Библиотечная игра- квест " кладовая мудрости". Сценарий игры "лабиринт" Белоусова Е.В. – заведующий школьной библиотекой

Квест по библиотеке «Знаем, бывали!»

Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в подростковой среде. Маршрут литературного квеста связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг. Каждая остановка в маршруте - это отделы библиотеки, где предстоить выполнить свои задания или ответить на вопросы викторины. Эта игра не только знакомит участников с новыми интересными книгами, но и помогает им лучше узнать творчество писателей, художников.

Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

Оборудование: маршрутный лист для каждой команды (маршрутный лист выполнен в виде сказочной карты с отмеченными на ней станциями, выдаётся каждой команде с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд).

Пояснения: Игра длится примерно 1 час. В сценарии собраны возможные оформления станций. Остановка на одной станции 7 – 10 минут. Станции можно убрать, можно придумать дополнительные.

Заранее нужно приготовить пазлы, собирая которые в конце квеста, ребята должны получить картинку – эмблема библиотеки. На каждой станции ребята получают в свой конверт один пазл от общей картинки. То есть картинку делим на столько пазлов, сколько станций будет в игре .

Детей встречает ведущий библиотекарь, он же направляет команды по станциям и помогает ориентироваться в ходе квеста. Перед началом квеста каждая команда получает маршрутный лист и конверт для пазлов.

Библиотекарь:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг дугу улыбнемся.

Итак, друзья! Отправляемся в путь! Нас ждут интересные встречи, познавательные задания и весёлая игра!

СТАНЦИЯ 1. «Сложи ПАЗЛЫ» (проходит в отделе автоматизации )

Библиотекарь заранее готовит онлайн-пазлы на компьютере. Приготовленную онлайн-игру выводит на большой интерактивный экран. Ребятам по очереди предстоит собирать по пазлу, пока не получится иллюстрация из книги. Далее необходимо угадать автора и название книги по иллюстрации.

Получают первый пазл .

СТАНЦИЯ 2. «БЮРО НАХОДОК» (проходит в комнате сказок)

Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки:

(можно предметы распечатать и показывать как картинки, можно показывать на экране, можно подобрать реальные вещи)

    Полено (папа Карло, А. Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)

    Азбука (Буратино, А. Толстой «Приключения Буратино…»)

    Хрустальный башмачок (Золушка, Г. Х. Андерсен «Золушка»)

    Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш. Перро)

    Цветок («Цветик-семицветик» В. Катаев)

    Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, одноименная сказка В. Гауфа)

    Лампа (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)

    Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)

    Шляпа (Джоан Роллинг. «Гарри Поттер»)

    Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

Получают второй пазл.

СТАНЦИЯ 3. «Стихи пишу сам» (встреча проходит в отделе искусств)

А вот здесь, друзья, вам придётся стать настоящими стихоплётами и придумать рифмы к словам:

Получают третий пазл.

СТАНЦИЯ 4. «Гусеничные тропы» (педагогический отдел)

На станции «Гусеничные тропы» дети делятся на две команды. Каждая команда получает лист с нарисованной сказочной головой гусеницы (можно из мультфильма «Лунтик», Вупсень и Пупсень). У ведущего на станции вырезанные из бумаги зелёные круги, которые он раздаёт детям за каждый правильный ответ. Дети приклеивают из кругов туловище гусеницы. Итак, у кого гусеница больше?

Вопросы для викторины:

    Кто пошёл рыбу ловить, и оставил хвост в проруби?

    Чем кормила лиса журавля?

    Главные слова кота Леопольда.

    Из чего фея сделала карету Золушке?

    Как звали корову кота Матроскина?

    Любимая песенка крокодила Гены.

    Кто говорил: «Это неправильные пчёлы, они делают неправиль-

    ный мёд»?

    В каком городе жил Незнайка?

    Где находится смерть Кощея Бессмертного?

    Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?

    Почему Буратино не утонул в пруду?

    Кого спасла Дюймовочка?

    Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

    Какими словами начинаются русские сказки?

    Назовите любимое выражение Карлсона?

    Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»

    Как позвать Сивку-Бурку?

    Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?

    Какого цвета были волосы у Мальвины?

    Что потеряла Золушка после бала?

    В чем летает Баба Яга?

    Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»

Получают четвертый пазл.

СТАНЦИЯ 5. «Сказочный винегрет» (младший читальный зал)

На этой станции детям раздаются распечатанные кроссворды. Необходимо за определённое время вписать все задания. Команда получает столько баллов, сколько верно отгадала слов.

Получают пятый пазл.

СТАНЦИЯ 6. «Безумное чаепитие» (старший абонемент)

На станции детей встречает Шляпник и Кролик. Накрыты столы (чай и печенье), но в чашечках нет чая.

Кто это к нам пришёл? Дети какие-то… Откуда вы свалились в нашу нору? Хотите вместе с нами устроить безумное чаепитие? Тогда – быстрее к столу! Но дело в том, что чашки пусты. Их нужно наполнить чаем. Около тарелочек лежат листочки, на них написаны слова. Найдите весь ЧАЙ.

Слова для задания:

  • широЧАЙший

  • мельЧАЙший

  • слуЧАЙно

    велиЧАЙший

    необыЧАЙный

    чрезвыЧАЙность

    невзнаЧАЙ

Когда весь ЧАЙ нашелся, Кролик и Шляпник разливают чай по кружкам и начитается чаепитие.

Получают шестой пазл .

После того, как все команды прошли все станции и все напились чая, ведущая приглашает всех в старший читальный зал и предлагает собрать картинку из полученных пазлов. Проверяет, у всех ли хватает деталей.

Что получилось у вас? Библиотека!!!

Можно вручить диплом об успешном прохождении квеста.

На этом наш квест заканчивается! Ждём вас в гости за новыми книгами!

Эту форму активно используют и в интернет-играх, и в уличных играх. У нас в городе квесты активно проводит департамент молодежи и спорта.

Мы же стали применять это понятие к своим мероприятиям лишь с этого года, когда поняли, что схема построения библиотечных игр, так полюбившихся нам и нашим читателям, вполне отвечает названию «квест». Но по сути у нас всё началось раньше, в 2009 году.


Основные правила/условия квеста:

Есть определенный сюжет игры

Есть задания/препятствия

Есть какая-то цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.

Обычно квесты – это командные игры-соревнования. И обычно в традиционном квесте перемежаются активные(спортивные) задания и интеллектуальные.

Конечно, мы несколько варьируем, изменяем правила под себя. Акцент на интеллектуальные задания, поиск – по книгам. Впрочем, активные моменты тоже вставляем, особенно для малышей. Но это чаще выражается в импровизированной театрализации, танцевальных па и т.п.

Работа организуется так:

Сначала идет обсуждение идей в отделах, представители от каждого отдела (завы) собираются в инициативную группу, приносят разные предложения, обсуждают их и выносят общее решение.

Потом в каждом отделе на местах идет разработка-додумывание заданий, оформления и про. в соответствии с общей темой. Занят каждый пятачок библиотеки, холлы/ч.з/абонементы.....

В этот раз приглашали соц.партнеров (представителей учреждений культуры). Это удобный и интересных ход.

В основе всех наших квестов лежат интерактивные выставки-инсталляции, с которыми мы работаем. В начале игры всем участникам раздаются путевые листки (или «дорожные грамоты», или «карта сокровищ», или «зачетка по околовсяческим наукам»… в зависимости от темы игры). В конце путешествия всегда ждет какой-то сюрприз-награда (фотостудия, где можно сфоткаться в костюмах, поход в библиотечный подвал, грамоты, возможность взять домой книжку из ч/з…).

Да, и еще у нас игры не командные. Дело в том, что все наши библиоквесты проходят на неорганизованных читателях. Но в принципе, если договориться с классами, можно провести и командную игру (вот, кстати, на 1 сентября уже есть заявка повторить пиратские библиосумерки на параллель 5-х классов).

Библиотечный квест, как мне кажется, может иметь несколько вариантов связки сюжета всей игры:

Конкретный герой книги,

Конкретная книга,

Сквозная тема, по которой подбираются задания.

У нас прошло уже несколько библиоквестов:

- «Наш Пушкин» (2009)

- «По планетам с Маленьким принцем» (2010)

- «Вселенная школьных наук» (2011»)

- «Пиратские библиосумерки» (2012)

Несколько слов об одной из игр.

В рамках празднования 200-летнего юбилея А.С.Пушкина, имя которого носит наша библиотека, мы решили в один из дней НДК устроить тематическую игру-путешествие. В каждом отделе были разработаны и оформлены игровые выставки-инсталляции. Дети, знакомясь с ними, открывали для себя творчество Пушкина и пушкинскую эпоху с разных углов зрения:

Через музыку

Через театрализацию и творческие мастерские

Через ролевые игры и проведение аналогий с жизнью и мировой литературой.

Все задания старались сделать нестандартными, чтобы задевало за живое детей и подростков, вызывало их интерес. Так называемое «проникновение в эпоху», попытка найти точки соприкосновения 19 и 21 веков. Сейчас уже многие проводят подобные встречи, а тогда мы попробовали это впервые, у себя, по крайней мере.

Игра начиналась в холле, где всем присутствующим объяснялись условия игры-путешествия, выдавались «подорожные грамоты путешественника». В этой «грамоте» ставились баллы за выполненные задания. Кроме того, здесь же мы предлагали детям высказать свое мнение об игре (рефлексия, которую мы потом проанализировали и с большой радостью обнаружили огромное количество восторженных откликов и ТРЕБОВАНИЙ делать такие игры как можно чаще).

У каждой выставки сначала давалась интересная информация о пушкинской эпохе: -основные занятия барышень 19 века,

Кто и почему стрелялся на дуэли,

По каким правилам писали письма в 19 веке,

О чем разговаривали в девичьих комнатах пушкинских времен,

Кто в позапрошлом веке мог организовать у себя дома салон ….

Потом шли практические игровые задания (2-3 варианта для каждой площадки, с учетом разных возрастов и разной усидчивости читателей). Ребятам предлагалось отгадать, например:

Что обозначает то или иное движение веером в руках дамы,

Вспомнить героев Пушкина, которые в кого-то переодевались,

Вызвать соперника на дуэль, составив письмо в стиле пушкинского времени,

Переписать пером в «Альбом девушки 19 века» какое-нибудь пушкинское стихотворение, -примерить сарафан барышни-крестьянки или костюм пушкинского героя и т д. и т.п.

Примерная занятость на каждой площадке (информация+задание) – 15–20 минут. Впрочем, если кто-то хотел остаться и сделать несколько заданий, мы не прогоняли J

Тем, кто выполнил задание, Смотритель площадки ставил свою печать в «дорожной грамоте» и отправлял дальше.

Был предусмотрен сюрприз-презент для тех, кто прошел все станции – они могли сфотографироваться на память в костюме барышни или кавалера 19 века. Дети остались очень довольны таким подарком и потом в течение месяца бегали в библиотеку, чтобы скинуть себе фотки на флешки/диски.

Примеры библиоквестов (материал взят из блога Библиопазлы):

БИБЛИО КВЕСТЫ.

Эту форму активно используют и в интернет-играх, и в уличных играх.

Основные правила/условия квеста:
- есть определенный сюжет игры
- есть задания/препятствия
- есть какая-то цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.

Обычно квесты – это командные игры-соревнования. И обычно в традиционном квесте перемежаются активные (спортивные) задания и интеллектуальные.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА «ЛАБИРИНТ»

I . ВСТУПЛЕНИЕ

Ведущая . Сегодняшняя наша встре­ча посвящена творчеству А. С. Пуш­кина, выдающегося русского поэта, писателя, чьи произведения нашли свое достойное место в сокровищ­нице мировой литературы. Для каж­дого из нас А. С. Пушкин стал по-своему дорог и близок, благодаря тем произведениям, которые мы хоро­шо знаем. Пушкинский светлый ге­ний, подобно солнцу, осветил мно­гое и для своих современников, и для нас, далеких потомков. С его твор­чеством навсегда связываются пред­ставления о разуме, свете, молодос­ти, счастье...

Все ли мы знаем о жизни, творчест­ве Пушкина? До конца ли мы поня­ли все богатство его произведений? Нет - и, очевидно, этого никогда не произойдет. Пушкин принадлежит к таким явлениям, которые до кон­ца непознаваемы.

Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, в какой же степени мы зна­ем творчество А.С. Пушкина, и оце­нить наши знания.

II . ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД

Ведущая : В нашей литературно-интеллектуальной игре «Лабиринт» принимают участие команды школ... (Читается список, ребята выходят на сцену под музыку.)

III . ПРАВИЛА ИГРЫ

Ведущая. Коротко напомню пра­вила игры.

I тур игры состоит из 5 вопросов: два из них посвящены жизни и творчест­ву поэта, три вопроса -прозаическим произведениям А.С. Пушкина, объ­единенным общим названием «По­вести Белкина» («Метель» и «Вы­стрел»).

На сцену приглашаются команды, ко­торые по жеребьевке имеют первый и второй номера. Затем З и 4, 5 и 6, 7 и 8, 9 и 10. Из 10 команд выйдет 5 команд, победивших в этой игре.

Подводятся итоги игры 1 тура.

Во II туре участвуют 5 команд - по­бедителей. Четыре команды играют попарно, а пятая играет с командой, набравшей самое большое количест­во баллов в I туре игры.

По окончании игры подводятся итоги, определяются призовые места. И те игроки, которые лучше всех играли, то есть ответили на большое количество вопросов, попадают в число участни­ков игры «Фаворит», принцип кото­рой состоит в том, что приглашается на сцену игрок, который набрал самое большое количество баллов, он опре­деляет сам соперника и остается в игре до тех пор, пока не сможет ответить на поставленный вопрос.

Игрок, победивший в этой игре, вы­зывает следующего соперника, и так проходит вся игра, пока один из иг­роков, переигравших своих соперни­ков, не останется один. Он и будет по­бедителем игры «Фаворит».

IV . ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЧЕТНОЙ КОМИССИИ ИЛИ ЖЮРИ, ВЫПОЛНЯЮЩЕГО ДАННУЮ

ФУНКЦИЮ

V . ХОД ИГРЫ

Итак, на игру приглашаются (называ­ются команды школ, капитан, участ­ники игры). Они занимают места за столом (5) (еще раз комментируют­ся правила игры, особенное внима­ние уделяется сигналу, по которому команда может отвечать).

VI . ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ К I И II ТУРАМ (количество вопросов определяет учитель)

(Критик XIX в. Аполлон Григорьев)

2. Назовите произведение А. С. Пуш­кина, посвященное легендарному его предку.

(Повесть «Арап Петра Великого»)

3. Сколько лет было главному герою повести «Выстрел» Сильвио?

(35 лет)

4. Какие книги читал Сильвио?
(Большей частью военные да романы)

5. Где жил герой повести «Метель» Гаврила Гаврилович Р.?

(В поместье Ненарадово)

6. Назовите автора биографа А. С. Пушкина, который утверж­дал, что «в детстве у Пушкина не было дома, то есть устойчивого представления о защищенности, об уюте и понимании, о месте, где можно спастись от всех бед
и несчастий».

(Ю. И. Лотман)

7. С какой целью был создан лицей, куда в 1811 году поступил учить­ся А. С. Пушкин?

(Для подготовки юношества, в част­ ности предназначенного к важным частям государственной службы)

8. Что было единственной роско­шью бедного дома Сильвио, ге­роя повести «Выстрел»?

(Богатое собрание пистолетов)

(В. А. Жуковский)

10. В какую игру играли гости Гав­рилы Гавриловича Р. из повести «Метель»?

(В бостон по 5 копеек)

11. Сколько лет надо было учиться в ли­цее, чтобы получить образование?

(6 лет)

12. Назовите лицейских друзей А. С. Пушкина, (не менее трех, чтобы засчитали балл).

(Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер)

13. В каком чине был предмет влюб­ленности Марьи Гавриловны из повести «Метель»?

(Армейский прапорщик)

14. Как назывался дом, в котором жил Сильвио?

(Мазанка)

15. Откуда был взят второй эпиграф к повести «Выстрел»?

(Из повести А. Бестужева-Мар лынского «Вечер на бивуаке»)

16. Кто из лицейских профессоров преподавал «нравственные на­уки» (логику и т. п.)?

(Куницын)

17. Как называлось стихотворение А. С. Пушкина, в котором есть такие строчки:

Куда б нас ни бросила судьбина,

И счастье куда б ни повело,

Все те же мы: наш целый

мир чужбина;

Отечество нам Царское село?

18. Из чего состояла жизнь армей­ского офицера (по повести «Вы­стрел»)?

(Утром - ученье, манеж, обед у полкового командира или в трактире; вечером - пунш и карты)

19. Где виделись влюбленные Марья Гавриловна и армейский прапор­щик?

(Всякий день они виделись наедине в сосновой роще или у старой часовни)

20. В какое время года переписка между влюбленными сделалась живее?

(Зимой)

21. При каких обстоятельствах и ког­да произошла знаменательная встреча А. С. Пушкина и Г. Р. Дер­жавина?

(В январе 1815 г. на переводных эк­заменах при переходе на следую­ щий 3-летний курс обучения)

22.Как называлось стихотворе­ние, которое Пушкин читал на публичном экзамене в лицее в 1815 г.

в присутствии Г. Р.

Дер­жавина?

(«Воспоминания в Царском Селе»)

23. На что были похожи дыры от пуль в стенах дома Сильвио?

(На пчелиные соты)

24. В какую игру играли офицеры в доме Сильвио?

(Метание в банк)

25. Какая счастливая мысль пришла Владимиру, которая так понра­вилась романтическому вообра­жению Марьи Гавриловны?

(Венчаться тайно, скрывать­ся несколько времени, а по­том броситься к ногам родителей за

прощением)

26. Назовите место службы А. С. Пуш­кина по окончании лицея.

(Коллегия иностран­ ных дел в Петербурге)

27. Кто, выслушав поэму «Руслан и Людмила» в чтении автора, по­дарил ему портрет с надписью «Победителю - ученику от по­бежденного учителя... 1820 мар­та 26»?

(В.А. Жуковский)

28. Какую привычку имел Сильвио во время игры в карты?

(Он имел обыкновение за игрою хра­нить совершенное молчание, ни­когда не спорил и не

объяснялся)

29. Каким предметом запустил взбе­шенный офицер в Сильвио?

(Медным шандалом)

30. За сколько верст находилось от Ненарадово село Жадрино, где должны были тайно венчать­ся

Марья Гавриловна и Влади­мир?

(В 5 верстах)

31. Кому принадлежит высказыва­ние: «Пушкин наводнил Россию возмутительными стихами»?

(Александру 1)

(В г. Екатеринослав, затем в Кишинев)

33. За каким занятием нашли Силь­вио на другой день после его не­приятного конфликта с офице­ром,

который недавно был пере­веден в полк?

(На дворе он «сажал пулю на пулю» в туза, прикле­енного к воротам)

34. Какой печатью были запечатаны письма Марьи Гавриловны к по­ друге и к своим родителям?

(Тульской печаткой)

35. Продолжите фразу: На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; ...

(Все казалось ей угрозой и пе­ чальным предзнаменованием)

36. С кем познакомился А. С. Пуш­кин по дороге в южную ссылку?
(С семьей генерала Н. Н Раевского, героя войны 1812 г., с его сыно­ вьями Александром и Никола ем,

с их сестрой А Марией)

37. Как называлась группа людей, с которыми поддерживал тесную связь А. С. Пушкин, был на их собраниях, вел с ними полити­ческие споры?

(Тайное общество России, бу­дущее Южное общество, ру­ ководимое Пестелем)

38. Кого взял себе в свидетели Вла­димир для обряда венчания?

(40- летнего корнета Дарвина, зем­лемера, и сына капитана - ис­правника, мальчик лет 16-ти, не­ давно поступившего в уланы)

39. Кого отправил Владимир в Нена­радово со своей тройкой и под­робным обстоятельным нака­зом?

(Надежного Терешку)

40. Какое событие вывело Сильвио из душевного равновесия после объяснения и примирения с

офи­цером, который оскорбил его?

(Он получил пакет, в котором было письмо, содержание которого он прочитал с великим нетерпением)

41. Кто из известных римских поэтов был сослан в свое время на берег Черного моря, к устью Дуная

и чья судьба была так похожа на судьбу ссыльного поэта А. С. Пушкина?

(Римский поэт Публий Овидий На­ зон 43 до н.э. - ок. 18 н.э. Был вы писан по приказу императора Августа на окраину империи в го­род-крепость Томыс, вблиз устья Дуная (современный г. Констан­ца). В 1795 г. крепость, основан­ ную на юге Украины в честь «пев­ ца любви» назвали Овидиополин (ныне райцентр Одесской области).

42. Назовите южные поэмы А. С. Пушкина (не менее 3-х).

(«Кавказский пленник» (1820-1821); «Братья-разбойники» (1821-1822); «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823); «Цыганы» (1824)

43. Какие чувства испытывал Сильвио к офицеру, от имени которо­го ведется рассказ?

(Он любил его, по крайней мере с ним он оставлял резкое свое зло­речие и говорил с ним простодуш­ но, с необыкновенной приятностью)

44. Как назывался день, во время ко­торого в канцелярии полка раз­давались письма, газеты, паке­ты?

(Почтовый день, вторник и пятница)

45. Что помешало Владимиру вовре­мя добраться в Жадрино?

(Поднялся ветер, и сделалась та­ кая метель, что он ничего не видел)

46. Какой конфликт послужил пово­дом для новой ссылки Пушкина в Михайловское?

(Конфликт с генерал-губернатором города Одессы М. С. Воронцовым)

47. Где находилось Михайловское, родовое поместье Ганнибалов - Пушкиных?

(В Псковской губернии)

48. Когда, после блужданий в округе, Владимир прибыл в Жадрино?

(Па рассвете: было уже светло, пели петухи)

49. В какой одежде старики, то есть родители Марьи Гавриловны, Гаврила Гаврилович и Прасковья

Петровна имели обыкновение выходить к завтраку?

(В колпаке и байковой курт­ ке и в шлафроке на вате)

50. Назовите русскую меру длины, равную 4,4 см (именно на таком расстоянии ото лба была про-

стрелена шапка Сильвио).

(Вершок)

51. Как называется увольнение от во­енной службы, к которому прибег Сильвио после дуэли с графом?

(Отставка)

52. Чувства, владевшие графом во время повторной дуэли?

(Смятение, робость)

53. Назовите орудие, с помощью ко­торого провожатый Владимира Николаевича отыскал дорогу,

за­несенную сугробами?

(Дубина)

54. Назовите событие, «памятни­ком» которому стала, по словам Сильвио, простреленная красная

шапка с галуном?

(Дуэль)

55. Кем был для молодых офицеров Сильвио в свои 35 лет?

(Стариком)

56. Как назывался держатель банка в карточной игре; эту роль обычно брал на себя Сильвио?

(Понтер)

57. Назовите состояние, в котором находилась жена графа после вы­стрела Сильвио.

(Она была в обмороке)

58. Назовите площадку для верховой езды и конных упражнений, где проводили утренние часы

армейские офицеры.

(Манеж)

59. Назовите имя возлюбленного Марьи Гавриловны, с которым ей так и не удалось обвенчаться.

(Владимир Николаевич)

60. Назовите оскорбление, получен­ное Сильвио на балу.

(Пощечина)

61. Как назывался домашний халат, который носила Прасковья Пет­ровна?

(Шлафрок на вате)

62. Назовите средство, к которому обратилась Марья Гавриловна, чтобы соединиться с любимым.

(Нарочно перестала поддержи­вать разговор или молчала)

63. Назовите одно из мест, где кля­лись в вечной любви Марья Гав­риловна и бедный армейский прапорщик.

(Или сосновая роща, или старая часовня)

64.Назовите оружие, к которому бросились Сильвио и граф в мо­мент ссоры на балу.

(Сабеш)

65. Чем занимался вечерами поэт в Михайловском?

(Слушал сказки Арины Родионовны)

66. Как называлось селение, куда ез­дил А.С. Пушкин к своим сосе­дям Осиповым?

(Тригорское)

67. Сколько лет тому назад с момен­та рассказа Сильвио получил по­щечину на балу?

(6 лет)

68. Какие нравоучительные пос­ловицы и поговорки оказались полезными для окончательного

решения родителей Марьи Гав­риловне дать согласие на брак с Владимиром?

(Суженого конем не объедешь; бед­ ность не порок; жить не с бо­ гатством, а с человеком)

69. Какой болезни была подвержена Марья Гавриловна после неудач­ного венчания?

(Открылась сильная горячка, и бедная больная 2 недели находилась у края гроба)

70. Назовите произведение А. С. Пуш­кина, которое он писал парал­лельно с романом «Капитанская

(«Дубровский», октябрь 1832)

71. На какую тему А. С. Пушкин на­писал историческую работу?

(Истории крестьянской вой­ ны под предводительством Емельяна Пугачева)

72. Что находилось в фуражке офице­ра, с которым стрелялся Сильвио?

(Черешня)

73. Чем занимался офицер, от имени которого велся рассказ о Силь­вио, будучи в отставке?

(Беседовал со старостой, в разъ­ ездах по хозяйству, чтени­ ем, слушал сказки, песни баб)

74. В каком сражении отличился Владимир Николаевич и был тяжело ранен.

(В Бородинском)

ИГРА «ФАВОРИТ»

Первый участник игры вызывает соперника и им предлагаются по 2 вопроса: один - по жизни и творчеству А.С. Пушкина, другой - по произведениям «Метель» и «Выстрел».

1. Что ответил Пушкин на вопрос Николая I «Что бы тот сделал, если бы оказался 14 декабря в Петербурге?»

(Был бы в рядах мятежников)

2. После каких печальных событий Прасковья Петровна и Марья Гавриловна покинули Ненарадово?

(После смерти Гаврилы Гавриловича)

3. Что было изображено на рисунке, на котором Пушкин написал: «И я бы мог...»?

(Виселица с пятью фигурками повешенных)

4. Память о ком была священной для Марьи Гавриловны?

(О Владимире, он умер в Москве накануне наступления французов)

5. В каком произведении А.С. Пушкин использовал опыт Шекспира?

(«Борис Годунов»)

6. Какие предметы хранила Марья Гавриловна как напоминание о Владимире?

(Книги, рисунки, ноты, стихи)

7. Кто осуществлял проверку политической неблагонадежности поэта?

(Шеф жандармов Бенкендорф)

8. Какие песни исполнялись в честь победителей войны 1812 г.?

(Тирольские вальсы, ария из «Жоконда», «Да здравствует Генрих IV»)

9. В каком произведении изображены два героя: Петр I и бедный чиновник Евгений?

(В «Медном всаднике»)

10. «И в воздух чепчики бросали». Эту цитату использовал А. С. Пушкин, чтобы показать восторженное отношение женщин к победителям. Из какого она произведения?

(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

11.В каком году состоялась помолвка поэта с Натальей Николаевной Гончаровой?

(В мае 1830 года)

12.Какой особенностью во внешности обладал гусарский полковник Бурмин?

(Интересной бледностью)

13.Что вынудило поэта задержаться в Боддино?

(Эпидемия холеры)

14.Какое чувство возникло между Машей и Бурминым? («Метель»)

(Любовь)

15.В каких произведениях А. С. Пушкина звучит мотив растлевающей власти денег?

(«Пиковая дама», «Скупой рыцарь»)

16.Что увидел Бурмин во время бури вдалеке?

(Огонек)

17.В каком произведении звучит знаменитое выражение: «гений и злодейство - две вещи несов-местные»?

(«Моцарт и Сальери»)

18.Что пытался найти Владимир как ориентир во время снежной бури?

(Рощу)

19.В каких произведениях раскрыты важнейшие проблемы жизни и смерти?

(«Дон Жуан», «Пир во время чумы»)

20.Сколько верст от Ненарадово до Жадрина?

(Пять)

21.Какие повести, кроме «Метели» и «Выстрела», составляют сборник повестей под названием «Повести Белкина»?

(«Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Гробовщик»)

22.Какое транспортное средство использовал Бурмин для поездок?

(Кибитку)

По окончании игры объявляется победитель, команды приглашаются на сцену для вручения подарков и грамот.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ведущая . Пушкин - это лучшее, что есть в каждом из людей, это доброта и талант, смелость и простои верность в дружбе, любви.

Размышляя о Пушкине, люди невольно сравнивают себя с ним: а как сделал бы я?.. А что я думаю об этом?..

Это очень полезные размышления и очень важные. Они способствуют пробуждению в наших душах и умах) самых лучших, самых высоконравственных мыслей и устремлений.

Всем спасибо за участие в игре.

До свидания, до следующей игры.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К

ИГРЕ «ФАВОРИТ»

1. Назовите дату рождения АС. Пушкина.

2. Чем семья Марьи Гавриловны славилась в округе(«Метель»)?

(Гостеприимством и радушием)

3. Где был Пушкин в дни декабристского восстания?

(В Михайловском)

4. Как звали отца А. С. Пушкина?

(Сергей Львович Пушкин)

5. Сколько лет было Марье Гавриловне («Метель»)?

(17 лет)

6. Любимое время года А. С. Пушкина?

(Осень)

7. На чем была воспитана Марья Гавриловна («Метель»)?

(На французских романах)

8. Кто был с А. С. Пушкиным в Михайловском?

(Няня Арина Родионовна)

9. Под каким предлогом должна была удалиться в свою комнату Марья Гавриловна в день побега?

(Под предлогом головной боли)

10.Назовите первое печатное произведение А. С. Пушкина.

(«Руслан и Людмила»)

11.Что оставила Марья Гавриловна] в своей книге перед побегом?

(Письма)

12.Кто из друзей навестил А. С. Пушкина в Михайловском?

(И. Пущин)

13.Что было изображено на тульской печати («Метель»)?

(Два пылающих сердца с надписью)

14. Назовите место службы А. С. Пуш­кина под началом генерала Инзова.

(Кишинев)

15. Сколько минут должен был за­тратить жених на дорогу до цер­кви в Жадрино? («Метель»)

(20 минут)

16. Когда состоялась последняя ду­эль А. С. Пушкина?

(7 февраля 1837 г.)

17. Выдал ли кто тайну Марьи Гаври­ловны?

(Нет)

18. Как звали мать А. С. Пушкина?

(Надежда Осиповна)

19. Что ответил Владимир на сооб­щение о согласии на брак с Ма­рьей Гавриловной?

(Что ноги его не будет в их доме)

Приложение

Положение об игре «Лабиринт»

1. Общие положения

1.1. Основной целью игры является:

    создание дополнительной образова­тельной среды и максимальных ус­ловий для духовного, морального и эстетического развития учащихся;

    дальнейшее совершенствование системы работы с одаренными детьми;

    развитие интеллектуального и твор­ческого потенциала, литературных достижении личности одаренно­го ребенка;

    умение сотрудничества и сотвор­чества в группах, постановки кол­лективных целей и путей достиже­ния их;

    способствование повышению инте­реса учащихся к литературе и при­общению их к общечеловеческим и духовным ценностям;

    формирование умений и навыков работы с текстами художествен­ных произведений, дополнитель­ной и справочной литературой.

2 . Организация игры «Лабиринт»

    Организацию и проведение игры осуществляет оргкомитет, а оцени­вание игры и определение победи­телей - жюри.

    Главными задачами оргкомите­та являются:

    решение технических проблем про­ведения игры, организация прове­дения всех этапов игры;

    консультации участников игры;

    подготовка заданий.

2.3. Главными задачами жюри яв­ляются:

    подведение итогов всех этапов игры;

    оценивание игры ее участников;

    определение победителей игры.

3. Участники игры.

3.2. В игре принимают участие все желающие из числа 9,10 классов об­щеобразовательных школ, лицеев, гимназий.

3.3. Команда участников игры состо­ит из 5 человек.

4. Порядок проведения игры.

4.1. Игра проводится в три этапа:

    этап - ноябрь;

    этап - январь;

    этап - апрель.

    Для участия в игре участникам необходимо подать заявки.

    В заявке на участие в игре указыва­ются фамилия, имя, название учебного заведения, класс участников игры.

4.4. Задания и вопросы для прове­дения игры даются одновременно всем участникам на первой консуль­тации (время будет указано допол­нительно).

5. Подведение итогов и награжде­ние участников

    Жюри подводит Итоги каждого этапа игры по разработанным кри­териям, с которыми знакомят участ­ников игры заранее.

    На протяжении всего этапа игры «Лабиринт» ее участники имеют пра­во вносить предложения и поправки в правила игры и ее оценивание.

    Подведение итогов и награжде­ние победителей проводится сразу же после игры.

5.4. Участники игры, занявшие 1, 2, 3 места, награждаются грамота­ми и призами по согласованию с оргкомитетом и жюри.

Квест-игра «По дорогам приключений»

Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

Игра рассчитана на учащихся 5-6 классов.

Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, пазлы, вещи для «Бюро находок», призы (желательно- сладкий приз)

Маршрутный лист (выполнен в виде сказочной карты с отмеченными на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд. Правильные ответы фиксируются членами жюри в маршрутном листе каждой команды.

Станции расположены в разных уголках школы: в библиотеке, в кабинетах, рекреациях, в спортивном зале, в актовом зале.

На каждой станции участникам даются слова, из которых они впоследствии должны составить пословицу. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов по итогам игры и сложившая из слов пословицу раньше других.

Время нахождения на станциях ограничено – не более 5 минут.

ХОД ИГРЫ.

Этап первый.

Учащиеся получают задание: подготовить название команды, девиз. В названии и девизе должны присутствовать либо сказочные герои, либо какие-то слова о книге и чтении.(3-5 минут)

Представление команд.

Капитанам вручают свитки, в которых скрыт маршрутный лист.

Этап второй.

Команды отправляются по разным станциям, чтобы не мешать друг другу решать поставленные задачи.

СТАНЦИЯ 1.

Сложи пазлы. (Приложение 1)

(иллюстрацию к художественному произведению можно распечатать самостоятельно), угадай автора и название книги: Барон Мюхгаузен (Р.Распе), Остров сокровищ (Р.Л.Стивенсон), Гарри Поттер (Джоан Роллинг).

Оценивание: За полный правильный ответ (сложенная картинка, название книги, автор) – 3 балла.

СТАНЦИЯ 2.

Блиц-турнир. Команда отвечает на вопросы по сказкам А. С. Пушкина

    Сколько лет рыбачил старик? (тридцать лет и три года)

    К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (Золотому петушку)

    За какую плату согласился работать Балда у попа? (за 3 щелчка)

    Сколько времени была старуха царицей? (две недели: «вот неделя, другая проходит»)

    Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?(3 раза)

    Нa кaкoм oстрoве выстрoил свой двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? (на острове Буяне)

    За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?(за 3 года)

    Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)

    К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (солнце, месяц, ветер)

    В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (Комара, муху, шмеля)

Оценивание: За каждый правильный ответ 1 балл, за каждый неполный ответ – 0,5 баллов

Дополнительное задание: Назовите правильно сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане… (и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Оценивание: За дополнительное задание – 5 баллов. Команда должна сама решить, нужно ли ей дополнительное задание.

СТАНЦИЯ 3.

БАСНИ.

Продолжи ставшие крылатыми строки из басен И.А.Крылова.

    А Васька слушает… (да ест)

    А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь).

    Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку)

    Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад… (А Щука тянет в воду)

    Ты всё пела? Это дело… (Так поди же, попляши!)

    Ай, Моська, знать она сильна … (что лает на слона)

    Недаром говорится… (что дело мастера боится)

Оценивание: За каждый правильный ответ 1 балл.

СТАНЦИЯ 4.

БЮРО НАХОДОК.

Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.

    Полено (папа Карло, А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)

    Азбука (Буратино, А.Толстой «Приключения Буратино…»)

    Хрустальный башмачок (Золушка, Г.Х.Андерсен),.

    Корзинка (Красная шапочка, Ш.Перро)

    Зонтик Оле-Лукойе, Г.Х.Андерсен)

    Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, В.Гауф)

    Лампа (Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)

    Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)

    Шляпа (Джоан Роллинг. Гарри Поттер)

    Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

    Грецкий орех (Г.Х Андерсен «Дюймовочка»

    Зеркальце (Сказка о мертвой царевне А.С.Пушкин)

Оценивание: За полный правильный ответ (имя героя, название сказки, имя автора) – 1 балл, за неполный ответ – 0,5 баллов

СТАНЦИЯ 5.

Буквенные ПАЗЛЫ. (Приложение 2)

Составьте из букв название художественных произведений. Назовите имя автора.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (А.С.Пушкин)

ФЕДОРИНО ГОРЕ (К.И.Чуковский)

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК (А.Н.Толстой)

Оценивание: За каждый полный правильный ответ – 2 балла. Всего за этот конкурс команда может набрать 6 баллов.

СТАНЦИЯ 6.

ЦИФРЫ в литературе.

Назовите художественные произведения, в названиях которых есть числа.

Например, сказка «Три поросенка», книги Ж.Верна «40 лье под водой», «80 дней вокруг света», А.Дюма «Три мушкетера».

Оценивание: За каждое названное художественное произведение- 1 балл.

Этап третий.

Жюри проверяет собранные пословицы. (Из глубины моря добывают жемчуг, из глубины книг черпают знания.)

Команды сдают жюри маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов.

Награждение команд.

Приложение 1

Приложение1



Приложение 2