Подвижные игры на уроках физкультуры. PDF. Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста На уроках спортивных игр

Займите старшеклассников интересными и подходящими им по возрасту играми, конкурсами. Желаем отличного времяпровождения!


Танцы бывают одиночные, парные и групповые. Парные танцы исполняют, стоя лицом к лицу и поддерживая друг друга за руки, плечи или талию. Так же при этом мужчина и женщина глядят друг другу в глаза. А что будет, если появится мода исполнять парные танцы, стоя спиной к спине? Попробуйте проверить, что из этого получится. Станцуйте "затылок в затылок” такие известные танцы, как вальс, кадриль, фокстрот, самбо, твист.

Игра "Замедление"


Все любители кино знают, что такое "замедленная съёмка. К замедленной съемке прибегают режиссеры и операторы, когда хотят драматизировать съёмку или когда хотят обратить внимание зрителей на тончайшие оттенки мимики и пластики героя. Чаще всего в замедленном темпе показываю сцены драк и падений, а ещё - сцены катастроф. Попробуйте, не прибегая к средствам кино и видеосъемки, изобразить некоторые нетрадиционные замедленные сцены. В замедленном темпе покажите, как человек чихает, убивает комара, чешет под лопаткой, принимает лекарство, обгрызает ноготь.

Усложненный вариант игры "Испорченный телефон"


Простая, но очень веселая игра, известная еще с детства. Один из гостей быстро и нечетко, шепотом говорит соседу справа какое-нибудь слово. Тот, в свою очередь, таким же манером шепчет услышанное своему соседу - и так по кругу. Последний учстник встает и громко произносит переданное ему слово, а тот, кто начинал игру, говорит свое. Иногда результат превосходит ожидание. Вариант игры - "Ассоциации", т.е. сосед не поторяет слово, а передает ассоциацию с ним, например: зима - снег.

ГДЕ Я?


Участвующего усаживают спиной ко всем, а на спину прикрепляют табличку с заранее приготовленной надписью. Надписи могут быть различными: "Туалет", "Магазин", "Интститут" и пр. Остальные наблюдающие задают ему разнообразные вопросы, типа: "Зачем ты туда ходишь?", "Как часто?" и т.п. Играющий должен, не зная того, что написано на подвешенной на него табличке, отвечать на вопросы.

Подвижная игра "Водоносы"


Наполнить стаканы чайной ложкой. Кто быстрее справится с заданием, получает возможность выпить содержимое (сок).


Для этой игры потребуются кегли и повязки на глаза по количеству участников. Игра командная. Кегли расставляются "змейкой" перед каждой командой. Команды, взявшись за руки, с завязанными глазами пытаются пройти дистанцию, не задев кегли. У чьей команды окажется меньше сбитых кеглей, та и победит в "путешествии". Сколько не сбитых кеглей - столько очков.


Участники разбиваются на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание написать за 10-15 минут рассказ на какую-нибудь тему (»Как я собирался в лагерь», «Наше путешествия в лагерь» и т.д.). Но при этом в рассказе вместо определений-прилагательных должны быть оставлены пустые места. Затем группы собираются вместе и по очереди вписывают в свои рассказы прилагательные, которые наугад говоря им представители других групп. Эти прилагательные могут носить смешной (но не обидный) характер. Замет зачитываются готовые рассказы, определяется самое смешное, самое оригинальное произведение. Продолжительность игры 40-50 минут.


******************************************

А вне Советов оказались только те, кто жил эксплуатацией, обманом и насилием,- капиталисты, помещики и высшее чиновничество.
И мы с Сережей, сидя на галерке, с восхищением говорили о том, что, казалось бы, после разгрома революции пятого года царское правительство с помощью различных своих прихлебателей, буржуазных лакеев, сделало все, чтобы вытравить, затемнить и бесследно уничтожить самую память о Советах рабочих депутатов. Но вот, едва рухнуло самодержавие, как тут же по всей стране, сначала в столицах и рабочих центрах, а потом по бесчисленным городам и городишкам и, наконец, в деревнях и селах, стали снизу, по почину народных масс, вновь возникать эти конденсирующие революционную энергию организации. Оказалось, что политический опыт пятого года совсем не забыт, трудовой народ свято хранил память о созданных им революционных учреждениях. И они поднялись, казалось бы, из самой русской почвы, с теми же своими особенностями и задачами и с той, похожей на естественную, закономерностью, с какой земля в новую весну рождает такие же цветы, какие цвели на ее лугах и полях в весну предыдущую.
По всем городам России к Советам рабочих депутатов стали присоединяться посланцы, избранные солдатами, то есть крестьяне в солдатских шинелях, с винтовками в руках. Потом прибыл из-за границы Ленин, взглянул своим орлиным взглядом н сразу определил, что Советы рабочих депутатов есть единственно возможная форма революционного правительства! Проницательные слова его о том, что рядом с Временным правительством, правительством буржуазии, сложилось еще слабое, зачаточное, но все- таки несомненно существующее на деле и растущее правительство рабочих и солдатских депутатов, мигом облетели всю Россию. Эти слова вызывали ненависть у буржуазии, растерянность и бешенство соглашателей, будоражили умы и вызывали надежду на лучшее будущее у рабочих и у всех, для кого социализм не был пустым и красивым словом.
Ленин, тогда еще гонимый и преследуемый буржуазией, предсказал, что многоголовая советская громадина, в создании которой приняла участие вся трудовая Россия, имеет великую цель. «Вся власть Советам!» - сказал он, и большевики, последователи Ленина, провозгласили эту цель перед всем народом.
И я помню, как на одном из первых заседаний Челябинского городского Совета снова вышел на трибуну невысокого роста, крепко затянутый поясом, худощавый солдат Цвиллинг - депутат оружейных мастерских. Своим резковатым, напоминающим боевой рожок голосом он четко и ясно сказал, что трудящиеся не должны давать себя обманывать, что Временное правительство состоит из капиталистов.
- Никакого доверия министрам-каииталистам! Долой Временное правительство! Вся власть Советам!
И никак нельзя было не признать правды этих слов. Нельзя было не признать, что министры Временного правительства- Гучковы и Львовы, Коноваловы и Терещенки - являются капиталистами. Но люди, к которым адресовался Цвиллинг, не искушенные в политике рабочие и солдаты, были еще политически наивны: ведь самодержавие только что рухнуло, множество партий, именовавших себя социалистическими и революционными, вышло на политическую арену, и все они клялись в преданности интересам трудового народа, и все они требовали доверия и поддержки Временному правительству. И только одна партия Ленина твердила свое.
Она именно твердила. Я помню, как большевики, словно взяв себе за правило, выступали чуть ли не на каждом заседании Совета, говорили снова и снова об одном и том же, варьируя только содержание своих речей, в зависимости от быстро сменяющих одно другое событий текущего дня революции.
Встал вопрос о захватнических намерениях министра иностранных дел Милюкова, и они заговорили об империалистическом характере войны, о влиянии банков, синдикатов и трестов на политику буржуазных правительств. Снова и снова о разделе мира между империалистами. И теперь под громом аплодисментов встречал Совет большевиков, и беспокойно переглядывались еще сидевшие в президиуме представители соглашательского большинства, чувствуя, что стулья качаются под ними.
Здание Народного дома стояло на самом возвышенном месте города, и теперь, когда его занял Совет рабочих депутатов, казалось, что оно не случайно высится над городом. В этом здании шла непрекращающаяся работа Совета рабочих и солдатских депутатов.

Подвижные игры в старших классах в основном используются для повышения общей физической подготовленности, а также для специальной спортивной подготовки подростков.

Следует помнить, что в 15-17-летнем возрасте (10-11 классы) продолжается рост и развитие организма. Процессы окостенения скелета, нарастания мышечной силы и развития внутренних органов ещё не заканчиваются. В деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем существует некоторая неуравновешенность, повышенная возбудимость. Выносливость организма юношей и девушек 15-17 лет меньше, нежели у взрослых.

Вес тела у юношей прибавляется главным образом благодаря увеличению мышечной массы; у них не отмечается отставания в развитии мышечной силы по отношению к весу. Мышечная система девушек развивается медленнее, чем у юношей (в частности, слаба мускулатура плечевого пояса). Вес тела девушек увеличивается за счёт длины туловища, развития тазового пояса и жировых отложений.

Сравнительная оценка соотношения длины туловища и ног девушек 15-17 лет, показывает, что у них при относительно большей длине туловища ноги короче, чем у юношей; поэтому длина шага у них меньше. А данные сопоставления веса тела и жизненной ёмкости лёгких обнаруживают, что эти показатели у девушек более низкие.

У школьников старшего возраста значительно возрастает способность к абстрактному мышлению и анализу своих действий и действий окружающих. У многих юношей и девушек окончательно формируется интерес к занятиям по преимуществу тем или иным видом спорта, поэтому их привлекают подвижные игры, позволяющие совершенствоваться в выбранном виде спорта.

Вполне доступными и интересными для них становятся усложнённые по взаимоотношениям участников подвижные игры, построенные на выполнении приёмов и действий, значительных по трудности.

Систематически организуемые подвижные игры при правильном проведении оказывают положительное влияние на динамику физического развития и совершенствование двигательных способностей занимающихся.

Принимая во внимание, что в этом возрасте развитие костно-мышечного аппарата ещё не закончилось, в играх нельзя допускать длительных односторонних силовых напряжений. Также противопоказаны повышенные нагрузки в играх с бегом и прыжками, перенапряжения, перетренировки, которые могут повредить нервную и сердечно-сосудистую системы юношей и девушек. Однако в целях повышения общего физического развития и совершенствования двигательных навыков вполне возможно проводить игры с многократно повторяющимися активными действиями участников в течение довольно длительного времени. При этом необходимо учитывать, что физические возможности девушек в игровых действиях, требующих проявления силы, скорости, координации движений и выносливости, меньше, чем у юношей.

Подвижные игры типа поединков (с борьбой двух, трёх или нескольких играющих за место, время, результат), в которых каждый участник может непосредственно влиять на действия другого, лучше проводить таким образом, чтобы состязались "соперники" одного пола. Однако в таких играх-упражнениях, где необходимо проявить силу, скорость или координацию движений при условиях попеременного выполнения заданий без непосредственного сближения с "противником", могут принимать участие команды игроков и в смешанном по полу составе. При этом с целью уравнивания шансов на победу до проведения игры желательно установить меньшие по трудности и сложности требования для девушек.

Руководителю необходимо обращать внимание не только на численный состав команд, который должен быть примерно одинаков, но и на то, чтобы количество юношей и девушек в каждой команде было примерно равным. Таким образом обычно достигается некоторое равенство команд по силам. Но, иногда, в зависимости от характера подвижной игры и тренированности играющих, равные по силе команды могут быть составлены и при неодинаковом соотношении юношей или девушек в каждой.

В играх для девушек должны быть исключены прыжки, связанные с сильным сотрясением тела, резкие, рывковые движения рук, действия с высокой силовой нагрузкой, особенно на плечевой пояс. Девушкам надо воздерживаться от участия в подвижных играх (тем более от соревнований по играм) в дни менструального цикла.

Руководитель должен воспитать у учащихся старших классов такое отношение к занятиям подвижными играми, чтобы они воспринимались ими как серьёзное дело. Следует объяснить, что та или другая игра включается в урок целенаправленно и имеет учебно-тренировочное значение. Сознательно выполняя игровые задания, ученики будут заниматься подвижными играми с повышенным интересом и лучшей дисциплиной.

В случае неудачного выполнения того или другого технического приёма, тактического действия надо побуждать занимающихся к повторным попыткам, приучая их таким образом в упорной, настойчивой тренировке добиваться положительных результатов.

Юноши и девушки 15-17 лет иногда смущаются активно проявлять себя в играх, индивидуально выполнять, когда подойдёт их очередь, те или другие задания. Особенно часто это происходит при занятиях в группах, смешанных по полу. Одни из боязни показаться неуклюжими или нерасторопными иногда специально играют "не во всю силу" или в ответственные моменты игры намеренно допускают "неловкие" движения, чтобы вызвать смех и тем самым отвлечь внимание товарищей от должной оценки своих действий в игре; другие же просто избегают "опасных" положений в играх или играют неактивно. Руководитель должен проходить к таким занимающимся достаточно тактично и не ставить их в неудобное положение перед товарищами, а предлагать им посильные и доступные роли и задания. Отстающих же игроков необходимо побуждать к совершенствованию своих игровых действий, к активному поведению во время игры. В этом отношении на одного хорошо подействует ободряющее слово, сказанное руководителем, для другого полезен поединок с лучшим игроком, намеренно организованный руководителем, третий отреагирует на замечание, сделанное строгим тоном, и.т.д.

Учитывая особые склонности отдельных занимающихся к тем или иным видам спорта, полезно давать им рекомендации по самостоятельному использованию подвижных игр, занятия которыми могут содействовать закреплению и совершенствованию умений и навыков в выбранном виде спорта.

Список использованной литературы:

  1. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

Заря-зарница

Атрибуты: яркая лента.

Ход игры : дети встают в круг, держат руки за спиной, а один из играющих (если мальчик, то братец Иванушка, если девочка, то сестрица Аленушка) ходит за кругом с лентой в руках и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые —

За водой пошла!

С последними словами игрок кладет ленту на плечо одному из стоящих в круге, тот быстро берет ленту, и они оба быстро бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Особые замечания: игроки не должны пересекать круг. Когда Иванушка или Аленушка кладут ленту, остальные игроки не поворачиваются.

Прела, горела

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: несколько разных по цвету и размеру игрушек.

Ход игры : перед игрой ведущий прячет в самых разных местах комнаты игрушки. Игра начинается с того, что ведущий говорит:

Прела, горела, за море летела,

А как прилетела, так где-то и села.

Кто первый найдет,

Тот себе возьмет!

Дети разбегаются по комнате и ищут спрятанные предметы. Как только игрок находит предмет, он приносит его ведущему и получает жетон. Можно продолжать искать. Побеждает тот, кто находит больше, всего предметов.

Особые замечания: начинать искать игрушки можно только после произнесенных слов.

Шустрые зайцы

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей и умения работать в команде.

Ход игры: все дети — «зайцы». Они делятся на 2—3 команды по 5 человек и выстраиваются у стартовой черты. Начинают по одному игроку-«зайцу» от каждой команды. Они прыгают от черты двумя ногами. Следующие «зайцы» прыгают от того места, куда допрыгнули предыдущие игроки. Они делают это на одной ноге. Следующие игроки — опять на двух и т. д. Команда, в общем счете допрыгнувшая дальше, выигрывает.

Особые замечания: ведущий должен следить за тем, чтобы каждый следующий прыгун-«заяц» вставал именно на том месте, куда допрыгнул предыдущий игрок.

Краски

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : из числа игроков выбирают «хозяина» и двух «покупателей». Остальные игроки — «краски». Каждая «краска» придумывает себе цвет и тайно называет его «хозяину». Когда все «краски» выберут себе цвет и назовут его «хозяину», приходит один из «покупателей»:

— Тук, тук!

— Кто там?

— Покупатель пришел!

— За чем?

—-За краской!

— За какой?

— За красной!

Если красной «краски» нет, «хозяин» говорит: «Скачи на одной ножке по красной дорожке, найди красные сапожки, поноси да назад приноси!» Если красная «краска» есть, то она убегает, а «покупатель» догоняет ее. Если первый «покупатель» не угадал краску, он скачет вокруг игроков на одной ножке, а к «хозяину» приходит второй «покупатель». Выигрывает тот «покупатель», который набрал больше красок, сумев их догнать.

Особые замечания: «хозяином» становится «покупатель», угадавший и догнавший больше «красок».

Битва за флажки

Цель игры: развитие двигательных навыков, ловкости движений.

Атрибуты: 2 цветных флажка.

Ход игры: игроки делятся на 2 команды. У каждой команды есть флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков. Остальные члены команды делятся на «защитников» и «нападающих». Цель игры — завладеть флажком противника, сохранив свой. В процессе игры разрешается передавать флажок другому играющему, убегать с флажком.

Особые замечания: в борьбе за флажок нельзя допускать грубых действий.

А ну-ка, отними!

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: мяч среднего размера.

Ход игры: одна команда игроков — дети, другая — «собачки». Ведущий подбрасывает мяч вверх, и дети должны перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он не падал на пол. «Собачки» бегают вокруг и мешают детям. Если «собачка» ловит мяч, она меняется местами с тем игроком, который его уронил.

Круговая эстафета

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей и ловкости.

Атрибуты: 4 эстафетные палочки.

Ход игры: на игровой площадке очерчивается круг диаметром 20 м, а в нем еще 4 малых круга диаметром 0,5 м каждый, в них кладут эстафетные палочки. Игроки делятся на 4 команды, встают лицом наружу за чертой своего круга. Капитаны всех 4 команд стоят лицом к малому кругу своей команды, в котором находится эстафетная палочка. После сигнала ведущего о начале игры капитаны берут эстафетные палочки, обегают по ходу часовой стрелки всех игроков и передают палочки следующим игрокам. Последние в свою очередь обегают круг и передают палочки следующим и т. д. Все обежавшие круг встают на свое место, но уже лицом к центру. Выигрывает команда, последний игрок которой, обежав круг, первым положил эстафетную палочку обратно в свой малый круг.

Особые замечания: при повторении игры движение идет в обратном направлении.

Ловкие канатоходцы

Ход игры: на игровой площадке вычерчивается прямая линия длиной 10 м, символизирующая собой канат. Игроки должны по очереди проходить по линии, как по канату, расставив руки в стороны, чтобы сохранять равновесие.

Особые замечания: те, кто сошел с каната выходит из игры.

Вкусные соревнования

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Атрибуты: орехи, яблоки, груши, персики, ягоды (игрушечные или настоящие), резиновый мяч, табурет.

Ход игры: фрукты и ягоды раскладывают на табурете. Игроки по очереди подбрасывают мяч вверх. Пока мяч не коснется пола, надо успеть взять с табурета любой фрукт. Тот, кто сумеет это сделать, продолжает игру.

Особые замечания: если игрок не успел взять с табурета фрукт, пока летел мяч, он передает право игры другому игроку.

Лесовик и лебеди

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: все игроки — «лебеди». Один игрок — Иванушка, а другой — «лесовик».

В центре площадки чертится круг диаметром Юм — это лес. В центре круга рисуют квадрат это дом лесовика. В «доме» сидят Иванушка и «лесовик». «Лебеди» пытаются залететь в дом и забрать Иванушку. «Лесовик» пытается поймать лебедей, дотронувшись до них рукой. «Лебедь», спасший Иванушку, становится «лесовиком».

Особые замечания: пойманные «лебеди» выбывают из игры. «Лесовик» не может выйти из леса, он должен двигаться по площадке.

Эстафета с мячом

Атрибуты: 2 стула, 2 футбольных мяча, 2 эстафетные палочки.

Ход игры: на игровой площадке проводится линия старта, на расстоянии 10 м от нее перед каждой командой очерчивается круг, а на расстоянии 15 м от круга ставится стул. В каждый круг кладут футбольный мяч. Игрок, выбегая со стартовой линии, добегает до мяча, ведет его с помощью ног вокруг стула, оставляет мяч в кругу и бежит обратно на линию старта. Выигрывает команда, все игроки которой быстрее выполнят задание.

Особые замечания: игроки обеих команд передают следующим за ними игрокам эстафетную палочку.

Березки

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: все игроки делятся на 2 группы и строятся в шеренги лицом друг к другу. Игроки каждой шеренги берутся за руки на расстоянии вытянутых рук. По сигналу стоящие в одной шеренге обращаются к стоящим в другой:

Белая березка, стройная березка,

Кто вам нужен?

Игроки, стоящие в другой шеренге, называют имя одного из детей. Этот игрок бежит к противоположной шеренге, чтобы разорвать ряд «березок». Если ему удалось разорвать цепь, он уводит с собой кого-нибудь из игроков. Если «березки» не разомкнули рук, он остается в этой команде.

Особые замечания: следует называть разных игроков, чтобы все поучаствовали в игре.

Черное и белое

Цель игры: развитие двигательных способностей и реакции.

Атрибуты: картонный диск, у которого одна сторона белая, а другая — черная.

Ход игры : игроки делятся на 2 команды — «черные» и «белые», которые встают шеренгами лицом друг к другу. Ведущий бросает картонный диск. Если он упал белой стороной вверх, команда «белых» начинает ловить команду «черных». Убегающие пытаются проскочить за проведенную поодаль линию дома. Побеждает та команда, на счету у которой окажется больше пойманных противников.

Особые замечания: ловить противников можно только после того, как упал диск и ведущий громко крикнул «Белое!» или «Черное!» Догонять убегающих можно только до линии дома. Пойманные за этой линией не считаются проигравшими.

Несмеяны

Цель игры: развитие коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: игроки садятся в круг, они — Несмеяны. Выбранный по жребию один из игроков медленно толкает плечом игрока с правой стороны от себя. Тот, в свою очередь, передает это движение соседу по кругу, и так продолжается до тех пор, пока движение не вернется к водящему. Смысл игры в том, чтобы сосед засмеялся или заговорил. Засмеявшийся выбывает из игры.

Особые замечания: все проигравшие должны рассказать смешное стихотворение или что-нибудь спеть.

Спасатели и разбойники

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : по считалке выбираются трое водящих — «разбойников». Они становятся на одной стороне площадки, а все остальные игроки располагаются недалеко от них в ряд.

По команде дети разбегаются в разные стороны по площадке, а водящие-«разбойники» стремятся их поймать. Пойманные игроки берутся за руки и в центре площадки образуют круг. «Разбойники» продолжают ловить игроков до тех пор, пока не останутся трое непойманных, которые стремятся подбежать к игрокам, стоящим в кругу, и выручить кого-нибудь из них. Если это удалось, игроки опускают руки и убегают из круга. Если оставшимся игрокам долго не удается подойти к кругу и коснуться одного из пойманных игроков, то они проигрывают. Игра начинается сначала, «разбойниками» становятся 3 непойманных игрока.

Особые замечания: игрокам нельзя выходить за пределы площадки. Пойманные игроки не должны покидать круг до тех пор, пока оставшиеся 3 игрока не выручат их.

Два города

Цель игры: развитие двигательных способностей, ловкости.

Атрибуты: деревянные или пластиковые цилиндры — городки, несколько бит.

Ход игры : на игровой площадке чертят 2 города, давая им свои названия.

Городошные фигуры

Расстояние между ними определяется по договоренности. Отмечают чертой место, с которого игроки будут кидать биту. В каждом городе ставят городки. Игроки делятся на 2 команды, равные по силе и ловкости. Одна команда — жители первого города, вторая — другого. В каждой команде есть свой капитан. Игроки одной из команд выбивают городки из города противников. По условию бьют по очереди, сначала игроки одной команды, затем — другой. Цель игры — выбить из города противников все фигуры городков. Складываются фигуры так:

1) плашмя один цилиндр около другого;

2) цилиндры лежат боковой поверхностью вперед;

3) цилиндры лежат один за другим;

4) фигура «колотушка»;

5) фигура «ворота»;

6) фигура «фонарь»;

7) фигура «бутылка»;

8) плашмя, один цилиндр стоит;

9) цилиндры стоят в 2 ряда;

10) цилиндры лежат в 2 ряда;

11) фигура «слон»;

12) фигура «поезд»;

13) фигура «гвоздь»;

14) фигура «колодец».

Игра заканчивается, когда из города выбиты все цилиндры. Проигрывает та команда, которая не успела выбить все городки.

Особые замечания: каждый игрок бьет только один раз. Если первый игрок выбил цилиндр, то все остальные могут пройти от линии удара на 2 шага вперед. Если бита при отбивании цилиндров не выкатилась из города, то остается там, пока не будет выбита другим игроком этой же команды вместе с цилиндрами. По окончании игры команды меняются городами. Цилиндр считается выбитым, если он лежит за чертой. Каждая команда имеет по 2 биты. Цилиндры ставят у передней черты города или на ней, на равном расстоянии от боковых сторон.

Эстафета с волшебной палочкой

Цель игры: развитие двигательных способностей и ловкости.

Атрибуты: небольшая эстафетная палочка.

Ход игры : игра начинается с того, что один из игроков кидает палочку как можно дальше, называя при этом любого из игроков по имени. Названный игрок — Волшебник — бежит за палочкой, поднимает ее с земли и начинает догонять других игроков, которые свободно передвигаются по площадке. Каждый игрок, до которого Волшебник дотронулся своей палочкой, становится его помощником и тоже начинает догонять остальных игроков. Поймав кого-то из них, он должен держать его до тех пор, пока не подбежит Волшебник с палочкой и не дотронется до него. С этого момента третий пойманный становится еще одним помощником Волшебника. Выигрывает тот игрок, до которого Волшебник последним дотронулся палочкой. При повторении игры этот игрок будет кидать палочку.

Особые замечания: Волшебник не имеет права ударять палочкой игроков, а только дотрагиваться до них. Игрокам нельзя выходить за пределы игровой площадки.

Для участия в конкурсе приглашается несколько пар «парень-девушка». Девушке выдается одежда с большим количеством пуговиц, а парню - варежки. Задача парней заключается в том, что они должны застегнуть как можно больше пуговиц на одежде партнерши.
Кто быстрее застегивает, того и объявляют победителем.

Огурчик

Игроки становятся в шеренгу. Первый игрок за спиной держит огурец. Его задача незаметно передать огурец соседу, сосед передает своему соседу и так далее. Ведущий должен отгадать, у кого находится огурец.
Сложность конкурса состоит в том, что нужно успевать откусывать огурец. Если ведущий угадывает, у кого огурец, он становится на место игрока, а игрок становится ведущим. Игра заканчивается тогда, когда огурец съеден.

Чемпионат по крестикам-ноликам

Ранее эту игру знал каждый второй школьник, а вот современные ученики почему-то предпочитают всё больше компьютерные стратегии или стрелялки. Поэтому будет полезно размять свой ум интересной и занимательной игрой в крестики-нолики. Всё очень просто: 2 соперника, доска и мелок, чертится простая решётка, по желанию, 2 на 2, 3 на 3 и так далее. Задачей каждого из участников является быстрее противника поставить свой крестик или нолик в одну линию и зачеркнуть её. Победителю полагается приз. В конце можно провести битву сильнейших и выяснить, кто из ребят самый крутой в этом деле.

След в истории

Ведущий выносит листы бумаги и раздает их участникам. Каждый участник должен за полминуты оставить свой след в истории. Каким образом он будет это делать - это вопрос его фантазии. Можно оставить свой след в буквальном смысле, можно оставить отпечаток губ, можно расписаться и так далее.
После этого ведущий вызывает двух добровольцев, которые будут вытаскивать по листку и отгадывать, кто именно оставил тот или иной след в истории. При этом добровольцы должны объяснить свой выбор.

Лошади

Участники разбиваются по парам. Девушки берут парней за воротники, играя роль наездников. Парни - лошади. Девушки пытаются толкать парней так, чтобы сбить их с ног. Та девушка, которой первой удалось сбить с ног своего парня, получает приз.

Возьми подарок

В центре зала расчерчивается круг. В круг заходят несколько участников. В центре круга - подарок. Ведущий дает различные команды своим игрокам. Например, «сесть», «встать» и так далее. Затем резко говорит «взять!». Тот, кто быстрее всех успел взять себе подарок, тот и выиграл.

Попрыгунчики

Два игрока становятся в круг, однако становятся одной ногой. Вторая нога должна быть согнута в колене и придерживаться рукой. Игроки начинают прыгать на одной ноге. Задача каждого из них постараться вытолкнуть из круга своего соперника. Кому это удастся, того и объявляют победителем.

Попади в цель

Игроки делятся на две команды и получают от ведущего мяч. Задача игроков первой команды заключается в том, что необходимо выбить как можно больше участников другой команды, попав в них мячом. У второй команды та же цель.
Однако если игрок ловит мяч в руки, это не значит, что его выбила, напротив, он получает привилегию бросать мяч. Команда, у которой по истечении времени останется больше игроков, выиграла.

Футбол

Игроки разбиваются на две команды. Каждой команде вручается по воздушному шарику. В зале устанавливаются ворота. Игроки начинают играть в футбол. Одна не одним шариком, а двумя: каждый своим. Кто забьет больше мячей в ворота соперника, тот и выиграл.

Цепочка

Группа игроков становятся в шеренгу, крепко взявшись за руки. Напротив образуется такая же цепочка. Игрок первой команды называют имя игрока со второй команды. Тот, чье имя названо, разгоняется и бежит прямо на цепь противника, пытаясь разорвать ее. Если у него это не выходит, то команда-противник забирает этого игрока себе. Если же цепь все-таки разрывается, тот игрок выбирает для своей команды любого игрока из команды-противника.

Сборник подвижных игр

для детей младшего школьного возраста.

В данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на спортивных занятиях и во время прогулок в детском саду, на уроках физической культуры в начальной школе, а так же при составлении различных сценариев спортивных праздников в виде конкурсов и эстафет. В перечне игр можно найти игры любой направленности, как для зала, так и для спортивной площадки. Многие игры можно включать в календарно-тематическое планирование.

Охотники и утки

Удочка

Гуси-лебеди

Караси и щука

Кружева

Правила игры: игра заканчивается, когда пробегут все пары.
Из играющих детей выбирают двоих: один «челнок», другой - «ткач». Остальные дети становятся парами, лицом друг к другу, образуя полукруг. Расстояние между парами 1-1,5 м. Каждая пара берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота».
Перед началом игры «ткач» становится у первой пары, а «челнок» - у второй и т. д. По сигналу учителя (хлопок, свисток) или по его команде «челнок» начинает бежать «змейкой», не пропуская ни одних ворот, а «ткач», следуя его путем, пытается догнать его.
Если «челнок» успеет добежать до последней пары полукруга и не будет пойман, то он вместе с «ткачом» становится последней парой, а игру начинает первая пара, распределив роли «челнока» и «ткача».
Если «ткач» догоняет «челнок» и успевает «запятнать» его прежде, чем он достигнет последней пары, то сам становится «челноком», а игрок, бывший «челноком», идет к первой паре и выбирает из двоих себе пару. С этим игроком он образует пару в конце полукруга, а оставшийся без пары становится «ткачом».

Правила игры : игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.

На игровой площадке проводят две линии на рассто¬янии 10-15 м. Между ними посередине в стороне чер¬тится круг диаметром 1-1,5 м.
Из числа играющих выбирается водящий («пятнаш¬ка»), но его называют «дедушка-рожок». Он занимает свое место в круге. Остальные играющие делятся на две ко¬манды и становятся в своих домах за обеими линиями.
Водящий громко спрашивает: «Кто меня боится?»
Играющие дети отвечают ему хором: «Никто!»
Сразу после этих слов они перебегают из одного до¬мика в другой через игровое поле, приговаривая:
«Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!
Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!»
Водящий выбегает из своего домика и старается «за¬пятнать» (дотронуться рукой) бегущих игроков. Тот, кого водящий «запятнает», уходит вместе с ним в его дом-круг.
Когда дети перебегут из дома в дом и займут свои места, игра возобновляется, но водящих уже двое.

Правила игры: после двух-трех перебежек детей от черты к черте проводят подсчет числа пойманных игроков, а затем выбирается новый ловишка.
В ходе игры желательно определить лучшего ловишку.
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка».
На игровой площадке проводят две линии, за которыми располагаются «домики» играющих. Расстояние между линиями примерно 6-10 м. Из числа играющих выбирается «ловишка» (водящий), который занимает место между двумя линиями.
Остальные играющие стоят у линии и хором произносят рифмовку:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три - лови!..
После произнесения слова «лови» дети перебегает на другую сторону площадки, а ловишка стремится догнать бегущих и «осалить» их (дотронуться рукой). Тот играющий, до которого ловишка дотронулся прежде, чем он перешел черту, считается пойманным и отходит в сторону, садится возле «ловишки».

Кто быстрее?

Прихлопни комара

Правила игры: дети должны совершать прыжки на двух ногах или отталкиваясь одной ногой, что зависит от условий игры. Ребенок не должен покидать свое место в кругу в погоне за комаром. Если ребенку удалось прихлопнуть «комара», то движение «комара» прекращается, пока ребенок его не отпустит. Воспитатель отмечает наиболее, ловких, сумевших «прихлопнуть комара».
Цель игры: обучение основным видам движения (прыжкам), развитие координации движения и ловкости, тренировка глазомера.
На игровой площадке дети образуют круг диаметром 4-5 м, стоят на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга стоит воспитатель. У него в руке прут, длина которого должна быть равна радиусу круга. К концу прута на веревочке длиной до 0,5 м привязана яркая ленточка или платочек («комар»). Воспитатель держит прут так, чтобы «комар» находился на 5-10 см выше вытянутых рук ребенка, и, плавно водя прутом по кругу, заставляет «комара» летать.
Задача детей состоит в том, чтобы, подпрыгивая на месте, суметь двумя ладонями «прихлопнуть комара».

День и ночь

Правила игры: «осаленные» переходят в команду соперника.
Цель игры: развитие силовой выносливости, быстроты реакции.
На игровой площадке на некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой - девочки. Между ними находится ведущий. Команда мальчиков - «ночь», команда девочек - «день». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков.

По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка», но вместо «ловишки» играющих детей ловит «пятнашка».
На игровой площадке отмечаются границы (чертят¬ся линии или ставятся флажки), за пределы которых выходить играющим детям нельзя. Из всех играющих детей выбирается один - «пятнашка». Он стоит в центре игровой площадки, а остальные дети разбегаются по площадке.
По сигналу воспитателя: «Лови!..» (хлопок в ладоши, свисток и т. п.) начинается игра. Дети бегают по площадке, а «пятнашка» пытается догнать кого-нибудь и коснуться рукой («запятнать»). Тот ребенок, кого «запятнали», покидает пределы площадки. После того, как «пятнашка» сумеет «запятнать» 3-6 играющих детей, воспитатель может остановить игру и заменить его новым «пятнашкой».
Вариант игры: первый же ребенок, кого «пятнашка» сумел «запятнать», становится «пятнашкой», а «пятнашка» занимает его место.

Белые медведи

Змейка (Проведи мяч)

Эстафета с мячами

Не урони мяч

Зайцы в огороде

Кот и мышки

Охотник и зайцы

Свободное место
Цель игры: развитие скоростных качеств, ловкости, внимания.
Из числа играющих выбирается водящий. Осталь¬ные дети становятся в круг, очерчивая к тому же неболь¬шой круг (диаметром 40 см) вокруг своих ног. Водящий подбегает к одному из стоящих и дотрагивается до него рукой. После этого водящий бежит в одну сторону, и иг¬рок - в другую. Каждый из них стремится быстрее обе¬жать круг и занять освободившееся место. Оставшийся из двоих без места становится водящим, и игра продол¬жается.