак варваров подходят отлично. Македонская кавалерия — великолепная замена обычной коннице. Ее достоинства многочисленны:

    Она сильнее обычной конницы;

    Она не требует лошадей в качестве ресурса (это не только само по себе отлично, но и позволяет безопасно приторговывать лошадьми, если они все-таки есть);

    Боевые действия македонской кавалерии быстрее порождают великих генералов (бесценно).

Экономические цивилизации

Сюда мы запишем цивилизации, чьи способности позволяют зарабатывать много-много денег, которые помогают сгладить немало проблем в других областях.

Персия (Дарий I)

Наследие Ахеменидов. Золотой век длится на 50% дольше. Во время Золотого века сила атаки отрядов увеличивается на 10%, а скорость — на единицу.

Персам лучше других удается добиться благосклонности золотого тельца.

Здание: двор сатрапа (заменяет банк).

Отряд: бессмертные (заменяют копьеносцев)

Что такое «Золотой век»? Это период, когда города штампуют здания, отряды и Чудеса света чуть ли не с удвоенной скоростью, а казна ломится от золотых монет.

Кто такие персы? Это ребята, которые страдают хроническим Золотым веком.

Кто такие персы? Это ребята, которые страдают хроническим Золотым веком. Буквально. Вообще, очень приятно, когда периоды благополучия длятся дольше обычного. Но Персия особенно хороша, если использовать стратегию «перманентного Золотого века». Как вы догадываетесь, она позволяет с помощью нехитрых манипуляций с культурой, Чудесами света и скоростным производством великих людей сделать так, чтобы Золотой век, единожды стартовав, не кончался . Подробнее мы эту стратегию опишем в следующий раз, а пока что просто знайте — она есть.

Помочь со счастьем способен двор сатрапа — особый «мотивирующий банк», прибавляющий не только финансовое благосостояние страны, но и ее счастье. Отряды «бессмертных», прославленных в бою у Фермопил, составят отличную армию. Они не только сильнее копьеносцев, но и лечатся вдвое быстрее, что особенно полезно при игре от обороны. Помните, что ускоренное лечение (как и многие способности уникальных отрядов в игре) сохраняется и после модернизации — вплоть до моторизированной пехоты.

Арабы (Гарун аль-Рашид)

Торговые караваны. +2 золотые монеты за каждый торговый путь и удвоенный выход нефти.

Здание: базар (заменяет рынок).

Отряд: лучник на верблюде (заменяет рыцаря).

Аравия — типичный пример слабой специализации. Дополнительные два золотых с каждого торгового пути (то есть, как минимум, с каждого города, соединенного со столицей) — это неплохо, но недостаточно для выработки стратегии. «Торговые караваны» — всего лишь приятное облегчение финансовых проблем. То же относится и к удвоенным запасам нефти. Есть ресурс — хорошо, можно продать. Нет — плакать не будем. Арабский базар удваивает ресурс роскоши, если таковой есть поблизости от города. Смысл один — продать излишек на сторону и заработать.

Стрелок на верблюде — отряд сомнительного качества. Это «стрелковая» версия рыцаря. В ближнем бою сражаться не может, но годится, чтобы потрепать врага издали и сбежать.

Получается, что Гарун аль-Рашид — в лучшем случае «середнячок». У него, конечно, будет чуть больше монет, чем в среднем по больнице, но на фоне персидских умений он бледнеет.

Строительные цивилизации

Как вы догадались, они лучше всех строят. Но надо отметить, что строительство — не всегда полезная вещь, так как почти все здания ложатся бременем на бюджет страны. Другое дело — Чудеса света.

Рим (Цезарь Август)

Римская слава. +25% к скорости строительства зданий, которые уже есть в столице.

Отряды: баллиста (заменяет катапульту) и легион (заменяет мечников).

Ускоренное строительство — это, конечно «Супер!», но никак не «Супер-супер-супер!»

Римские города быстро отстраиваются, если здание, которое они строят, уже есть в самом Риме. Ускоренное строительство — это, конечно «Супер!», но никак не «Супер-супер-супер!», потому что скорость строительства — не такая уж большая проблема. Куда сложнее найти деньги, чтобы содержать обширную инфраструктуру. Конечно, для быстрой экспансии очень хорошо, когда в городах можно быстро построить то, что нужно. Но такой подход провоцирует на строительство лишних зданий, которые могут стать большой обузой ближе к концу игры. А разрушать и продавать лишние здания нельзя — грустно, но факт.

С отрядами у Рима дела обстоят совсем печально. Баллиста — ничем не выдающаяся слегка усиленная версия катапульты. Легионеры — усиленная версия мечников (и на них тоже расходуется ценное железо). Конечно, легионеры могут строить дороги, что забавно. Но при переобучении легионеров на длинные мечи (и так далее) эта способность совершенно пропадает.

Египет (Рамзес II)

Монументальное строительство. +20% к скорости строительства всех Чудес света.

Здание: гробница (заменяет храм).

Отряд: боевая колесница (заменяет лучника на колеснице).

Варварские поселения — источник золота, который нельзя недооценивать.

У египтян всегда есть фора, когда речь заходит о том, чтобы выстроить пирамиду-другую или здание ООН.

Чудеса карман не оттягивают, а некоторые из них очень важно построить вовремя, опередив другие цивилизации. Например, у египтян всегда есть фора, когда речь заходит о том, чтобы выстроить пирамиду-другую или здание ООН.

Но сама по себе эта способность тянет максимум на троечку. Гробницы — вот что дополнительно выручает египтян! Они заменяют собой храмы. Правда, каждая гробница дает не три порции культуры, а две. Но зато она дополнительно увеличивает счастье на две единицы и экономит два золотых , поскольку не требует ежегодного обслуживания. Трудно придумать более полезное здание! Гробницы полезны и тогда, когда вы не играете за египтян, а воюете с ними. Каждый захваченный город с гробницей дает удвоенное количество добычи (сама она при этом разрушается).

Боевая колесница — неплохая замена обычной. Она движется быстрее и не требует лошадей в качестве ресурса.

Самое интересное у Египта то, что под ускоренное строительство Чудес света можно придумать собственную стратегию, а гробницы при этом поддержат одновременно экономику, культуру и счастье. Очень удобно.

Ирокезы (Гайавата)

Тропа войны. Отряды движутся по лесам и джунглям на дружественной территории с такой же скоростью, как по дорогам.

Здание: длинный дом (заменяет мастерскую).

Отряд: мохок (заменяет мечников).

Если лес или джунгли на гло- бусе есть, то ирокезов компьютер засандалит туда в первую оче- редь.

Способность «тропа войны» не относится к производству. Она позволяет отрядам шмыгать туда-сюда по лесам, соединять города лесами, получая торговые пути и экономя на дорогах. Естественно, работает это только в лесистой местности. Впрочем, не стоит опасаться, что индейцы окажутся в пустыне. Если лес или джунгли на глобусе есть, то ирокезов компьютер засандалит туда в первую очередь.

Мохоки (лесные мечники) тоже не имеют отношения к производству. Для нас важен лишь длинный дом, ирокезский вариант мастерской. С его помощью можно реализовать необычную стратегию «Города-завода» — окруженного лесами ирокезского поселения с производственной мощью, которой другие цивилизации в принципе не могут достигнуть. Только правильно развитый ирокезский город может выплевывать отряды и Чудеса света с огромной скоростью. Подробнее о стратегии «Города-завода» мы расскажем в другой раз, но суть его в том, чтобы построить длинный дом и все производственные здания, а леса вокруг заполонить лесопилками.

Без длинного дома ирокезы вовсе не заслуживали бы внимания. А так их можно смело отнести к строительным цивилизациям и влепить твердый трояк.

Экспансионистские цивилизации

Эти цивилизации устроены так, чтобы им легче было захватывать земли и увеличивать территорию страны. Качество это хорошее. Земли много не бывает, и чем больше территория, тем легче дотянуться до ресурсов.

Франция (Наполеон)

Старый порядок. До изобретения паровой машины каждый город дает дополнительно +2 культуры.

Отряды: французский мушкетер (заменяет мушкетера) и Иностранный легион (заменяет пехоту).

Армия без эскорта в океане очень уязвима. Но есть средство обезопасить подобные перемещения.

Франция — это прежде всего культура. А культура — это быстрое открытие социальных политик и ускоренный рост территории городов. И то и другое применяется в так называемой «Стратегии быстрого развития». Ее суть — попытка в дебюте взять как можно больше территории и социальных политик как можно меньшим количеством городов.

Французские д’Артаньяны за- метно сильнее в бою, чем их коллеги из других цивилизаций.

Прибавка к культуре позволяет даже большой империи получать новые социальные открытия, не надеясь на города-государства. Таким образом, при игре за Францию у нас есть много возможностей для специализации, если мы не упустим ранние преимущества.

Французские д’Артаньяны заметно сильнее в бою, чем их коллеги из других цивилизаций. Это позволяет использовать тактику «Быстрого порохового развития» для ведения захватнических войн в эпоху Ренессанса. Впрочем, никто не мешает использовать мушкетеров и в обороне. Другое дело — иностранный легион, замена пехоте в индустриальную эпоху, — он как раз лучше сражается за пределами Франции, и это тоже полезно для тех Наполеонов, которые мечтают о завоевательных походах.

Но отряды — дело второе. Огромная прибавка в культуре и быстрый захват территории — вот за что мы так любим Францию.

Россия (Екатерина II)

Богатства Сибири. Количество лошадей, железа и урана удвоено. Остальные ресурсы увеличены на единицу.

Здание: крепость (заменяет казармы).

Отряд: казак (заменяет конницу).

При игре за Россию с ее запа-
сами урана не будет проблем с тем, чтобы показать варварам такую вот кузькину мать.

В эпоху современности уран идет за хорошие деньги и поли- тические уступки (особенно если доставлять его в боеголовках ядерных ракет).

Если вы играете за Россию, то у вас по умолчанию не будет никаких проблем с ядерными бомбами, конницей и вообще оружием. Нефти, правда, не очень много, но с каждого месторождения мы получаем дополнительную порцию, достаточную для постройки одного самолета или корабля. То же самое относится и к алюминию, и к углю. Не пропадем, а в случае чего продадим, особенно уран — в эпоху современности уран идет за хорошие деньги и политические уступки (особенно если доставлять его в боеголовках ядерных ракет).

Но, как ни странно, «ресурсное проклятие» — не главное преимущество России. Крепость, заменяющая казармы, — вот то, что делает из нашей страны неплохой выбор для экспансионистского развития. Обычные казармы обходятся в золотой каждый год и дают каждому созданному в городе отряду 15 XP, что позволяет сразу же их специализировать. Крепость дает все то же самое с одной ма-а-аленькой добавкой — она уполовинивает количество культуры, необходимой для захвата городом каждой клетки. Результат — вокруг русских городов с казармами очень быстро расширяется территория! А чем это полезно — вы уже знаете. Ресурсы, ресурсы и еще раз ресурсы!

Что до казаков, то у них лишь одно различие с кавалерией — они куда более эффективны против уже «подбитых» отрядов. Такое «уваровско-платовское» свойство не слишком полезно, но если уж война идет, и идет она в эпоху Ренессанса, то грех не воспользоваться!

Военные цивилизации

И пусть нынче армии уже не та- кие большие, но война, господа, — это... война!

К черту культуру, балет и керамику! Пусть проваливают дипломаты! Кому интересны эти древние пирамиды? «Цивилизация» испокон веку была игрой про войну и глобальное доминирование! И пусть нынче армии уже не такие большие, но война, господа, — это... война!

Зная это, разработчики больше всего цивилизаций «заточили» под военные действия. Правда — с переменным успехом. Даже самые лучшие «бойцовые» качества вряд ли могут сравниться по полезности с лучшими экономическими и даже строительными. Почему? Да потому что война — дело эпизодическое, а экономика, строительство и культура важны с первого и до последнего хода. Если страну защищает Великая стена, если в казне всегда водится золото, можно не бояться за исход любой войны. Бабло побеждает зло! Так что не удивляйтесь тому, что высшую оценку не получила ни одна цивилизация.

Китай (У Цзэтянь)

Искусство войны. Генералы появляются быстрее и дают дополнительно +20% к силе отрядов.

Здание: бумажная мастерская (заменяет библиотеку)

Отряд: чокону (заменяет арбалетчиков).

Китай — идеальная военная цивилизация. Конечно, на месте китайцев я бы обиделся за то, что такую древнюю культуру — и далеко не самую воинственную — записали в «боевые». Но что поделать! Так уж решили разработчики.

Генералы усиливают отряды в походах. Генералы строят отличные оборонительные крепости, которые усиливают отряды вокруг себя. Наконец, если их много, то одного-другого генерала всегда можно потратить на Золотой век. Так что беспокоиться за военную мощь Китая не стоит — он и нападение отразит, и при случае завоюет государство-другое.

Пара-тройка арбалетчиков — и любая армия вторжения тут же скашивается на подходах.

Бумажная мастерская заменяет библиотеку и вдобавок к науке прибавляет еще и по четыре золотых за ход (считай — три, если вычесть амортизацию). Поскольку для войны нужны деньги, деньги и еще раз деньги — здание чрезвычайно полезное.

Чокону — китайский вариант арбалетчика. Он чуть слабее своей альтернативы в бою, но зато может стрелять дважды за ход. Понимаете, чем дело пахнет? Дважды за ход! Это же смерть всему! Пара-тройка арбалетчиков — и любая армия вторжения тут же скашивается на подходах.

Стоит помнить, что арбалетчики Китая сохраняют свою способность при модернизации. Стрелки, пехота, механизированная пехота... Если они не были построены с нуля, а были переделаны из чокону, то cмогут атаковать дважды за ход. Жаль, правда, что при модернизации арбалетчики теряют дистанционную атаку. Но две атаки за ход против заведомо более слабых противников — это скоростной блицкриг, которому мало что можно противопоставить.

Германия (Отто фон Бисмарк)

Тевтонская ярость. При разрушении варварского поселения есть шанс в 50%, что защищающий его отряд перейдет на вашу сторону и подарит дополнительно 25 золотых.

Отряды: ландскнехт (заменяет пикинеров) и «Панцер» (заменяет танк).

Ландскнехты — это своего рода «быстрорастворимая» средневе- ковая армия.

Германия может перевербовывать на свою сторону варваров. Это интересно, потому что варвары появляются на карте в любую эпоху, лишь бы были на планете земли за туманом войны (а они есть почти всегда). Происходит вербовка в половине случаев. Перешедший на нашу сторону варварский отряд одаряет нас 25 золотыми вдобавок к тем двадцати пяти, что мы уже взяли из разоренного нами лагеря. Наилучшие результаты «охота за рекрутами» дает, естественно, с открытой веткой «Чести» (прибавка к силе против варваров и оперативная информация о каждом новом поселении в ближайших окрестностях).

Варвары найдутся всегда — хотя бы и в на Южном полюсе.

Ландскнехты не особенно силь-
ны в бою. Но их всегда много.

Конечно, полезно иногда получить бесплатный отряд, не тратя на его создание сил. Вот только на что он нам? Придумать ему применение можно отнюдь не всегда, а бюджет пострадает уже на следующий же ход. Что же получается — особенность Германии хороша лишь при ведении ранних завоевательных войн? В общем, да. Впрочем, варвара можно продать за золото или подарить союзнику, сплавив его с рук долой. Хоть какая-то польза.

Зато интересны ландскнехты — отряд средневековой эпохи. Они ничем не отличаются от пикинеров, но их создание обходится вдвое дешевле. Таким образом, ландскнехты — это своего рода «быстрорастворимая» средневековая армия.

А вот «Шушпанцер» хоть и быстрее и сильнее нашей «тридцатьчетверки», но не очень полезен, как, впрочем, и все уникальные отряды поздних эпох. В период эндшпиля одним отрядом хода войны не изменить — в индустриальную и современную эпохи экономика куда как важнее.

Сонгай (Аския)

Речной вождь. Удваивает количество золота от захваченных городов и варварских поселений. В плавании отряды могут отражать атаки.

Здание: пирамидальная мечеть (заменяет храм).

Отряд: конница Мандекалу (заменяет рыцарей).

Сонгаи могут зарабатывать неплохие деньги — но только грабежами.

Сонгаи — наверное, самая странная цивилизация в игре. Разработчики явно не могли определиться, сделать из них торговцев или крутых воинов. В результате сонгаи могут зарабатывать неплохие деньги — но только грабежами. Одним словом, запирайте етажи.

Сонгаи даже на вид странноваты. Необычный пейзажик для торговой речной державы, правда?

В самом начале игры сонгаи, взяв себе «Честь» и зачищая варварские поселения, могут неплохо подняться. Пятьдесят монет с каждого варварского лагеря — недурная прибавка к бюджету. Позже хорошим источником дохода могут стать захватнические войны. Как видите, разработчики очень хотели, чтобы сонгаи воевали и захватывали города. Они даже предусмотрели замену рыцарям — конницу Мандекалу, чье главное отличие — особая страсть к захвату городов.

На фоне всего этого неожиданно интересно выглядит сонгайская глиняная мечеть — она не только не требует ремонта, но и дает пять единиц культуры вместо трех. Культурные, стало быть, люди!

Не стоит недооценивать и еще одно удивительное умение сонгаев — способность обороняться в плавании. Любой сонгайский отряд может загрузиться в лодки и поплыть на край света открывать далекие острова, не опасаясь, что первая же встреченная пиратская трирема его потопит. А уж как сложно предотвратить высадку сонгайского десанта — говорить не надо. В море эта цивилизация чуть ли не сильнее Англии, и это странно — я никогда не слышал, чтобы сонгаи были покорителями океанов (впрочем, я вообще о них никогда не слышал).

Получается, что в целом сонгаи слабоваты. Но в ранней игре и в морях они могут дать прикурить соседям. Поэтому на островных картах они заслуживают твердую тройку. А до тех пор — два.

Англия (Елизавета I)

Солнце никогда не заходит. +2 к скорости всех кораблей.

Отряды: длиннолучники (заменяют арбалетчиков) и линейный корабль (заменяет фрегат).

О, Британия, владычица морей! Владей своими морями, не высо- вывайся и слушай «Валенки»!

О, Британия, владычица морей! Владей своими морями, не высовывайся и слушай «Валенки»! Так решили разработчики, ибо кроме ускоренного флота и линейного корабля (дешевле фрегата, мощнее стреляет и дальше видит) у Англии нет ничего. Впрочем, нет, вру — есть еще длиннолучники. Отряд этот интересен тем, что стреляет на клетку дальше, чем обычные лучники и арбалетчики. Это полезно, особенно в обороне. Но способность эта исчезает при первой же модернизации.

Плюс два хода каждому кораблю — это, конечно, приятно. Но линейные корабли и лучники рано или поздно устареют, а страны с более сильной экономикой смогут выкатить флот покруче британского. Так что, если вы не собираетесь рано воевать на островной карте, лучше Англию не трогать.дет потоплена и станет нашей. Но только ради этого играть за Турцию вряд ли стоит. Война с Японией — жуткая головная боль даже в древнюю эпоху.

С одной стороны, разработчики японцам польстили, сделав их отряды безумно стойкими. Их параметры атаки и защиты не падают, если отряду нанесен урон. Даже если отряд выбит на девять десятых, он перед смертью нанесет полный урон и хорошо потреплет врага.

Нет смысла играть за Страну Восходящего Солнца, если только вы не любитель суицидальных атак.

С другой стороны, разработчики японцев слегка оскорбили, потому что больше ничего не дали. Нет смысла играть за Страну Восходящего Солнца, если только вы не любитель суицидальных атак. И, добавлю, бесполезных атак, потому что отряды в игре надо всемерно оберегать.

В результате получается странная ситуация. С одной стороны, воевать с компьютерным Нобунагой — то еще мучение. С другой — если играть за него, и играть по правилам, бусидо не пригодится вообще!

С «Зеро» все понятно — они бесполезны и сами по себе (те же истребители, просто более эффективны против других истребителей), и как уникальный отряд современности. Самураи тоже не очень интересны. Они расходуют железо, а их единственное преимущество — повышенная скорость «производства» генералов в бою.

Просто цивилизации

В этот список попали те цивилизации, которым откровенно не повезло. Их умения несущественны, бесполезны и порой прямо несуразны — как говорится, ни в борщ, ни в Красную армию. Конечно, полезные здания и отряды встречаются и у них. Но даже их недостаточно, чтобы по стратегическим соображениям всерьез рассматривать игру за эти страны.

Ацтеки (Монтесума)

Жертвоприношения. Прибавка к культуре за каждого убитого врага.

Здание: плавающие сады (заменяет мельницу).

Отряд: ягуары (заменяет воинов).

Плавающие сады — интересная замена мельнице и хорошая прибавка к еде, если рядом с городом есть озеро. Но везде его не построишь, да и озера встречаются не повсюду. Так что плавающие сады вычеркиваем. Жертвоприношения тоже вычеркиваем. Получать прибавку к культуре только во время войн (и успешных войн) — это коту на смех.

Хоть какой-то интерес представляют разве что ягуары — лесные воины, которые подлечиваются на две единицы, уничтожив врага. Но они сколь-нибудь полезны только в древнюю эпоху, которая имеет свойство быстро заканчиваться.

Индия (Ганди)

Рост населения. Недовольство от количества городов удвоено, но недовольство от населения в целом снижено вдвое.

Здание: могольский форт (заменяет крепость).

Отряд: боевой слон (заменяет стрелков на колесницах).

Боевой слон — лишь слегка усиленный и ускоренный вариант лучника на колеснице. Могольский форт — несуразная защитная постройка, дающая культуру и стоящая безумные три золотых за ход. Правда, после изобретения самолетов форт, наоборот, начинает приносить прибыль — но урон бюджету уже нанесен.

Отряды: минитмен (заменяет мушкетера) и бомбардировщик Б-17 (заменяет обычный бомбардировщик).

Поговорим об Америке. Эту страну разработчики ухитрились сделать самой бесполезной в игре. Подозреваю саботаж.

Ну и наконец, поговорим об Америке. Эту страну разработчики ухитрились сделать самой бесполезной в игре. Подозреваю саботаж, так как нарочно такое сочинить сложно.

Отряды дальше видят? И что из этого? Уничтожаются они точно так же, как менее зоркие, и горы закрывают их поле зрения так же, как для других отрядов. Скидки на покупку территории городов? Да вы что! Сэкономить пару десятков монет, чтобы купить клетку, которая все равно достанется нам через десяток лет, — это безумно ценно.

Бомбардировщик Б-17? Неужели? Чрезвычайно полезная штука в эпоху, когда до победы уже рукой подать и экономика в сто раз важнее всех военных отрядов. А уж минитмены... с ними вообще смех. Это такие специфические мушкетеры, которые хотя и бегают резво по холмам и лесам, но не умеют пользоваться дорогами !

Вот такая она, Америка в Civilization V, — слабейшая цивилизация из всех. И оценка у нее соответствующая.