Игры в советское время дома. Во что играли дети прошлого века - Game2Day. Я садовником родился

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов - теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем.Oглядываем опустевшие весенние дворы и вспоминает исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

"Резиночки"

Как играть.

Главный атрибут этой игры для девочек - бельевая резинка. Идеальное количество играющих - 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

"Классики"

Как играть.

Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное - попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

"Бояре"

Как играть.

Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет - остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры - собрать в команде как можно больше участников.

Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Как играть.

Задача водящего - стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь - стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

"Колдунчики"

Как играть.

Участники убегают от водящего (эта игра - разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего - не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков - бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала все мокрые, зато очень веселые.

Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

"Море волнуется раз"

Как играть.

Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

"Казаки-разбойники"

Как играть.

Игроки делятся на две команды - «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» - найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».

Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

"12 палочек"

Как играть.

Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего - собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.

"Вышибалы"

Как играть.

«Вышибалы» - два игрока - встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» - бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие - не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

"Я знаю 5 имен"

Как играть.

Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» - и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.

Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

"Съедобное-несъедобное"

Как играть.

Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

"Ножички"

Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.

Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

"Колечко-колечко"

Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего - незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников - задержать убегающего.

Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

"Вы поедете на бал?"

Как играть. Водящий произносит считалку:

Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?
Его задача - запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

"Я садовником родился"

Как играть.

Каждый игрок выбирает себе имя - название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, - отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) - игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки. Конечно, компьютерные игры не могут заменить подвижные детские игры на свежем воздухе. Хотя их тоже можно разделить на полезные и не очень. Например, игра майнкрафт онлайн гораздо больше принесёт пользы ребёнку, чем какие-нибудь бессмысленные стрелялки.

"Кис-мяу"

Как играть.

Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий - лицом, игрок - спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый - самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают - история всякий раз умалчивает. Зеленый - три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный - поцелуй в губы. Розовый - то же самое, но в щечку. Желтый - три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий - поцеловать руку. Фиолетовый --совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.

Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов - теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями).
И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем. «Газета.Ru» оглядывает опустевшие весенние дворы и вспоминает исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.
Резиночки Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек - бельевая резинка. Идеальное количество играющих - 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.
Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

Классики
Как играть. Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное - попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.
Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.


Бояре
Как играть. Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет - остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры - собрать в команде как можно больше участников.
Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».


Тише едешь, дальше будешь - стоп
Как играть. Задача водящего - стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь - стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.
Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Колдунчики
Как играть. Участники убегают от водящего (эта игра - разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего - не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков - бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.
Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.


Море волнуется раз
Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.
Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.


Казаки-разбойники
Как играть. Игроки делятся на две команды - «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» - найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».
Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».


12 палочек
Как играть. Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего - собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.
Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.


Вышибалы
Как играть. «Вышибалы» - два игрока - встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» - бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие - не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.
Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.


Я знаю 5 имен
Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» - и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.
Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

Съедобное-несъедобное
Как играть. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.
Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.


Ножички
Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.
Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.


Колечко-колечко
Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего - незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников - задержать убегающего.
Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.


Вы поедете на бал?
Как играть. Водящий произносит считалку:
Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?
Его задача - запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.
Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.


Я садовником родился
Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя - название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, - отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) - игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.
Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.


Кис-мяу
Как играть. Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий - лицом, игрок - спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый - самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают - история всякий раз умалчивает. Зеленый - три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный - поцелуй в губы. Розовый - то же самое, но в щечку. Желтый - три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий - поцеловать руку. Фиолетовый --совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.
Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.


И надеюсь все помнят, как называется вот эта забавная игра? Помню без травм не обходилось, но играли все и всегда)))))

1:502 1:511

Современные дети не знают, что такое лапта, вышибалы и городки. Любимым нами дворовым играм, они предпочитают приложения и гаджеты. Научите своих детей играть в подвижные дворовые игры - пусть их детство станет счастливее и интереснее!

1:949 1:958

САЛКИ/ДОГОНЯЛКИ

1:1001


2:1507

2:8 2:17

Салки - они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. У этой игры почти в каждом регионе бывшего Союза было свое название. При этом, игра простецкая.

2:315 2:324

Суть обычных салок в том, чтобы догонять («салить») игроков (если ты водишь), которые разбегаются в разные стороны.

2:546 2:555

Правила

Считалкой выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я - салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка - «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

2:960 2:969

Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

2:1280 2:1289

Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.

2:1721

2:8

Вариации салок:

Салки с «домиком» - то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.

2:431 2:440

«Выше ноги» - чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.

2:845 2:854

«Чай-чай, выручай!» - в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.

2:1303 2:1312

Сифа - в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

2:1669

2:8

ПЕКАРЬ

2:34


3:540 3:549

У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие.

3:785

Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.

3:1048 3:1057

Инвентарь:

  • палки (биты, куски арматуры, но самый шик - сломанная хоккейная клюшка);
  • жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
  • мел (чтобы расчертить площадку).

Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров)

3:1526 3:8

Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии:

3:162
  • 1 линия - пешка (солдат);
  • 2 линия - дама;
  • 3 линия - короли;
  • 4 линия - тузы и т.д.
3:337

От начала площадки до последней линии - зона званий, от последней линии до конца площадки - зона пекаря (банкира, царя, попа и т.д.).

3:588

На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда - на кирпич).

3:779 3:788

Правила

Сначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи . Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой.

3:1175

Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех - тот «Пекарь». «Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки - у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» - игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий».

3:1793

3:8

«Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача - не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам.

3:451 3:460

Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком.

3:688 3:697

За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании . Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.

3:1113 3:1122

РЕЗИНОЧКА

3:1160

4:1664

Ни одна игра во дворе не пользовалась такой популярностью у девчонок, как резиночка. Прыгали в нее весь день напролет. Для игры нужна та самая резиночка, длиной не меньше 4 метров. Ее нужно завязать в круг, два человека встают в него, ноги поставив на ширине плеч. Остальные прыгают через две натянутые резинки. Как прыгать? Наверняка мама знает и помнит, как это делать.

4:673 4:682

Вот, самые простые элементы:

4:738

1) начинаем прыгать на двух ногах, запрыгиваем в середину и выпрыгиваем.
2) Ноги ставим по обе стороны одной резинки, одним прыжком перепрыгиваем так, чтобы вторая резинка оказалась в такой же позиции, выпрыгиваем.
3) Запрыгиваем в середину двумя ногами, затем выпрыгиваем двумя ногами из резинок, снова с середину, выпрыгиваем.

4:1354 4:1363

Правила

Правила росты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.

4:1828

4:8

Уровни:

  • резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
  • резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
  • резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
  • резиночка на талии (почти никому не удавалось);
  • резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).
4:546

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

4:766

Переход хода: когда прыгающий ошибается, сбивается, цепляется за резинку, наступает на резинку. Продолжают прыгать всегда с того места, где сбились. Если играют парами, то если один сбился, его может выручить партнер. Но если и он сбился, то пары меняются местами.

4:1250 4:1259

Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами). Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)

4:1556 4:8

ПРЯТКИ

4:40

5:544

Пока водящий у стены, дерева, двери или забора (место для застукивания) с закрытыми глазами считает до 50, все прячутся. Как только досчитал, произносит: «Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать. Кто не спрятался — я не виноват!»

5:973 5:982

Во время поиска, если водящий замечает кого-то, бежит обратно к месту застукивания, стучит и громко кричит: «Туки-туки (имя) застукан».

5:1243 5:1252

Водящий должен всех застукать, а те, кто спрятался, — вовремя заметить, что его нашли, и попытаться добежать к месту первым и простучать: «Туки-туки сам за себя».

5:1565

5:8

Тот, кто успевает раньше водящего, считается незастуканным и ждет, пока найдут остальных. Кого застукалили первым — становится водящим в следующей игре.

5:301 5:310

Кодовые фразы:

5:341

«Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» - кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).

5:648

«Пила-пила, лети как стрела» - кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.

5:880 5:889

СЛОНИКИ

5:917

6:1427 6:1436

В эту игру, как правило, играли дети постарше, потому что она достаточно травмоопасная, несколько некультурная, но дико веселая.

6:1674

6:8

Правила

Игроки делятся на две команды - слоники и всадники. Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона».

6:420 6:429

Задача слоников: устоять под тяжестью всадников.

6:523

Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона».

6:652

Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники.

6:1018

Количество игроков: от 3-5 человек в каждой команде.

6:1113 6:1122

ЦЕПИ-ЦЕПИ

6:1153

7:1657

Игроки делятся на две команды, взявшись за руки, становятся шеренгами друг напротив друга . Расстояние — около 10-15 метров.
Одна команда кричит другой хором: «Цепи-цепи кованы, раскуйте нас!» Команда напротив спрашивает: «Кто из нас?»
Первая команда называют имя игрока из команды противников.

7:583

Выбранный пытается с разбегу разорвать живую цепь. Если удается разорвать цепь, игрок возвращается в свою команду и забирает с собой одного из двух «расцепленных» товарищей. Если же нет — игрок становился в команду как раз между «звеньями», которые пытался разорвать.

7:1109 7:1118

ЛЯГУШКА

7:1146

8:1650 8:8

Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть . Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.

8:413 8:422

Правила

На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) - ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть.

8:918

Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, - и так по кругу.

8:1057

Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л - я - г - у - ш - к - а) .

8:1256

Собрал все эти буквы? Ты - лягушка!

8:1326

Количество игроков: не ограничено.

8:1392 8:1401

КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ

8:1448

9:1952

Для игры нужна большая компания (не меньше 6 человек).

9:102

Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

9:433 9:442

Правила

Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются.

9:584

Неизменно одно - играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют).

9:927 9:936

Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные - ложные).

9:1114 9:1123

Задача разбойников: захватить штаб казаков.

9:1208

Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.

9:1363 9:1372

По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки , чтобы у казаков были подсказки, где их искать.
Рисовать стрелочки можно на асфальте, на стенах дома, на бордюрах, на деревьях, на скамейках и куда еще руки дотянутся. Чем быстрей бежишь и рисуешь — тем больше шансов спрятаться так, чтобы не нашли.

9:1978

9:8

Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.).

9:297 9:306

Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

9:751 9:760 9:769 9:778

КЛАССИКИ

9:808

10:1312 10:1321

Схему «простых» классиков рисуем мелом на асфальте. Биту (когда-то это была баночка из-под вазелина, крема для обуви или камушек) бросаем по порядку на каждый квадратик, начиная с единицы, все дальше и дальше.

10:1716

Где одна клеточка, то прыгаем по ней на одной ноге, где две, то двумя ногами. На 9 — 10 разворачиваемся на 180 градусов на месте. На «обратном пути» нужно наклониться и поднять свою биту.

10:352

Переход хода — если не попал битой в нужный квадрат или прыгнул на линию квадратов.

10:515

Выигрывает тот , кто первый пройдет всю десятку.

10:606

Если бита попала в «котел», то сгорает один «класс», надо бросать на один квадрат меньше.

10:798 10:807

ВЫШИБАЛЫ

10:837

11:1341 11:1350

Для этой игры нужна большая площадка, мяч и как можно больше человек.

11:1488

Вышибалы — два человека, которых выбирают считалкой или добровольно, встают с двух сторон площадки. Вышибаемые становятся в центре. Перебрасывая мяч, вышибалы должны попасть в вышибаемых игроков, а они должны пытаться увернуться. В кого попали мячом, выбывает из игры. Но его могут «спасти» друзья, если поймают мяч. Когда на площадке остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет.

11:2269 11:8

ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА

11:53

12:557 12:566

Все игроки становятся в круг, перебрасывают друг другу или отбивают мяч .

12:705

Если кто-то мяч не отбил, садится на корточки в центр круга .

12:817

Все, кто сидит в кругу, стараются поймать мяч, но при этом нельзя вставать в полный рост.

12:981

Если мяч поймали, то все «картошины» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.
Если дети помладше, то мяч можно не отбивать, а ловить и быстро-быстро перекидывать следующему игроку.

12:1374 12:1383

ХАЛИ-ХАЛО

12:1414

13:1918

13:8

Дети становятся в круг, в центе водящий с мячом в руках подбрасывает мяч и называет имя игрока — «Хали-хало... Паша». Тот, чье имя назвали, должен поймать мяч, а все остальные разбегаются как можно дальше от него. Как только игрок поймал мяч, кричит: «Хали-Хало стоп!» Все замирают на месте.
Игрок с мячом выбирает любого другого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом. Затем называет, сколько и каких шагов ему понадобится для того, чтобы достать выбранного игрока.

Шаги:
— гигантские — шаг на весь размах ноги;
— человеческие — обычные шаги;
— лилипутские — когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой;
— муравьиные — на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим);
— зонтики — кружок вокруг себя на одной ноге;
— утиные — шаги вприсядку;
— лягушка прыжок;
— верблюжьи — нужно шагать туда, куда доплюнул.

Интересно, когда игрок называет сразу несколько видов шагов шажков, чтоб было веселее. Например, до Славы 3 гигантских, 1 зонтик, 7 лилипутских и 2 верблюда. Игрок с мячом выполняет все, что загадал, и должен бросить мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.

13:2443

13:8

СВЕТОФОР

13:38

14:542 14:551

Для этой игры нужно надеть на себя как можно больше разноцветных одежек . На площадке мелом рисуется дорога, и игроки выстраиваются все на одной линии.

14:832

Игрок-Светофор становится спиной ко всем игрокам посередине дороги и загадывает любой цвет. Если на игроке есть названный цвет, Светофор берет его за руку и переводит через дорогу. Если же цвета нет на одежде, заколках, обуви, то нужно быстро перебежать на другую сторону дороги, чтобы Светофор не успел поймать нарушителя. Тот, до кого он дотрагивался, сам становится Светофором.

14:1534

От автора: «Недавно подумал, а ведь мне жаль наших детей. Вот смотрю на своих - секции, кружки, школы, репетиторы… Образование на первом месте. Но ведь пустое у них детство, не интересное же! Да, летом вроде бы по лагерям все, по морям, по деревням, чем-то занимаются. Но чего-то у них нет, что было у нас. „
Долго не пришлось думать. Ответ пришёл сразу. У наших детей нет двора. Того Двора, что был у нас. Не двора, как места (хотя и то уже в парковку превратилось давно), а как способа социализации, приобретения коммуникативного опыта, да нафиг эти умные слова - ОБЩЕНИЯ, наконец! Господи, спасибо тебе, что у меня не было “Одноклассников», благодаря этому я знаю в реале, а не в виртуале кучу людей, которые могут реально помочь и при необходимости помогу им и я. И большое количество этих связей зародилось именно во Дворе. Моём любимом Дворе.
Я уже писал, чем мы занимались в детстве - рассказ был про то, как мы шкодили. Но всё же не эти занятия составляли большую часть нашего дворового времени. Дворовые игры - это то, чего мы лишили своих детей, заперев их в квартирах и привязав к себе ради безопасности и изоляции от тлетворного влияния нерадивых сверстников.

То, о чём пойдёт речь в этом посте относится далеко не только к детям перестройки - в эти дворовые игры играли целые поколения, начиная с 50-60 годов, а то и ранее. По прошествии 25 лет мне не составило большого труда вспомнить все наши игры - некоторые из них я помню так, будто играл в них совсем недавно. Давайте расскажем своим детям о том хорошем, что было у нас.
Дворовые игры: практически единые правила и названия по всей стране. Как, скажите, как это так происходило, что в тот же Квадрат играли и в Магадане, и в Калининграде? Что за тайные коммуникации? Итак, поехали.
Квадрат.
Для игры нужен был крупный мяч и кусок кирпича, чтобы нарисовать на асфальте квадрат, разделенный на 4 части, с кругом для подачи посередине.

1. Игра начинается с подачи мяча в круг поля в направление соперника. Подавать можно только по диагонали.
2. Касаний не ограничено.
3. Игрок может отбить мяч «до» и «после» (максимум 1) касания мячом его квадрата.
4. Если игрок отбивает мяч на свой квадрат, ему засчитывается 1 гол.
5. Если мяч упал на линию (между 2-мя игроками) или на круг, переподает тот игрок, который коснулся мяча последним.
6. Если игрок подал мяч на линию соперника (со стороны аута), то переподает мяч игрок, который коснулся мяча последним.
7. Если мяч улетел в аут (за пределы общего квадрата), игроку подавшему этот мяч насчитывается 1 очко.
8. Если на квадрат игрока упал мяч и ударился об поле 2 раза, игроку насчитывается 1 гол.
9. Как правило, игра продолжается до 11 голов. Забивать голы можно любой частью тела, кроме рук.
10. Если один из игроков пропустил 11 голов, он выбывает из игры. Когда на игровой площадке остается 2 игрока, они занимают каждый по два квадрата, и играют до тех пор пока один из них пропустит 7 голов.
При игре два на два - игроки, находящиеся по диагонали друг к другу - считаются союзниками и имеют общий счет.



Мочили мяч до посинения или пока мама домой не позовёт.
Козёл.
Смысл игры заключался в пинания ногами мяча об стену, причём с той позиции, где он остановился после удара предыдущего игрока. Если мяч по стене не попадал, то на этого игрока навешивалась очередная буква из слова «КОЗЁЛ». Игра продолжалась до тех пор, пока кто-то первым не набирал все буквы и объявлялся «козлом». Высшим пилотажем считалось умение так закрутить мяч, чтобы он отскакивая от стены улетал под тупым углом в самое труднодоступное место, например, в подвал. Это называлось «подлянками»:)

Двадцать одно
Каждый участник должен был набить мяч ровно 21 раз сначала на ноге, потом на коленке, потом на руке и потом на голове. Если получалось набивать меньше, то ход переходил к следующему игроку, если случайно больше - всё накопленные ранее очки сгорали. Выигрывал тот, кто первым пройдёт все этапы и наберет 21 очко в каждом виде набивания.


Вышибалы
В эту игру в основном играли, когда во дворе было большое количество детей.
Игроки разделяются на две команды: вышибающих и водящих. Игроки договариваются о расстоянии между вышибалами и чертят линии ближе которых им нельзя подходить друг к другу - чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча. Команда окружена командой вышибал. С помощью мяча вышибалы стараются вышибить водящих. Выбитые игроки уходят с поля пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы может быть поймана «свечка». Поймавший «свечку» имеет возможность либо взять дополнительную жизнь, либо вернуть обратно одного из ранее выбитых. Когда остается последний водящий он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если он увернулся удачно, то вся команда заходит обратно и начинается все сначала. Иначе команды меняются местами.




Штандер-стоп
Играющие становятся в круг на расстоянии шага от водящего (центр круга может быть обозначен заранее, например, мелом). В руках водящего мяч. Подбрасывая мяч высоко вверх, водящий называет имя любого игрока. Тот, кого он назвал, должен выбежать в центр площадки и поймать мяч. Водящий занимает освободившееся место. Если игрок ловит мяч, он становится водящим и описанные действия повторяются. Если мяч успевает коснуться земли, играющие разбегаются в разные стороны, пока он не поднимет мяч и не крикнет «Штандер!» или «Стоп!». В этом случае все замирают на том месте, где их застала команда, а он должен «осалить» кого-либо из играющих (попасть по нему мячом). Игроки при этом не имеют права покидать место, на котором остановились (увёртываться от мяча разрешается). Водящий также не имеет права покидать центр круга для броска.
Тот, в кого попали, становится ведущим или выбывает из игры по предварительной договорённости. Игра повторяется снова.


Червички-стоп (Хали-хало)
Ведущий берёт мяч и загадывает слово. Остальные игроки должны его отгадать по подсказкам – суть (значение) этого слова и первая и последняя буквы.
Когда игрок называет правильное слово, ведущий кидает ему мяч и бежит. Выигравший берёт мяч, кричит ведущему «Червички стоп!» и называет, сколько от него до ведущего шагов – простых, гигантских, лилипутских или муравьиных. Делает названное количество шагов в сторону водящего. А затем старается попасть в кольцо из рук водящего. Если попадает – сам становится водящим. В некоторых регионах игра могла быть известна под именем «Хали-Хало».


Лягушки
В «Лягушки» в основном играли девочки. Мяч кидался в стену, в момент его удара о землю необходимо было перепрыгнуть мяч, не зацепив его.


Собачки
Игра, в которой игроки становятся в круг и перекидывают мяч друг другу, стараясь не давать мяч в руки «собачке» - человеку, находящемуся в центре круга. Если он поймал мяч - меняется местами с упустившим мяч игроком. Разновидность «Горячей картошки».


Горячая картошка
Все игроки становятся в круг и быстро перебрасывают друг другу мяч (как будто это горячая картошка, а не мячик). Один игрок кидает, другой должен поймать мяч. Тот, кто не поймал, считается «наказанным» и садится на четвереньки в центр круга - «котел». Игроки могут выручать «сидящих» в котле и возвращать их в игру. Для этого нужно кинуть мяч в центр и попасть в «наказанных» игроков. Все, кого коснулся мячик, возвращаются в игру. «Наказанные» игроки могут сами себя «спасти». Для этого им нужно не вставая с четверенек поймать летящий над ними мяч. При этом нельзя вставать в полный рост, можно только поднимать руки или попытаться подпрыгнуть на четвереньках. Если кому-то из них это удалось, все игроки из центра встают в круг. а игрок, кидавший мяч, садится в центр.


Пионербол
Упрощённая версия волейбола, где мяч игроки не отбивают, а ловят двумя руками и кидают его дальше тоже двумя руками. Популярная пляжная и лагерная игра.


Войнушка
Помните, «тай-тай налетай, кто в войнушку играй!»? :) Эта кричалка-зазывалка в мгновение собирала могучие армии «нашинских» и «ненашинских», вооружённых короткими палками-пистолетами и досками от ящиков - автоматами. У кого был настоящий игрушечный пистолет, тот объявлял себя командиром и начиналось. Из-за каждого угла доносилось «та-та-та! Ты убит» - «Нет, ты меня только в руку ранил!!» - «А я как будто из последних сил...». - «Четыре-четыре, я на перерыве» - «Пять-пять - я в игре опять» и так далее. Баталии продолжались, пока всех не загонят домой. А перед тем, как зайти в квартиру, прятали своё «оружие» за подъездную дверь или под лестницу. Иногда даже девочки принимали участие - в качестве медсестёр и перевязывали раненых бойцов своими белыми платками.



Зарница
В пионерских лагерях «войнушка» приобретала масштаб мощной военно-патриотической игры, о которой даже снимали фильмы («До первой крови»). Вот это был настоящий драйв, ради которого стоило ездить в лагеря.


Сифа
Школьная игра, в которую играли исключительно мальчики. Всё дело в снаряде, которым играли - грязная, вонючая тряпка (либо половая, либо со школьной доски). Чем противнее «снаряд», тем активнее шла игра. Смысл игры в том, что начинающий берёт в руки мокрую тряпку и бросает её в стоящего рядом соседа с криком «Сифа!» (от слова сифилитик). Остальные тут же разбегаются от новоиспечённого «сифы» врассыпную. Задача «сифы» - реабилитироваться в обществе, попав тряпкой в другого человека, даже если он не хочет принимать участие в игре. И так далее, пока кто-то не смирится с новым статусом сифы на весь оставшийся день. Особенность игры в том, что она всегда начиналась внезапно, по инициативе лишь одного человека, без предварительной договорённости, и зачастую большинство играли в неё не по своему желанию, а ради спасения от грязных пятен на одежде.



Какие только чудеса уворачиваемости не проявляли мы, чтобы не стать «сифаком»…
А сейчас вон даже продают эту игру… Крутая идея:)


Городки, клёк.
Смысл игры заключается в сбивании битой (палкой) разных строений из дощечек и палочек. В эту игру лично я практически не играл, и она не была популярна в нашем дворе.




Секретики
Девачковая игра, смысл которой заключался в закапывании в разных укромных уголках двора цветных бутылочных стёклышек, с конфетной фольгой в виде подложки. Смысл игры для мальчиков заключался в нахождении и уничтожении этих закладок.


Двенадцать палочек
Очень популярная на всём советском просторе игра. Основная ее суть в том, что все игроки должны успеть спрятаться в то время, пока ведущий собирает в одну кучу 12 палочек, разбросанных перед этим. Таким же способом - раскидывая палочки - можно и «выручать» не только себя, но и уже «застуканных» игроков.



Прятки
Самый их простой вариант. Один мается, остальные прячутся. А потом начинается «Стук-стук, Дима. Стук-стук, Маша...».


Море волнуется раз...
Детсадовская игра, где после слов ведущего «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - морская фигура на месте замри!», участники замирают в позах, которые изображают различные слова. Ведущий должен угадать, что они изображают.



Дочки-матери
Игра-подготовка девочек к семейной жизни:) Кстати, мальчики тоже в неё охотно играли, изображая детей и пап.




Снежки
Перебрасывание снежными комьями зимой. Либо стенка на стенку, либо строили снежные крепости и оттуда кидались.




Брызгалки
Вариант «войнушки», только в качестве оружия использовались пластиковые бутылки из-под моющих средств (например, «Белизны»), наполненных водой и с дыркой в крышке.



Ножички
Очень популярная игра мальчишек, заключающаяся в метании ножа в землю. Разновидностей игры было много - «земельки», «танчики» и так далее. Цель игры «земельки» - «отвоевать» у противника как можно больше земли. Игроки по очереди кидали ножики в землю, стоя на своем участке, и «отрезали» земли у своих противников.

Самые распространённые советские складные ножи, которыми и играли:




Догонялки
Без комментариев:)


Царь горы
Смысл игры заключается в захвате и удержании какой-нибудь не очень высокой горки - либо песчаной на пляже, либо снежной во дворе. Претенденты на царя должны постараться скинуть засидевшегося правителя с горы всеми способами. Однажды мы играли в царя горы на высоких трубах, я упал на живот и чуть не задохнулся…



Классики
Очень популярная у девочек игра, где мелом на асфальте рисуют квадраты в определенной последовательности, Играющие, прыгая на одной ноге, толкают «битку» (например, баночку из-под гуталина или шайбу) из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть ей на черту и не наступить на черту ногой. Все наши дворы были изрисованы этими квадратами. Наверное, они главный претендент на символ советского детства. Мел и асфальт - всё, что нам было нужно для игр.




Казаки-разбойники
Очень популярная игра, аналог пряток, в которые играли всем двором. Одна команда («разбойники») пряталась, а другая («казаки») её искала, используя подсказки «разбойников» в виде стрелок на земле, деревьях, стенах домов. Игра продолжалась весьма долго.

Колечко-колечко, выйди на крылечко
Игра детских садиков. Участники садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Ведущий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в «лодочку» свои сложенные «лодочкой» руки со словами: «Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю» и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» - и «отмеченный» игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков - удержать убегающего в своих рядах, поэтому «избранный» старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.


Съедобное-не съедобное
Ведущий бросает участникам игры мяч, одновременно называя различные предметы. Мяч нужно ловить в случае, если названный предмет съедобен и отбивать мяч в противном случае.


Камень-ножницы-бумага
Игроки считают вместе вслух «Камень… Ножницы… Бумага… Раз… Два… Три», одновременно качая кулаками. На счёт «Три» они одновременно показывают при помощи руки один из трёх знаков: камень, ножницы или бумагу. Знаки изображены на картинке. Победитель определяется по следующим правилам:
- Камень побеждает ножницы («камень затупляет или ломает ножницы»)
- Ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу»)
- Бумага побеждает камень («бумага накрывает камень»)
Если игроки показали одинаковый знак, то засчитывается ничья и игра переигрывается. Обычно играли на щелбаны и после игры лоб участников был красным.


Рыбак и рыбка
Участники встают в круг, ведущий стоит внутри его и раскручивает на уровне ног скакалку. Задача участников - перепрыгнуть скакалку.


Резиночки
Всем известная и любимейшая игра всех девчонок во дворах. Два игрока становятся «в резиночку». Один игрок прыгает (выполняет ряд упражнений) - по очереди на всех уровнях. Обычно каждое упражнение выполнялось на всех уровнях по очереди, после чего переходили на следующее упражнение и начинали его прыгать с 1 уровня - так игра была разнообразнее. Иногда прыгалось по-другому - все упражнения сразу выполнялись сначала на 1, затем на 2,3 и так далее уровнях. На 5-6-7 уровнях сложные упражнения отменялись


Уровни игры в резиночку:
- первые - когда резиночка находится на уровне щиколоток держащих
- вторые - резиночка на уровне колен
- третьи - резинка на уровне бедер («под попой»)
- четвертые - резинка на уровне пояса
- пятые - резинка на уровне груди
- шестые - резинка на уровне шеи
- и даже седьмые - резинка держалась руками на уровне ушей.
Я никогда не понимал, как девочкам удавалось так высоко прыгать и задирать ноги. Да, о самой резинке - зачастую это была резинка из трусов, связанная с несколькими такими же. Купить новую было очень сложно из-за дефицита.

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов — теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем. «Газета.Ru» оглядывает опустевшие весенние дворы и вспоминает исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

Резиночки

wikipedia.org

Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3-4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

Классики

wikipedia.org

Как играть. Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

Бояре

wikipedia.org

Как играть. Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10-15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет — остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры — собрать в команде как можно больше участников.

Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Тише едешь, дальше будешь — стоп

Как играть. Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Колдунчики

wikipedia.org

Как играть. Участники убегают от водящего (эта игра — разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков — бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

Море волнуется раз

Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

Казаки-разбойники

wikipedia.org

Как играть. Игроки делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».

Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

12 палочек

wikipedia.org

Как играть. Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего — собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.

Вышибалы


wikipedia.org

Как играть. «Вышибалы» — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков - увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

Я знаю 5 имен

Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» — и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.

Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

Съедобное-несъедобное

Как играть. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

Ножички

wikipedia.org

Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.

Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

Колечко-колечко

Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.

Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

Вы поедете на бал?

Как играть. Водящий произносит считалку:
Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Кис-мяу

wikipedia.org

Как играть. Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий — лицом, игрок — спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый — самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают — история всякий раз умалчивает. Зеленый — три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный — поцелуй в губы. Розовый — то же самое, но в щечку. Желтый — три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий — поцеловать руку. Фиолетовый --совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.

Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.