Кто что умеет делать. Картотека дидактических игр по познавательно-речевому развитию. Игра « Чем был – чем стал»

Татьяна Смеречук

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня мне бы хотелось представить вашему вниманию дидактическую игру "Кто что делает" , изготовленную мной для детей дошкольного возраста.

Конечно же всем вам известно, уважаемые коллеги, что развитие речи детей является проблемой современного общества. И данное дидактическое пособие помогает детям развивать связную речь, расширить и активизировать словарь ребенка, формировать умение отвечать на вопросы и самому их задавать, развивать воображение.

Д/И "Кто что делает" состоит из 23 картинок, на которых изображены различные действия. Игра рассчитана на детей от 1 года до 6 лет .


С детьми 1-2 лет, рассматривая картинки, нужно побуждать их показывать и называть знакомые предметы, отвечать на вопросы: «Кто изображен на картинке?», «Что делает девочка?» и т. д. У детей 2-4 лет нужно формировать умение составлять предложения, используя разные части речи. Задавать и отвечать на вопросы по картинке. В возрасте 4-5 лет дети способны, детально рассказывать о содержании картинки. Детям 5-6 лет данные картинки помогут сформировать умение составлять план рассказа и придерживаться его при составлении.


Занятия по картинкам могут проводиться как индивидуально, так и по подгруппам, группам.

[b]Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Что делает нас здоровыми» Программные задачи: Пополнять знания детей о способах здорового образа жизни. Формировать потребности в двигательной активности, способствую.

Дидактическая игра по ОБЖ Дидактические игры по ОБЖ. 1.«Опасно - неопасно» (1-7 слайд). Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; закреплять.

Дидактическая игра"Что вредно, что полезно" Цель. Закрепить знания детей о вредных и полезных явлениях и предметах. Развивать умение объяснять.

Настольно-печатная игра «Составь рассказ по картинке» (Эту игру можно использовать как дополнительный материал к занятиям по развитию.

Дидактическая игра «Мир книг» Цели. Формирование интереса и потребности в чтении Задачи. 1. Формировать знания о писателях. 2. Закрепить.

Цели игры: познакомить детей с правилами поведения на улице и на проезжей части (как правильно переходить дорогу и т. д., видами транспорта,.

Задачи: помочь малышам развить зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепить название цветов.

Предлагаем, Вам игровой материал для формирования у детей интереса к людям разных профессий.

Игра «Кто, где работает?»

Спросите у ребенка: кто работает в магазине. .. , в детском саде. .. , в больнице. .. , в парикмахерской. .. Например: в детском саде работают воспитатели, помощники воспитателей, повара, медсестра, заведующая. Загадайте загадки: «У меня немало дел, если кто-то заболел. Всех я вылечу друзья! Отгадайте, кто же я?», «Каждый день сажусь в кабину, завожу мотор машины, еду в дальние края. Отгадайте, кто же я?», «Ножницы, шампунь, расческа, всем я сделаю прически. Стригу и взрослых, и детей. Отгадай меня скорей!».

Игра «Кому это нужно?»

Покажите ребенку различные предметы (пылесос, шприц, кастрюля, ведро) . Предложите назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы разливать суп и компот. Или: нож, доска, кастрюля - нужны повару, чтобы приготовить еду.

Игра «Кто что делает?»

Спросите у ребенка: что делает повар. .. , врач. .. , помощник воспитателя. .. , водитель. .. , парикмахер и др. Предложите ребенку показать задуманное действие человека какой-либо профессии, а Вы, в свою очередь, попробуйте отгадать. Можно посоревноваться: кто больше назовет действий (повар - режет, жарит, печет, варит, готовит и др.)

Игра «Исправь ошибки»

Предложите ребенку послушать, заметить и исправить ошибки. Например: врач готовит вкусный обед, воспитатель лечит людей, повар делает уколы. Что не так? Ребенок исправляет и говорит правильный ответ.

Игра «Четвертый лишний»

Покажите ребенку 4 картинки или схематично нарисуйте (кастрюля, шприц, градусник, фонендоскоп) . Спросите: какой предмет будет лишний? Почему? Ребенок высказывает свое предположение, выстраивая логическую цепочку: кастрюля - лишняя, потому что она нужна повару, а остальные все предметы нужны врачу. Можно спросить: зачем?

«Кому без них не обойтись»

Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры: воспитатель показывает детям предмет, а дети называют профессию человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий.

«Что сначала, что потом?»

Цель: закреплять знания детей о последовательности трудовых действий.

Ход игры: воспитатель просит научить куклу пылесосить. Спрашивает, что нужно сделать сначала, что потом (включить в розетку, потом нажать кнопку, пропылесосить, нажать кнопку выключателя, вытащить вилку из розетки) . Предложить детям и другие трудовые процессы.

«Что хочет делать Маша?»

Цель: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры: воспитатель обращается к детям от имени куклы Маши:

Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

Как вы думаете, что она будет делать? (стирать) . Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль, пшено. Что она собирается делать? (кукла хочет варить кашу) . Как называется каша?(пшенная) .

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы, для старших детей воспитатель использует картинки с изображением предметов или просто перечисляет эти предметы без показа иллюстраций.

«Кому это нужно»

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры: воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью (это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот) .

«Угадай, что я делаю?»

Цель: расширить представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры: воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь - не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует действия не только движениями, но передавая звуками (чистит пылесосом пол, пилит, едет на машине, стирает, варит еду) . Дети угадывают действия.

«Кому, что надо для работы?»

Цель: учить детей использовать в речи существительные ед. ч. дат. падежа (нож, доска, кастрюля, половник - нужны повару и др) .

«Назови предмет, которого не хватает»

Цель: учить детей подбирать предметы по аналогии.

Дворнику - лопата, продавцу - касса, врачу - фонендоскоп, повару - кастрюля

«Кто что делает?»

Цель: учить детей подбирать как можно больше глаголов к названию профессии.

Врач что делает? Повар что делает? Дворник что делает? Парикмахер что делает?

«Угадай профессию по описанию»

Цель: учить детей находить соответствующие понятия. (повар - готовит; врачу - лекарство, белый халат, градусник)

«Кто какой, какая?»

Цель: расширять словарный запас детей, учить подбирать слова определения к разным видам профессий.

Водитель какой? - внимательный, сильный, сосредоточенный

Повар какой? - ловкий, аккуратный, внимательный

«Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова антонимы.

Добро - польза - купить - грязь

Войти - говорить - взять - насорить

Помогать - чинить - ломать - рано

Трудно - быстро

«Исправь ошибки в предложениях»

Цель: упражнять детей в употреблении предложений со значением противопоставления.

Врач готовит для ребят вкусный обед. Повар готовит вкусный обед, а врач лечит людей.

«Я начну, а ты продолжи»

Цель: упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений.

Врач лечит людей, чтобы...

Строитель строит дома, чтобы...

Парикмахер подстригает людей, чтобы...

«Маленький - большой»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Лопата - лопатка, ведро - ведерко

«Что из чего получается»

Цель: упражнять детей в образовании слов по аналогии.

Сок из моркови - морковный; варенье из яблок - яблочное

«Назови, что лишние»

Цель: учить группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет.

Грабли, лопата, тележка, половник - ? половник лишний, потому что грабли, лопата и тележка нужны дворнику, а половник не нужен ему для работы.

Венира Зайнуллина
«Дидактическая игра «Кто что делает?» Конспект открытого занятия в первой младшей группе

Цель :

Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображённые на ней предметы и их качество, выполнять действия, которые они видят на картинке. Упражнять малышей в звукопроизношении, обогащать словарь существительными, прилагательными, глаголами. Побуждать детей повторять за воспитателем полные предложения, произносить слова чётко и внятно, отвечать на не сложные вопросы. Развивать игровые навыки, внимание, воспитывать усидчивость.

Оборудование : картинки с одним действием : мальчик играет на барабане ; паровоз едет по рельсам; собака пилит бревно; папа работает молотком.

Игрушки : мягкая игрушка кошка, предметы изображённые на картинках : барабан, молоток, пила, бревно, паровоз, шарф.

Словарная работа : барабан, барабанные палочки, деревянный, пила, пилит, острая, молоток железный, стучит, тяжёлый, паровоз, транспорт, рельсы.

Ход образовательной деятельности.

Сюрпризный момент. Слышится за дверью жалобное мяуканье.

Воспитатель.

Кто мяукнул у дверей?

Открывайте поскорей !

Очень холодно зимой.

Мурка просится домой.

(воспитатель впускает кошку в группу и говорит от имени кошки).

Здравствуйте дети. (дети здоровается с кошкой) . Ребята на улице очень холодно, я замёрзла согрейте меня.

Воспитатель. Чем же нам тебя согреть, у меня есть шарф. (Берёт шарф завязывает ей на шею) .Дети что я делаю ?

Дети. Кошке завязываете шарф.

Кошка. Спасибо вам большое мне очень тепло. Ребята я к вам пришла не пустыми руками. Принесла красивые картинки давайте вместе посмотрим, что на них изображено.

(Воспитатель демонстрирует картинку с изображением где мальчик играет на барабане ).

делает ? На чём он играет .

Дети. Мальчик играет на барабане . Стучит барабанными палочками по барабану. Барабан звучит бум – бум – бум; бам – бам – бам.

(воспитатель предлагает ребёнку воспроизводить действие, изображённое на картине.

(Воспитатель показывает картинку где изображено собака пилит бревно) .

Воспитатель. Кого вы видите на картинке? Что он делает ? Дети пила издаёт вот такой звук «вжик – вжик» .

Дети. Это собака. Собака пилит бревно. Он пилит пилой. Пила острая.

(воспитатель предлагает ребёнку найти нужный предмет на столе и воспроизводить действия, изображённое на картине).

(Воспитатель показывает картинку с изображением где папа работает молотком).

Воспитатель. На этой картине кого вы видите? Кто это? Что он делает ? Как стучит молоток?

Дети. Это папа. Он работает. Стучит молоточком. Молоток стучит «тук – тук – тук» .

Воспитатель приглашает ребёнка к столу и предлагает найти молоток. Просит ребёнка воспроизводить действие, изображённое на картинке.

«Воспитатель показывает картинку с изображением паровоза).

Воспитатель. Дети что это? Как он гудит, как колёса стучат?

Дети. Это паровоз. Он гудит «ду –ду – ду» . Колёса стучат «чух –чух – чух» .

«Воспитатель предлагает детям прокатится на паровозе и читает стихотворение»

Паровоз, паровоз.

Новенький блестящий.

Он вагончики повёз.

Будто настоящий.

Чух – чух – чух далеко я укачу. (Дети вместе с воспитателем подпевают) .

Воспитатель. Ребята вам понравилась рассматривать картинки.

(Воспитатель предлагает покормить кошечку молоком. Дети делают «миску» соединив ладони. Воспитатель поёт песенку).

Киска детям подошла,

Молочка просила.

Молочка просила,

Мяу говорила.

Мяу, мяу, мяу.

Угостили молочком, .

Кисонька поела,

Кисонька поела,

Песенку запела,

Мурр – мурр- мурр.

Итог :

Дети, кто сегодня к нам в гости приходила? Что кошка вам принесла? Вам понравились картинки? Чем вы угостили кошку?

Дидактические игры с использованием элементов

ТРИЗ и РТВ.

Системный подход к окружающему миру

Игра «Найди целое и части»

Цель: учить детей определять по аналогии задание, которое необходимо выполнить. По образцу первой паре слов, учить определять какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое.

1. В: автомобиль – колесо;

д: самолет – …(крылья, небо).

Детям предлагается назвать соответствующий ответ.

2. В: вишня – косточка;

д: рак – … (клешня, рыба).

3. В: кошка – усы;

д: дерево - …(лес, ствол). И т.д.

Игра «Найди главное»

Предлагается система к ней несколько подсистем, из которых необходимо выбрать две подсистемы, которые являются обязательно частями данной системы.

Пример: лес – охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото.

Сад – растения, садовник, собака, забор, земля.

Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Город – автомобили, здания, толпа, улица, велосипед.

Книга – рисунки, приключения, бумага, закладка, текст.

Больница – палаты, врач, халаты, больные, укол, ренген.

Игра «Что с чем связано»

Цель: учить детей находить связи между предметами, даже, если связаны не на прямую, а через посредника. Учить делать выводы, что все взаимосвязано.

Например:

Дерево – вода. (без воды дерево жить не может).

Пуговица - рубашка. (пуговица нужна, чтобы застегнуть рубашку).

Стол – ваза. (вазу с цветами ставят на стол).

Рыбка – рука. (рыбку ловят сетью, а сеть забрасывают руками; руками чистят рыбу; кормят ее в аквариуме).

Системный оператор

Игра «Назови предмет по свойствам»

Цель:

Закреплять знания об окружающем мире, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства.

Активизировать в речи детей понятия о свойствах предметов.

Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков.

Например:

Сильный + добрый=

Звонкий+громкий=

Пушистый+серый=

Усложненный вариант:

Гладкий+серый+тихий=

Белый+съедобный+мягкий=

Красный+легкий+блестящий=

Игра «Что из чего»

Цель: учить детей разбирать любой объект на части. Называть эти части, посчитать их количество.

Ход:

Воспитатель или ребенок быстро называет предмет (объект), дети должны назвать из чего он состоит.

Усложненный вариант:

Детям предлагается сразу называть количество частей.

Например: машина – один кузов – один руль - четыре колеса, две большие фары и т.д.

Игра «Теремок»

Цель: закреплять понятия детей об объектах окружающего мира, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства, функции.


Учит использовать в речи краткое описание свойств предметов, выделяя в них самое главное качество.

Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков, функций.

Ход: воспитатель показывает «теремок» (коробку, ящик и т.д.)., к которому переодически подходят герои (предметы, животные) и просятся жить.

Каждый из вновь пришедших «героев» - предметов спрашивает, кто живет в теремке, и «житель» - предмет должен ему ответить, перечисляя, кто он, какой, что умеет делать.

Игра « Чем был – чем стал»

Игра с детьми после четырех лет. Называется материал (глина, дерево, ткань), а дети дают варианты объектов, в которых они есть. Можно поиграть наоборот. Называется объект, сделанный человеком, а дети определяют какие материалы использовались при его изготавлении.

Например:

Был раньше расплавленным стеклом и стал…

Д: стал вазой, лампочкой, стеклом в машине…

Игра «Аукцион»

Цель: познакомить (закрепить) знания детей о признаках, частях, свойствах предметов. Учить описывать предмет в определенной последовательности, выбирая и подчеркивая его лучшие качества, возможность его использования.

Ход : выбирается ребенок (вначале это может быть взрослый), который ведет аукцион. Он, выбирая предмет для аукциона, описывает его достоинства. Ребенок, который хочет купить его, должен аргументированно доказать, для чего этот предмет ему нужен и чем он ему нравится.

Предмет продается тому, кто убедительнее доказал его необходимость. Предметы должны быть хорошо знакомы для ребенка.

Игра «Что умеет делать»

Цель: учить умению выделять функции объекта.

1 вариант:

Дети стоят друг против друга. Один называет предмет, тот, кто стоит напротив – его функцию и т.д. по очереди. Проигрывает тот, кто не смог ответить. Рядом стоящий ребенок передвигается на его место. Побеждает тот, кто остается.

2 вариант: «передай соседу слово»

Дети стоят по кругу, как бы передавая слово из рук в руки. Первый называет слово, «передает» его – касаясь ладошкой руки соседа. Сосед называет функцию, передавая ее своему соседу. Этот ребенок называет предмет, который выполняет переданную ему функцию.

Например: птица – летает – самолет – гудит – поезд – везет – машина – едет – трактор – пашет - тракторист – кушает - ребенок и т.д.

Кто что делает.

Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность неречевых средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.

а) Для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: "Что с этим можно делать? Для чего это нужно?" Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: "Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?"

б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Взрослый называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: "Машина". Ребенок отвечает: "Едет. Художник". Следующий игрок: "Рисует. Рука" и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, "ветер" - воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.

в) Игру можно усложнить за счет использования невербальных средств выразительности: жестов, мимики, пантомимики. Задача детей - назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, взрослый поднимает обе руки - это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.; или поднимает руку, один палец кладет на нижний правый угол воображаемой страницы, переворачивая ее - это может обозначать либо чтение книги, либо просмотр тетради, журнала.

г) Более сложный вариант игры заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки - кошка и собака. После того как дети познакомились с ними - рассмотрели, поиграли, - предложите описать их внешний вид, повадки, место-жительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят. Когда она видит мышку? Когда видит нитку с бантиком? Когда видит собаку? Что еще умеет делать кошка? Что умеет собака? Как она ведет себя, когда видит кошку? Хозяина? Когда получает кусок мяса?

Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, движение, позу, жест, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение). В следующий раз можно использовать другие объекты, но они должны быть хорошо знакомы ребенку. Характер предлагаемых заданий и вопросов может расширяться, а в последующем и придумываться самими детьми.