Борис никитин ступеньки творчества развивающие игры. Ступеньки творчества или Развивающие игры. Никитин Б. П.). О чем эта книга

Борис Никитин

Ступеньки творчества. Развивающие игры

Предисловие от семьи Никитиных к 7-му изданию, исправленному и дополненному

У вас в руках книга, в которой сконцентрирован методический и творческий опыт Бориса Павловича Никитина более чем за 35 лет – фактически с 1962 по 1998 годы.

Борис Павлович придавал изобретению и методической проработке развивающих игр огромное значение и занимался с детьми разного возраста и взрослыми буквально до последних своих дней. Он был убежден, что за такими играми – будущее. И оказался прав.

Сегодня «развивалки» можно найти едва ли не в каждом киоске. Но «никитинские игры» занимают особое место в бесконечном ряду развивающих пособий. Прежде всего потому, что за ними лежит вот уже полвека постоянной практики, анализа, доработки.

Все началось с того, что двое умных и наблюдательных педагогов-родителей, Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины, своими руками начали делать принципиально новые игры и пособия для своих семерых детей. Все они имели определенное прикладное значение, в основе некоторых лежали известные психологические тесты. Однако их целью стало не просто измерять, а и развивать интеллект ребенка заданиями возрастающей, «поступенчатой» сложности.

Первые шесть игр – «Сложи узор», «Уникуб», «Внимание», «Внимание – Угадай-ка!», «Кирпичики», «КБ САМ» – показали отличные результаты на практике и были описаны в брошюрке, изданной в 1976 году. Количество игр стало активно прирастать, а книга о них – широко переиздаваться. Тысячи молодых пап и мам по всему Советскому Союзу активно изучали развивающие игры, сами обрабатывали, резали, красили и склеивали кубики, фанерки и картонки, рисовали к ним задания и занимались с малышами. С 90-х годов ХХ века «никитинские игры» успешно внедряются в практику детских садов в Японии и в Германии. В последнем прижизненном издании (1998) Борис Павлович описывает уже 17 игр и разнообразных пособий.

Параллельно все игры и пособия не прекращали проходить «испытания» в нашем семействе: с детьми и внуками, детьми многочисленных друзей, знакомых и гостей, с подростками и взрослыми. И дети, и взрослые не только увлеченно играли, но и придумывали новые задания и проходили специальные тесты, составленные Борисом Павловичем на основе некоторых игр. За десятилетия Борис Павлович накопил огромную статистическую и исследовательскую базу, постоянно совершенствовал методику занятий. Он сам виртуозно играл с малышами, подчеркивая: «Не превращайте развивающие игры в скучное методическое пособие!»

Дети, выросшие с этими играми, стали взрослыми. Выросли уже и наши собственные дети. Теперь в «дедушкины кубики» с увлечением играют правнуки Бориса Павловича и Лены Алексеевны. И по-прежнему эти игры продолжают поворачиваться к нам новыми гранями и возможностями. Готовя это издание, впервые без участия Бориса Павловича и Лены Алексеевны, мы сделали много неожиданных открытий, совершенно по-новому взглянув на такие привычные, казалось бы, кубики. Кроме того, с 2015 года одиннадцать игр выпускаются под нашим контролем, что тоже нас многому учит.

Поэтому в 7-м издании книга «Ступеньки творчества. Развивающие игры» выходит серьезно переработанная и дополненная.

Сюда вошел весь авторский текст Бориса Павловича, который в свое время помогала писать и редактировать Лена Алексеевна. В том числе восстановлены интересные наглядные примеры из самой первой брошюрки 1976 года. Мы сознательно оставили подробные описания «Как самим сделать игру» – и не только в память о тех тысячах энтузиастов, которые десятки лет делали эти игры своими руками. Часть пособий еще не выпускается промышленным способом, и некоторые родители используют собственные ресурсы. В книгу включена также работа Бориса Павловича «26 факторов формирования и развития творческих способностей» – своеобразный конспект его многолетних размышлений, приглашение родителей и педагогов к сотворчеству.

Появилось и много нового.

По своим собственным малышам мы видим: приемы и истории, которые отлично «работали» в играх двадцать, тридцать, сорок лет назад, уже не так результативны. Мы наблюдали, анализировали, пробовали – и находили то, что работает сегодня.

Поэтому книга «приросла» новыми методическими приемами. Иногда дополнения удалось органично встроить в авторский текст, иногда они указаны как «Дополнения к новому изданию». А новые задания к играм, как мы считаем, хорошо дополнили идею «ступенек», возместили некоторые разрывы в прежних версиях заданий. В «Уникубе» и «Кирпичиках» уровень сложности теперь повышается более плавно, и так же ритмично у занимающихся «подрастают» сообразительность, воображение, внимательность – то есть творческие аспекты интеллекта, о чем так заботился Борис Павлович.

Мы рады, что к семейному творчеству подключились правнуки, сумевшие абсолютно по-новому взглянуть на «Кубики для всех» и «Сложи квадрат». Это раскрыло невероятно интересные возможности «никитинских игр» и подарило целые серии принципиально новых заданий.

Кроме того, для занятых молодых родителей, предпочитающих краткое изложение, мы разработали несколько компактных памяток, которые приведены в приложениях.

Борис Павлович был убежден: если начинать с раннего возраста, то у человека возможно развить абсолютно все способности. Наша жизнь – жизнь детей и внуков Б. П. – и подтверждает, и опровергает эту категоричную позицию. Мы росли в одних условиях, но выросли все очень разными по склонностям, увлечениям, профессиям. В кого-то удачно «попала» таблица Менделеева, а другой всю жизнь терпеть не может химию, хотя таблица висела на стенке для всех. То же самое с развивающими играми: одни до сих пор увлечены «Кубиками для всех», другие с нежностью вспоминают «Дроби», а кто-то не устает восхищаться «Таблицей сотни». При этом, судя по всему, именно «ранний старт» помог всем заразиться любознательностью на всю жизнь.

С другой стороны, стоит признать, что среди всех Никитиных едва ли не самыми изобретательными выдумщиками до сих пор остаются сами Борис Павлович и Лена Алексеевна – у которых особых условий для «раннего развития» в детстве не было. И мы продолжаем спорить и друг с другом, и с Борисом Павловичем: что же «вложено» в человека до рождения, а что воспитуемо после?

Зато у всех нас, Никитиных, в крови – любить и хотеть делать что-то вместе с детьми, доверять им и уважать их самостоятельные решения. Уверены: это пришло от наших родителей и во многом благодаря разнообразному «развивающему» домашнему пространству, которое они придумали и создали. Важной частью этого многомерного пространства были те самые игры и пособия. Они действительно отлично готовят к школе, особенно к математическим дисциплинам, дают всё «пощупать» руками – цифры, числа, даты, части целого, дроби и отрицательные числа, геометрические фигуры и линии. После них на уроках все усваивается легко – так, как это было дома, вместе с папой и мамой. И технологией развивающей игры, и самими играми может овладеть каждый, кто захочет, – об этом вся книжка.

Но нет одинаковых детей, как нет одинаковых пап и мам. Технологии технологиями, но Борис Павлович все время призывал внимательно наблюдать за ребенком, учитывать его реакции и учиться у него – тогда любые совместные занятия взрослого и малыша дадут богатые плоды. А развивающие игры предоставляют для этого целый веер возможностей.

Пусть эта книга поможет вам найти индивидуальный темп развития именно вашего ребенка и способы преодоления самых трудных «ступенек». Вы лучше сможете увидеть и изучить его личность: особенности характера, склонности, увлечения. А попутно обязательно проявится ваш собственный характер – и зоны ваших внутренних вопросов: что я делаю так, а что – не так? Почему здесь я и мой ребенок не понимаем друг друга? В чем я могу и должен помочь, а где должен чувствовать и держать границу его ответственности и самостоятельности?

Развивающие игры – отличный инструмент в ваших умных руках. Изобретайте, наблюдайте, пробуйте, творите в играх и в жизни! Успехов вам!


Семья Никитиных

Эта книга – об играх, но играх необычных. Они родились в общении с детьми и при их непосредственном участии, прошли проверку в нашей большой семье и в других семьях, в экспериментальных студиях, на уроках увлеченных педагогов. И неизменно вызывали интерес не только у детей, но и у взрослых. Первая же попытка ввести развивающие игры, даже в небольшой дозе (2–3 раза в неделю по полчаса) в практику работы со старшей группой детского сада показала, что темп умственного развития малышей может вырасти почти вдвое.

В Германии и Японии они выпускаются с 1990-го, а в России – с 1997 года. Если вам не удалось их купить готовыми, то сделайте сами, автор приводит подробное описание в книге. Но их нельзя, как игрушку, просто дать ребенку и сказать: «Играй!» – игра может «не пойти». Их нельзя показывать ребенку все сразу, а только по одной, и следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или через месяц, а некоторые – даже через год.

Наталья Коновалова

В своей работе вот уже много лет использую развивающие игры Никитина Бориса Павловича педагога-новатора. Он известен не только в нашей стране, но и за рубежом. У него есть такая книга «Ступени творчества или развивающие игры » ,

в которой он рассказывает об использовании специальных игр, позволяющих развивать творческие способности детей . Сегодня я хочу познакомить вас с одной из его игр «Сложи узор» . Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все грани каждого кубика окрашены по-разному : белая, желтая, красная, синяя, жето-синяя, красно-белая. Это позволяет составлять из них громадное количество узоров. Узоры напоминают контуры различных предметов. В игре дети выполняют три вида заданий.

Первое – по узорам–заданиям складывают точно такие же узоры из кубиков. (В начале обучения накладываем кубики на узор с заданием, а затем, глядя на узор с заданием выкладываем узор на столе.)

Второе - глядя на кубики нарисовать узор, который они образуют.

Третье - придумать новые узоры.

В игру можно играть одному, а если сделать несколько комплектов игры , то можно организовать соревнования.

Игру можно усложнять следующим образом : если на карточке узор состоит из красно-белых граней, то можно предложить сделать такой же, но желто-синий узор и наоборот. Такие изменения дети воспринимают как узор нового типа.

Для того, чтобы научиться срисовывать узоры с кубиков детям надо научиться проводить прямые линии, рисовать квадраты цветными карандашами.

Когда мы научились все это делать, можно переходить к составлению новых узоров. Важно, чтобы он был красивый, симметричный, напоминающий своим видом какой-либо предмет.

В процессе этой игры решается множество задач : знакомство с цветом, формой, геометрическими фигурами, ориентировкой в пространстве, ориентировкой на листе бумаги, развитие творческих способностей , способность к анализу, синтезу, комбинированию, целеустремленность, мышление, видение целостного образа и так далее. Желаю вам успехов в развитии творчества у детей .


Развитие любых способностей, в том числе и творческих, – последовательный, планомерный труд, шаг за шагом. Терпеливое и вдумчивое, но в то же время и радостное занятие. В этом был уверен автор книги, которая уже более 30 лет издается в России и за рубежом. Семья Никитиных – дети и внуки Бориса Павловича и Лены Алексеевны – и последователи педагогов-новаторов продолжают изобретать новые игры и задания к уже существующим. Данная книга включает подробные описания развивающих игр, методические приемы, задания, дополненные новыми разработками, а также размышления Бориса Павловича об условиях успешного и гармоничного развития ребенка, полноценного раскрытия его творческих способностей.

7-е издание, исправленное и дополненное

6-е издание выходило под заголовком «Интеллектуальные игры» в 2009 году

Произведение относится к жанру Педагогика. Оно было опубликовано в 1976 году издательством Самокат. Книга входит в серию "Самокат для родителей". На нашем сайте можно скачать книгу "Ступеньки творчества. Развивающие игры" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

У вас в руках книга, в которой сконцентрирован методический и творческий опыт Бориса Павловича Никитина более чем за 35 лет – фактически с 1962 по 1998 годы.

Борис Павлович придавал изобретению и методической проработке развивающих игр огромное значение и занимался с детьми разного возраста и взрослыми буквально до последних своих дней. Он был убежден, что за такими играми – будущее. И оказался прав.

Сегодня «развивалки» можно найти едва ли не в каждом киоске. Но «никитинские игры» занимают особое место в бесконечном ряду развивающих пособий. Прежде всего потому, что за ними лежит вот уже полвека постоянной практики, анализа, доработки.

Все началось с того, что двое умных и наблюдательных педагогов-родителей, Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины, своими руками начали делать принципиально новые игры и пособия для своих семерых детей. Все они имели определенное прикладное значение, в основе некоторых лежали известные психологические тесты. Однако их целью стало не просто измерять, а и развивать интеллект ребенка заданиями возрастающей, «поступенчатой» сложности.

Первые шесть игр – «Сложи узор», «Уникуб», «Внимание», «Внимание – Угадай-ка!», «Кирпичики», «КБ САМ» – показали отличные результаты на практике и были описаны в брошюрке, изданной в 1976 году. Количество игр стало активно прирастать, а книга о них – широко переиздаваться. Тысячи молодых пап и мам по всему Советскому Союзу активно изучали развивающие игры, сами обрабатывали, резали, красили и склеивали кубики, фанерки и картонки, рисовали к ним задания и занимались с малышами. С 90-х годов ХХ века «никитинские игры» успешно внедряются в практику детских садов в Японии и в Германии. В последнем прижизненном издании (1998) Борис Павлович описывает уже 17 игр и разнообразных пособий.

Параллельно все игры и пособия не прекращали проходить «испытания» в нашем семействе: с детьми и внуками, детьми многочисленных друзей, знакомых и гостей, с подростками и взрослыми. И дети, и взрослые не только увлеченно играли, но и придумывали новые задания и проходили специальные тесты, составленные Борисом Павловичем на основе некоторых игр. За десятилетия Борис Павлович накопил огромную статистическую и исследовательскую базу, постоянно совершенствовал методику занятий. Он сам виртуозно играл с малышами, подчеркивая: «Не превращайте развивающие игры в скучное методическое пособие!»

Дети, выросшие с этими играми, стали взрослыми. Выросли уже и наши собственные дети. Теперь в «дедушкины кубики» с увлечением играют правнуки Бориса Павловича и Лены Алексеевны. И по-прежнему эти игры продолжают поворачиваться к нам новыми гранями и возможностями. Готовя это издание, впервые без участия Бориса Павловича и Лены Алексеевны, мы сделали много неожиданных открытий, совершенно по-новому взглянув на такие привычные, казалось бы, кубики. Кроме того, с 2015 года одиннадцать игр выпускаются под нашим контролем, что тоже нас многому учит.

Поэтому в 7-м издании книга «Ступеньки творчества. Развивающие игры» выходит серьезно переработанная и дополненная.

Сюда вошел весь авторский текст Бориса Павловича, который в свое время помогала писать и редактировать Лена Алексеевна. В том числе восстановлены интересные наглядные примеры из самой первой брошюрки 1976 года. Мы сознательно оставили подробные описания «Как самим сделать игру» – и не только в память о тех тысячах энтузиастов, которые десятки лет делали эти игры своими руками. Часть пособий еще не выпускается промышленным способом, и некоторые родители используют собственные ресурсы. В книгу включена также работа Бориса Павловича «26 факторов формирования и развития творческих способностей» – своеобразный конспект его многолетних размышлений, приглашение родителей и педагогов к сотворчеству.

Появилось и много нового.

По своим собственным малышам мы видим: приемы и истории, которые отлично «работали» в играх двадцать, тридцать, сорок лет назад, уже не так результативны. Мы наблюдали, анализировали, пробовали – и находили то, что работает сегодня.

Поэтому книга «приросла» новыми методическими приемами. Иногда дополнения удалось органично встроить в авторский текст, иногда они указаны как «Дополнения к новому изданию». А новые задания к играм, как мы считаем, хорошо дополнили идею «ступенек», возместили некоторые разрывы в прежних версиях заданий. В «Уникубе» и «Кирпичиках» уровень сложности теперь повышается более плавно, и так же ритмично у занимающихся «подрастают» сообразительность, воображение, внимательность – то есть творческие аспекты интеллекта, о чем так заботился Борис Павлович.

Мы рады, что к семейному творчеству подключились правнуки, сумевшие абсолютно по-новому взглянуть на «Кубики для всех» и «Сложи квадрат». Это раскрыло невероятно интересные возможности «никитинских игр» и подарило целые серии принципиально новых заданий.

Кроме того, для занятых молодых родителей, предпочитающих краткое изложение, мы разработали несколько компактных памяток, которые приведены в приложениях.

Борис Павлович был убежден: если начинать с раннего возраста, то у человека возможно развить абсолютно все способности. Наша жизнь – жизнь детей и внуков Б. П. – и подтверждает, и опровергает эту категоричную позицию. Мы росли в одних условиях, но выросли все очень разными по склонностям, увлечениям, профессиям. В кого-то удачно «попала» таблица Менделеева, а другой всю жизнь терпеть не может химию, хотя таблица висела на стенке для всех. То же самое с развивающими играми: одни до сих пор увлечены «Кубиками для всех», другие с нежностью вспоминают «Дроби», а кто-то не устает восхищаться «Таблицей сотни». При этом, судя по всему, именно «ранний старт» помог всем заразиться любознательностью на всю жизнь.

С другой стороны, стоит признать, что среди всех Никитиных едва ли не самыми изобретательными выдумщиками до сих пор остаются сами Борис Павлович и Лена Алексеевна – у которых особых условий для «раннего развития» в детстве не было. И мы продолжаем спорить и друг с другом, и с Борисом Павловичем: что же «вложено» в человека до рождения, а что воспитуемо после?

Зато у всех нас, Никитиных, в крови – любить и хотеть делать что-то вместе с детьми, доверять им и уважать их самостоятельные решения. Уверены: это пришло от наших родителей и во многом благодаря разнообразному «развивающему» домашнему пространству, которое они придумали и создали. Важной частью этого многомерного пространства были те самые игры и пособия. Они действительно отлично готовят к школе, особенно к математическим дисциплинам, дают всё «пощупать» руками – цифры, числа, даты, части целого, дроби и отрицательные числа, геометрические фигуры и линии. После них на уроках все усваивается легко – так, как это было дома, вместе с папой и мамой. И технологией развивающей игры, и самими играми может овладеть каждый, кто захочет, – об этом вся книжка.

Но нет одинаковых детей, как нет одинаковых пап и мам. Технологии технологиями, но Борис Павлович все время призывал внимательно наблюдать за ребенком, учитывать его реакции и учиться у него – тогда любые совместные занятия взрослого и малыша дадут богатые плоды. А развивающие игры предоставляют для этого целый веер возможностей.

Пусть эта книга поможет вам найти индивидуальный темп развития именно вашего ребенка и способы преодоления самых трудных «ступенек». Вы лучше сможете увидеть и изучить его личность: особенности характера, склонности, увлечения. А попутно обязательно проявится ваш собственный характер – и зоны ваших внутренних вопросов: что я делаю так, а что – не так? Почему здесь я и мой ребенок не понимаем друг друга? В чем я могу и должен помочь, а где должен чувствовать и держать границу его ответственности и самостоятельности?

Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной «умственной гимнастикой», методику их проведения и советы по изготовлению.

Для воспитателей детских садов, учителей начальной школы, родителей.

О ЧЕМ ЭТА КНИГА

Эта книга об играх, но играх необычных. Их нельзя еще купить в мага-
зине, а надо сделать самим. Их нельзя, как игрушку, просто дать ребенку
и сказать: «Играй!» — игра может не пойти. Их нельзя показывать ребенку
все сразу, а только по одной; и следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или через месяц, а некоторые даже через год.

У них необычайно широк диапазон задач как по трудности, так и по разно- образию характера, поэтому увлечься ими может и дошкольник, и ученик, и взрос- лый студент.

Из них можно сделать тест на проверку сообразительности и конструктор- ских способностей или на развитие математического мышления.

В них можно играть и одному, и вдвоем, и всей семьей, и компанией, и целой группой в детском саду или классом в начальной школе, и даже провести олимпиаду на первенство, как в шахматы или шашки.

Их можно назвать спортивным комплексом, но … для ума, для развития способностей ребенка. Таких комплексов еще не выпускают. Они, видимо, появятся только в XXI веке.

А пока, к сожалению, современное обучение развивает в детях только одну сторону — исполнительские способности, а более сложная и важная сторона — творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и наша беда, особенно теперь, когда спасительная гласность вскрыла массу проблем и требуется все больше могучих творческих умов, чтобы вести реальную перестройку и двинуть вперед науку, технику и особенно общественную жизнь.

В принципе, каждого здорового ребенка можно сделать и творчески развитым, но незнание и традиции этого не позволяют. Творческие умы пока большая редкость. Опыт жизни здесь обогнал науку и предлагает уже первую практи- ческую книгу этого плана. Кто не боится дела — пробуйте!

Написанная еще в 1973 году, книга эта долго не появлялась на свет, и даже брошюра «Ступеньки творчества» (М.: Знание, 1976. — №1) не открыла ей дорогу. Впервые она вышла на немецком языке в Кельне (ФРГ) в 1980 году, а через год в Москве в издательстве «Педагогика».

Игры были хорошо приняты родителями и семейными клубами, но тираж был небольшим, и даже после второго издания (1985 г.) книг не хватало. Поэтому книгу переписывали, составляли конспекты и слали массу писем с прось-бой об издании ее большим тиражом.

За рубежом популярность книги тоже росла быстро. В 1986 году она вышла в Японии, переводится в США.

В третьем издании книга выходит без сокращений, значительно дополненной: в ней восстановлена глава «Немного теории», дополнены другие главы; сложными заданиями обогатилась игра «Уникуб», вдвое увеличено число заданий к игре «КБ САМ», включены «Таблица сотни», «Таблица Пифагора», «Дроби», «План и карта», «Часы», «Термометр», «Узелки» — то, что можно скорее назвать не игра- ми, а игровыми пособиями, создающими «развивающую среду» для ребенка. Эти дополнения намного расширяют возможности понимания «нетрадиционного воспитания», дают больше материала, но и налагают на родителей, естественно, больше забот творческого плана. Надо не только почувствовать, что дает каждая игра и каждое пособие, но и узнать интеллектуальные возможности своих малышей, чтобы выбрать и дозу, и особенно время, когда вводить игру или пособие, а затем наблюдать и, конечно, стимулировать творческие достижения своих ребятишек.

Книга рассчитана на работу с нею, т.е. на изготовление отдельных игр, иногда в нескольких экземплярах, поэтому пусть читатели простят автору и повторения, и, наоборот, разные подходы и решения в другой обстановке и с другими детьми. Это неизбежно, если вы ищете лучшие варианты.

И вот что важно понять с самого начала: развивающие игры — вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который «через день по столовой ложке» можно достичь желаемых результатов. Они не могут заменить «грязных железок» и верстака с инструментами, не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развития способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет проти- воречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система общения с детьми в семье. Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад семьи и смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Если вас не очень интересует теоретическая сторона вопроса о творческих способностях и особенностях их развития, то вы можете пропустить эту главу книги и прямо переходить к описанию игр и методике их проведения.

Тем же, кто хочет познакомиться с этим вопросом получше, кто хочет понять, ПОЧЕМУ можно и нужно развивать способности ребенка и ЗАЧЕМ надо присту- пать к этому КАК МОЖНО РАНЬШЕ, — таким товарищам советуем прочесть эту главу книги внимательно. Она не только послужит ключом для понимания многих закономерностей, использованных в развивающих играх, не только даст вам основу для собственного творчества в области создания новых детских игр, но именно эти страницы книги дадут вам пищу для серьезных размышлений о том, какова должна быть роль родителей и воспитателей в ответственнейшем деле формирования и развития детского интеллекта.

О творческих способностях, или о творчестве и исполнительстве

Сущность творчества — в предугадывании результата правильно поставлен-ного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действитель-ности, в том, что Склодовская назвала чувством природы; математики называют математическим чутьем…