Класть монеты на глаза. Приметы на похоронах - опыт тысячелетий. Зачем в могилу бросают мелкие монеты

До сих пор порой во время похорон даже в нашей стране кладут медяки на глаза. Не совсем, однако, понимая, зачем. Однако знать, откуда традиция берёт начало, весьма важно.

Древние имели очень конкретные и хорошо очерченные представления о жизни на земле и посмертии. Все греки хорошо понимали, что с ними будет, когда их жизнь завершится.


За жизнь каждого человека отвечали ведуньи-мойры, выглядевшие как три сестры-прялки. Клото, старшая, пряла нить судьбы, Лахезис, средняя, отмеряла положенный срок жизни, наматывая нить на веретено, и, наконец, младшая Атропос обрезала божественными ножницами нить в отмеченном месте.

После обрыва нити жизнь грека заканчивалась, и он отправлялся в неприятное жизнелюбам-грекам царство Аида. Там тень человека оказывалась на берегу реки Стикс, отделяющих мир мёртвых от мира живых.

Стикс («Ненависть», «Ненавистная») была самым священным местом. Боги, поклявшиеся Стиксом, не могли нарушить клятву. Через Стикс переправлял Харон. За перевозку он требовал платы.

Тут важно сказать, что древние верили, что за свою жизнь человек должен успеть стать дорог достаточному количеству людей, чтобы те провели над ним погребальные обряды — хотя бы положили те же монеты на глаза, а лучше — сожгли с богатыми дарами. Такие поверья жили вплоть до конца Римского государства.

Умерший являлся к берегам реки мёртвых со всем, с чем он был похоронен. Всё это было не так важно для греков, как для египтян, которые верили, что тела умерших надо самым тщательным образом сохранять, ибо в том же самом виде они будут существовать и после смерти, в каком пребывает их тело: нет, греки все дары переправляли подземным богам, дабы те не препятствовали тени занять своё место в посмертии.

В то же время убиение жертвенных животных в честь умерших влияло на тени: те могли похлебать крови этих самых животных.

Грек, похороненный с монетами, мог отдать плату Харону, и тот перевозил его через реку. Бывало, что Харон перевозил и живых, но это всегда были выдающиеся люди — Геракл, с которым лучше было не связываться, Орфей, зачаровавший перевозчика игрой на арфе, и Эней, подкупивший его.

Умерших судили три брата — великих судьи: Мионс, Эак и Радамант. Однообразны были их приговоры, ибо греки равнодушно относились к обычным, ничем не выдающимся и не выделяющимся людям. Они отправлялись просто страдать в мрачное и скучное царство Аида. Большинство людей попадало именно туда. Выдающихся грешников судьи отправляли вечно мучиться, например, таскать камни, как Сизифу.

Но такими решениями почти всегда ведали сами боги, ибо по-настоящему страшным должно было быть преступление, чтобы для негодяя создавать отдельное мучение. Наконец, великие герои отправлялись в Элизиум, на острова блаженных.

Там они не знали бед и вечно пировали. Совсем великих героев ждал сам Олимп, но таковых набрались единицы: Дионис, Геракл, братья Диоскуры и ещё кое-кто.

Зачем кладут монеты на глаза покойнику: вопрос, который заставляет задуматься многих. Ведь данная традиция существует уже не один век, и даже не одно тысячелетие. Более того, она имеет огромный смысл, причем используется не только в христианстве, но и во многих других религиях, которые верят в существование загробного мира.

Узнать, зачем же люди делали такие манипуляции с телом покойного, можно, заглянув вглубь истории. Только зная историю религии и ориентируясь в древних приметах, можно понять, зачем же нужно класть монеты на глаза покойного.

Зачем в древности клали монеты на глаза покойнику с точки зрения мифов

Впервые в истории традиция класть монеты на глаза покойному появилась еще в Древней Греции. Так, данная традиция прекрасно описана в древнегреческих мифах и объясняет, зачем греки клали монеты на глаза покойнику.

Исходя из мифов, монеты клали покойнику на глаза, чтобы он смог заплатить паромщику Харону, который переплавлял его в царство мертвых через реку Стикс. Как правило, монеты должны были быть медными. Все же, причина, почему использовались именно медные монеты, в мифах не объясняется.

Похожие традиции существовали и у других народов. Правда, объяснялись они совершенно по-другому, так как в их вере душа не должна переправляться через реку смерти. Деньги нужны были покойному для других нужд на том свете. Более того, у славянских народов было принято не только класть монеты на глаза покойному, но и бросать их в могилу.

Научное объяснение традиции класть монеты на глаза покойному

Несмотря на то что традиция класть монеты на глаза покойному существовала с древних времен и объяснялась многими мифами и приметами, все же существует и научное объяснение этой манипуляции. Так, ученые и медики утверждают, что когда человек умирает, то у него сокращается круговая мышца глаза. Соответственно, в большинстве случаев глаза покойного остаются открытыми.

Закрыть глаза покойному можно только до тех пор, пока тело покойного еще теплое. В ином же случае, чтобы глаза покойного закрылись, на них нужно что-то положить. И идеальным вариантом, в таком случае является монета, которая напоминает форму глаза.

Также можно объяснить научно, почему именно медные монеты было принято класть на глаза покойного. Так делалось потому, что в те времена медная монета была самой тяжелой и, соответственно, она не позволяла глазам открыться.

Хоронили же покойного вместе с монетами, чтобы глаза не смогли открыться в гробу. Ведь, исходя из примет, это может привести к несчастьям. Более того, забирать что-то у покойного считается плохой приметой. Да и медики не советуют этого делать, так как на них остается трупная жидкость, которая может привести к серьезным заболеваниям.

Материалы партнеров

Читайте также

Реклама

Другие новости по теме

Каждый человек хранит какие-то тайны, о которых мало кто знает. Не только девушки умеют хранить секреты, мужчины тоже стараются это делать. У сильного пола есть...

Зачем Иисусу обол Харона?

Как известно, сторонники подлинности Туринской плащаницы, т. е. те, кто считает ее посмертным покрывалом Иисуса, часто апеллируют к т. н. Теории монеты , суть которой кратко изложена, в частности, на сайте UFO : «Заслуживает упоминания такое многим хорошо известное “открытие”, как обнаружение на Плащанице изображение монет. Не входя в критику этих работ, следует все же отметить, что автором гипотезы о наличии монет на глазах человека, изображенного на Плащанице, был д-р Джексон, и сделал он это предположение для объяснения увеличенной формы глаз. Позже он сам отказался от этой гипотезы, но горячие энтузиасты при большом желании и с помощью искусственного увеличения фотографий, сделанных во взаимно поляризованных лучах, начали видеть (или делать видимым) то, что на Плащанице есть отпечатки монет, которыми были покрыты глаза Покойного. Это очень редкая монета, “лепта Пилата”, чеканившаяся только около 30-го г. по Р. X., на которой надпись “император Тиберий” (TIBEPIOY KAICAROC) сделана с ошибкой: CAICAROC. Монеты с такой ошибкой не были известны нумизматам до публикации фотографий Туринской плащаницы. Лишь после этого в разных коллекциях обнаружено пять подобных монет. “Лепта Пилата” датирует наиболее древнюю возможную дату погребения - 30-е гг. по Р. X. Невозможно предположить, чтобы фальсификаторы средних веков сообразили (да и физически могли) для изготовления подлога использовать редкие монеты I в. с редчайшими ошибками».

И все-таки, о каких же единичных случаях идет речь? В пустыне Негев, на набатейском кладбище города Мамшита (он же Мампсис, он же Курнуб), в двух могилах были обнаружены монеты Траяна (ок. 117 г. н. э.), причем они были найдены не на глазницах, а между зубами покойного . В древности среди язычников считалось, что такой монетой можно расплатиться с Хароном за перевозку в Аид, и набатеи перенимали эту традицию, как и вообще эллинистическую культуру, проявившуюся, напр., в изобразительном искусстве - в обращении к сюжетам греческой мифологии и стремлении к объемно-пластической трактовке формы. Кстати сказать, набатеи неоднократно участвовали в военных экспедициях Рима - в том числе и в осаде римлянами Иерусалима в 70 году, а в 106 году императором Траяном Набатейское царство было превращено в римскую провинцию Аравию. Так что отождествлять традиции евреев и жителей Мамшита 117 года было бы грубой ошибкой.

Чаще ссылаются на находки в Иерихоне и Иерусалиме. Так, в семейной гробнице Каиафы в черепе женщины была обнаружена монета Агриппы I . Подобные монеты в двух случаях были обнаружены в черепах при раскопках в Иерихоне . Исследователи не сомневаются, что эти монеты были помещены в могилы во время самих похорон, однако предполагают, что монеты эти являются т. н. оплатой Харону (обол Харона) , о которой сказано выше, а следовательно, монеты находились не на глазах, а во рту покойника. По-видимому, этот обычай, перенятый у язычников, в редких случаях все-таки практиковался евреями - прежде всего, эллинизированными саддукеями. Однако это языческое влияние на обряд похорон евреев было столь ничтожно, что на данный момент археология располагает только тремя вышеупомянутыми фактами обнаружения черепов с монетами внутри - только тремя из сотен обнаруженных черепов.

Случай же, когда монеты были обнаружены непосредственно на глазницах черепа, в Палестине вообще единичен. Так, в 1970 году Мордехай Гихон опубликовал статью в журнале קדמוניות , посвященную раскопкам в оазисе Эн-Бокек (עין בוקק) в области Мертвого моря. Там были обнаружены останки человека с двумя серебряными денариями Адриана (ок. 133 г. н. э.) на глазницах черепа . Однако в данном случае вообще нельзя точно определить был ли покойный евреем, или он был язычником. Во всяком случае, Рахэль Хахлили считает «очень сомнительным», что преданный земле человек был евреем .

Таким образом, поводя итоги, можно смело утверждать, что, вопреки мнению т. н. синдонологов, обычай класть монеты на глаза покойного ни в коем случае не был общепринятым среди евреев периода Второго храма. Три известных археологии случая, когда в еврейских могилах в черепах покойного были обнаружены монеты, по всей вероятности, говорят лишь о ничтожном языческом влиянии на еврейский ритуал похорон, причем опять же эти факты ничего не говорят об обычаи класть монеты именно на глаза, а не в рот или на щеку, как практиковалось у эллинов. Мнение о том, что указанный обычай был общепризнанным среди евреев, порождено самими апологетами подлинности Туринской плащаницы, точнее сторонниками Теории монеты , и не может быть обосновано ни литературными, ни археологическими свидетельствами.

Вообще, показательно, что т. н. синдонологи в аргументации используют логически ошибочный и софистический метод порочного круга. Пятна на изображении Туринской плащаницы они отождествляют с отпечатками монет и при этом утверждают, что обычай класть монеты на глаза покойного существовал у евреев во времена Иисуса. Причем последнее утверждение «обосновывают» прежде всего самими же пятнами на Туринской реликвии, ибо, как показано выше, всерьез апеллировать к другими свидетельствам они просто не могут.

Jumper E. J., Stevenson K., Jackson J. P. Images of Coins on a Burial Cloth? // The Numismatist, July 1978, p. 1350–1357.

См., напр.: Wilson I. The Turin Shroud: The Burial Cloth of Jesus Christ? New York, 1978, p. 200.

Rahmani L. Y. The Shroud of Turin (Polemics and Irenics) . // Biblical Archaeologist 43, 1980, p. 197.

Hachlili R., Killebrew A. Was the Coin-on-Eye Custom a Jewish Burial Practice in the Second Temple Period? // Biblical Archaeologist 46, 1983, p. 147–153.

Hachlili R. Jewish Funerary Customs, Practices and Rites in the Second Temple Period . // Supplements to the Journal for the Study of Judaism 94. Leiden – Boston, 2005, p. 441.

Rahmani L. Y. A Note on Charon’s Obol. // ‘Atiqot 22, 1993, p. 149–150.

Negev A. The Nabatean Necropolis of Mampsis (Kurnub). // Israel Exploration Journal 21, p. 110–129.

Greenhut Z. The ‘Caiaphas’ Tomb in North Talpiyot, Jerusalem . // ‘Atiqot 21, 1992, p. 70.

Hachlili R., Killebrew A. Jericho - The Jewish Cemetery of the Second Temple Period . // Israel Antiquity Reports 7. Jerusalem, 1999, p. 135.

Hachlili R., Killebrew A. Jewish Funerary Customs during the Second Temple Period in Light of Excavations at the Jericho Necropolis . // Palestine Exploration Quarterly 115, 1983, p. 127–128; Rahmani L. Y. A Note on Charon’s Obol . // ‘Atiqot 22, 1993, p. 149–150.

«Кадмонийот», 1970 г., т. 12, стр. 138 и 141, на иврите.

Hachlili R. Jewish Funerary Customs, Practices and Rites in the Second Temple Period . // Supplements to the Journal for the Study of Judaism 94. Leiden – Boston, 2005, p. 443.

Учения и наставления моей бабушки Евдокии Степанова Наталья Ивановна

Пятак с глаз покойника (как снять слепоту)

За свою жизнь мне довелось видеть знахарей разных национальностей. Особенно запомнилось то, как я впервые увидела якутского шамана. Имени его не помню, слишком уж мудреным оно было. А вот перевод имени запомнила: Черный Дым.

Это уже потом, много лет спустя, когда я из учеников перешла в подмастерья, а затем и в мастера, меня уже такие вещи не удивляли. Всякие имена я слышала: Быстрая Мысль, Грустная песня и т. д.

Помню, что в тот раз мне очень понравилось, что в каждое имя вкладывается особый смысл. И еще поразил меня тот шаман своим видом и одеждой, помню, пахло от него собаками и звериными шкурами.

Надо сказать, что к бабушке часто приезжали мастера: кто за советом, кто поучиться, а кто и с поклоном (об этом вы можете прочитать в моих книгах).

Китайцы привозили душистые травы и коренья, связки сушеных змей, глаза жаб и прочие диковинные вещи. Невысокого роста, улыбчивые, всегда вежливые и обходительные, они мне очень нравились и, признаюсь, немного меня смешили, так как говорили странно, нараспев, сильно коверкая слова. Бабушка уважала их за трудолюбие. Вот только мне казалось, что они все время хитрят, чего-то там недоговаривают, совсем как лисы в народных сказках. Я об этом даже как-то рассказала бабушке, но та лишь посмеялась и ответила, что уж если кому она и стала бы доверять, так это китайским мастерам.

Я отлично видела, что все мастера относились к бабушке с большим уважением, и, ведя разговоры, они всегда с полуслова понимали друг друга. В их разговорах не было места недосказанности или лжи. Мир – значит, мир. Война – ну, значит, война, что уж тут поделаешь.

И враг и друг были как на ладони, все были открыты друг другу, не пытаясь никого обмануть, да и сделать это, надо сказать, было бы трудно – все ведь примерно одинаковые по силе были мастера.

Шаман же тот поразил мое детское воображение своей внешностью, поведением, а главное, одеждой. Я насчитала на нем двенадцать ожерелий из монет, а до этого я думала, что украшения могут носить только женщины.

Я, как всегда, слушала и наблюдала за всем, что происходит. Постепенно я поняла, что шаман по имени Черный Дым приехал, чтобы кое-чему поучиться, так как он много слышал о моей бабушке. Он рассказывал о том, что умели его предки и что умеет он сам, показывал, как гасить огонь, лишь согнув мизинец, разрезал себе руку и тут же останавливал кровь, ударив в бубен. Шаман утверждал, что его ожерелье из монет имеет огромную силу, против которой никто не сможет устоять.

– Не веришь? Клянусь всеми оленями своего стада! – добавил он.

Бабушка, как всегда, очень внимательно выслушала его и сказала:

– Я рада тому, что среди твоего народа есть такие мастера, как ты. Если ты будешь постоянно трудиться, из твоей работы будет толк. Но вот что я хочу тебе сказать: не клянись, будто ты знаешь обо всем наверняка. Всегда на большую лужу найдется яркое солнце. Так и одна монета сможет перебить силу двенадцати ожерелий. Если хочешь, я докажу это тебе прямо сейчас. Но не похвастаться я хочу, а лишь урок тебе преподать…

Бабушка достала из шкатулки медный пятак, которым до этого закрывала глаза покойнику, и обратилась к шаману:

– Возьми в руки этот пятак и убедись во всем сам. Вот порог, переступи его и выйди из моих дверей.

Черный Дым взял у бабушки пятак и подошел к двери.

– Иди же, пусть твои всемогущие монеты помогут тебе сделать шаг, – сказала бабушка.

Я во все глаза наблюдала за происходящим думая, что сейчас-то шаман точно сделает шаг, ведь на нем было, наверное, полтаза монет, а бабушка дала ему лишь один пятак. Шаман стал шарить по двери рукой, а затем сказал:

– Я ничего не вижу, я ослеп.

Тогда бабушка взяла пятачок из его руки и мягко улыбнулась:

– Этой монетой покойнику глаза закрывали, а мертвые глаза, как известно, ничего не видят. Видишь, а ты клялся своими оленями. Так и без мяса можешь остаться!

Потом мы пили чай, и шаман угощал нас каким-то жестким сушеным мясом, которое мне жутко не нравилось. Он все качал головой и повторял:

– Надо же! Маленькая монетка сильнее ожерелья, ожерелья двенадцати поколений!

Позже бабушка рассказала мне, что если монеты с глаз покойника положить в воду и дать такой водой умыться человеку, то он обязательно ослепнет. Но и тому, как снять с человека такую слепоту, она меня научила, а я сейчас расскажу вам об этом.

Возьмите три пятака, отнесите их на кладбище и положите по одной монетке на три могилы, в которых похоронены люди, носившие такое же имя, как и у больного. При этом каждый раз читайте такой заговор:

Пока этот покойник не встанет,

Пятак не возьмет,

В лавку менять его не пойдет,

Хлеба себе на пятак не возьмет,

В могилу назад не принесет,

До тех пор никто мое дело не перебьет,

Зрения у раба Божьего (имя) не заберет,

Влаги с его глаз не сопьет.

Мать моя маета,

Открой зрения ворота.

Кровь струей прольется,

Вода шугой покроется,

Глаза раба Божьего (имя) откроются.

Как Богородица зрит Христа,

Так будь снят раб Божий (имя)

Со слепого креста.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 37 автора Степанова Наталья Ивановна

Одежда с покойника Из письма: «У нашей сотрудницы умерла мать. Еще при жизни умершая сама, своими руками заготовила для себя смертное (то есть одежду на смерть). Когда она умерла, ее дочь (наша сотрудница) унесла эту одежду в морг, чтобы ее надели на умершую. Привезли ее в

автора Норд Николай Иванович

Завязки с покойника Завязки лучше хранить в плотной упаковке, дабы не выветривались запахи мертвеца, в которую неплохо было бы положить и фотографию покойного. Завязки можно взять на похоронах, их обычно выбрасывают, когда развязывают руки перед тем, как опустить

Из книги Практикум реального колдовства. Азбука ведьм автора Норд Николай Иванович

Прах покойника Прах покойника имеет большую силу, чем земля с его могилы. Достать прах непросто, но можно поступить иначе – срезать волосы от умершего, еще не захороненного человека. Такие волосы имеют одинаковую силу с прахом покойного, впрочем, как и другое

Из книги Практикум реального колдовства. Азбука ведьм автора Норд Николай Иванович

Свидетельство покойника Свидетельство покойника ранее было одним из доказательств того, что подозреваемый в убийстве на самом деле убил данного человека. Ведьм и колдунов, причастных к смерти кого-либо путем околдовывания, также определяли таким же образом.

Из книги Трансильванская магия. Вавилонская «Книга Могущества» автора Мехеда (Раокриом) Игорь Владимирович

Порча на слепоту В мертвой воде вымачивайте бычьи глаза одну безлунную ночь. Затем в эту воду добавьте часть воды, которой умывался враг. Глаза надо дать съесть слепой собаке, а воду - вылить на

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 09 автора Степанова Наталья Ивановна

Пятак с глаз покойника (как снять слепоту) За свою жизнь мне довелось видеть знахарей разных национальностей. Особенно запомнилось то, как я впервые увидела якутского шамана. Имени его не помню, слишком уж мудреным оно было. А вот перевод имени запомнила: Черный Дым.Это уже

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 16 автора Степанова Наталья Ивановна

Заговор на зуб покойника Зуб мертвого человека кладут в вино со словами: Покойник, зуб твой где? – В вине. Ты в гробу спишь? – Сплю. Вина не пьешь? – Не пью. Как покойник из гроба не встает, Хмельного вина не пьет. Так чтоб и раб Божий (имя) Вино никогда не пил тоже. Ключ,

Из книги Практическая магия современной ведьмы. Обряды, ритуалы, пророчества автора Миронова Дарья

Неразменный пятак Существует один эффективный старинный способ, помогающий спастись от бедности – вам необходимо получить так называемый неразменный рубль. Постоянно держите в кармане гнутую монету или монету с дырочкой, над которой предварительно необходимо

автора Степанова Наталья Ивановна

Как вылечить напущенную слепоту Порчей можно отнять зрение и слух. Такого человека нужно лечить в пустой комнате, где нет на виду острого. Спросите больного, сколько времени он слеп, что помнит из того, что видел в последнее время. Узнайте, за какой грех у него это горе и на

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Как свести слепоту на кур Для лечения вам нужны семь черных куриц. Когда они сядут на насест, сядьте и вы под тот насест и в полночь скажите:7 черных курей, 14 зорких очей, дайте мне свою зоржоту, возьмите с меня мою слепоту. Как царь-батюшка ел, с чистого серебра, как на том

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 01 автора Степанова Наталья Ивановна

Как вылечить напущенную слепоту Порча может негативно повлиять на зрение и слух человека. Отчитывают такую порчу в пустой комнате, убрав оттуда все острые предметы. Перед тем как приступать непосредственно к лечению, необходимо спросить у больного, когда он ослеп и что

Из книги Ритуалы денежной магии автора Золотухина Зоя

Неразменный пятак Берете несколько денежных купюр разного достоинства и оставляете их всегда при себе (необязательно носить их всегда с собой, они могут находиться дома). Вы их не тратите. Настраиваете их так, чтобы они притягивали к себе другие денежные знаки. То есть

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 28 автора Степанова Наталья Ивановна

Целование покойника Из письма: «Во время похорон моя тетя забыла купить венчик на лоб своему мужу, но соседская бабушка настаивала, что его необходимо купить, так как при прощании люди не должны целовать мертвого человека никуда, кроме лба. Почему это так, можно ли у Вас

Из книги Учения и наставления моей бабушки Евдокии автора Степанова Наталья Ивановна

От порчи на слепоту Одна женщина рассказала бабушке, как она по глупости подвела одну женщину, рассказав людям о том, что та утащила с производства домой гвозди. Разговор дошел до начальства, и дело отдали в суд. Воровку эту не посадили, но уволили. После этого она встретила

Из книги 1777 новых заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Из книги Йога прозрения автора Николаева Мария Владимировна

Расслабление: от глаз – и до глаз Чувствовать – значит видеть, а видеть – значит чувствовать. Б.К.С. Айенгар «Прояснение жизни» Напомним, что между расслаблением тела и хорошим зрением, согласно Бейтсу, существует прямая связь, причем зависимость эта обоюдная, как

До сих пор порой во время похорон даже в нашей стране кладут медяки на глаза. Не совсем, однако, понимая, зачем. Однако знать, откуда традиция берёт начало, весьма важно.

Древние имели очень конкретные и хорошо очерченные представления о жизни на земле и посмертии. Все греки хорошо понимали, что с ними будет, когда их жизнь завершится.

За жизнь каждого человека отвечали ведуньи-мойры, выглядевшие как три сестры-прялки. Клото, старшая, пряла нить судьбы, Лахезис, средняя, отмеряла положенный срок жизни, наматывая нить на веретено, и, наконец, младшая Атропос обрезала божественными ножницами нить в отмеченном месте.

Сожжение
После обрыва нити жизнь грека заканчивалась, и он отправлялся в неприятное жизнелюбам-грекам царство Аида. Там тень человека оказывалась на берегу реки Стикс, отделяющих мир мёртвых от мира живых.

Харон берёт плату
Стикс («Ненависть», «Ненавистная») была самым священным местом. Боги, поклявшиеся Стиксом, не могли нарушить клятву. Через Стикс переправлял Харон. За перевозку он требовал платы.

Монетка во рту
Тут важно сказать, что древние верили, что за свою жизнь человек должен успеть стать дорог достаточному количеству людей, чтобы те провели над ним погребальные обряды - хотя бы положили те же монеты на глаза, а лучше - сожгли с богатыми дарами. Такие поверья жили вплоть до конца Римского государства.

Пышные похороны Патрокла
Умерший являлся к берегам реки мёртвых со всем, с чем он был похоронен. Всё это было не так важно для греков, как для египтян, которые верили, что тела умерших надо самым тщательным образом сохранять, ибо в том же самом виде они будут существовать и после смерти, в каком пребывает их тело: нет, греки все дары переправляли подземным богам, дабы те не препятствовали тени занять своё место в посмертии.

Перевозчик Харон
В то же время убиение жертвенных животных в честь умерших влияло на тени: те могли похлебать крови этих самых животных.


С медяками на глазах
Грек, похороненный с монетами, мог отдать плату Харону, и тот перевозил его через реку. Бывало, что Харон перевозил и живых, но это всегда были выдающиеся люди - Геракл, с которым лучше было не связываться, Орфей, зачаровавший перевозчика игрой на арфе, и Эней, подкупивший его.

Его Харон точно принял
Умерших судили три брата - великих судьи: Мионс, Эак и Радамант. Однообразны были их приговоры, ибо греки равнодушно относились к обычным, ничем не выдающимся и не выделяющимся людям. Они отправлялись просто страдать в мрачное и скучное царство Аида. Большинство людей попадало именно туда. Выдающихся грешников судьи отправляли вечно мучиться, например, таскать камни, как Сизифу.

Сизиф трудится
Но такими решениями почти всегда ведали сами боги, ибо по-настоящему страшным должно было быть преступление, чтобы для негодяя создавать отдельное мучение. Наконец, великие герои отправлялись в Элизиум, на острова блаженных.

Элизиум
Там они не знали бед и вечно пировали. Совсем великих героев ждал сам Олимп, но таковых набрались единицы: Дионис, Геракл, братья Диоскуры и ещё кое-кто.