Познавательно-интеллектуальная игра по экологии для старших дошкольников «Животные наших лесов. Экологические конкурсы для младших школьников Игра «Хорошо – плохо»

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.

Действующие лица: ведущий – 1 человек, помощник ведущего – 1 человек, жюри конкурса – 3 человека.

Оборудование: проектор, экран, сигнальные карточки с цифрами (1, 2, 3), регистрационная и итоговая ведомость, иллюстрации с изображением растений и животных: глухарь, рябчик, тетерев, кедровка, клест, поползень, бурундук, белка, лось, соболь, медведь, рысь, сосна, ель, лиственница, осина, береза, кедр, черемуха, багульник, полынь, прострел (сон-трава), кувшинка белая, рододендрон Даурский, полынь, амурский тигр, калан. (Иллюстрации см. в Презентации (Приложение )

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на экологической игре для учащихся 5-6 классов. Игра посвящена природе родного края, проводится в целях выявления лучших знатоков в области экологии и биологии. В сегодняшней игре принимают участие команды школ №№__________. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Игра состоит из 6 этапов. Каждый имеет свои правила, которые будут сообщены перед его проведением.

Ваши ответы будет оценивать компетентное жюри. (Представление членов жюри)

Итак, начинаем первый тур нашей игры. Желаю всем удачи!

Первый тур “ Наши пернатые”

Ведущий: первый тур нашей игры посвящен птицам, которые обитают в наших сибирских лесах. Каждой команде предстоит ответить на один вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы первого тура

Крупная, сильная птица, держится глухих мест и болотистых массивов, питается ягодами, семенами растений, почками, сережками, хвоей. Суровые зимние ночи проводит под снегом. (Глухарь) Фотография или рисунок выводится на экран после ответа.

Красивая серого цвета птица, напоминает небольшую курочку, водится в глухих зарослях леса. Питается ягодами, семенами растений, почками и сережками деревьев. Скрытая птица. Вылетает с шумом и летит в гущу леса. (Рябчик)

Птица серого цвета, обитающая в лесах и по окраинам березовых колок. Питается ягодами, почками деревьев, вылетает на поля за зерновыми культурами. Весной собирается на ток, представляющий удивительное зрелище. (Тетерев)

Птица с галку, шумливая и хорошо заметная, обитатель хвойных лесов. Окраска темная, каштаново-бурая, с частыми белыми пятнышками. Питается семенами и орехами хвойных деревьев. (Кедровка)

Птицы держатся стаями в хвойных лесах. Во время кормежки подвешиваются к шишкам. Окраска самца оранжево-красная. Самки зеленовато-желтые. Верхняя и нижняя половинки клюва перекрещиваются на конце. (Клест)

Небольшая подвижная короткохвостая птичка. Клюв прямой, довольно длинный. Верхняя половина тела голубовато-серая. От клюва через глаз проходит черная полоса. Нижняя сторона тела белая. Часто перемещается вниз головой. (Поползень)

Второй тур “ Животные”

Ведущий: Начинаем второй тур нашей игры, который посвящён животным нашего края. Каждой команде предстоит по очереди ответить на вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы второго тура

1. Зверёк, почти в два раза меньше белки. Серый или рыжий. Вдоль спины проходит пять тёмных полос. Зверёк живёт в норе, которую строит обычно под упавшими стволами деревьев или пнями. Летом и осенью он делает запасы кедровых орехов, зёрен злаков и семян деревьев. Набьёт в защёчные мешки еду и переносит её, таким образом, к себе в дом. Заготовленные запасы зверёк поедает после зимней спячки. Как зовут этого зверька? (Это бурундук.)

3. Это красивый лесной великан с большими рогами на горбоносой голове самца. Его вес достигает 300–400 кг и более, рост около двух метров. Это типичный обитатель тайги и болот. Он питается травами, побегами деревьев, кустарников, ягодами, грибами. (Лось.)

4. Красивое, подвижное животное, с ценным мехом, принесшим ему мировую славу. Обитает в глухих лесах, питается мышами, птицами, кедровыми орехами. Сейчас получил широкое распространение в нашей области и является предметом охоты. Особую ценность представляет Баргузинский подвид зверька, с более качественной шкуркой, темным цветом меха с проседью. (Соболь.)

5. Что это за зверь, который так похудел за зиму, что жуёт и гложет всё, что зелено, что живое суетится по весне, да и падаль найдёт – попирует? Муравейник – находка особенно приятная. Весь разроет, раскидает далеко вокруг. Когда с моховых болот снег сойдёт – клюкву собирает. Щуки на разливы пойдут метать икру – и он туда же. О ком идёт речь? (Речь идёт о медведе.)

6. Дикая кошка величиной с собаку, по бокам головы свисает густая шерсть, а на кончиках ушей красуются кисточки. Хвост у зверя короткий, на конце словно обрублен. Охотится за зайцами, лосями и оленями, различными грызунами и птицами. (Рысь.)

Третий тур “Что ты знаешь о них?”

Ведущий: Мир растений полон тайн и загадок. Давайте попробуем проникнуть в эти тайны и попытаемся разгадать некоторые из них. Задание третьего тура, которое вам предстоит сейчас выполнить, связано с хвойными деревьями нашего края. Каждой команде в течение одной минуты предстоит ответить на один вопрос. В случае правильного ответа вы зарабатываете 1 балл. Если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы третьего тура

1. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у елей сохраняются до глубокой старости. Почему? (Сосна – светолюбивое дерево, и поэтому её ветки тянутся к свету. Нижние ветки, которым не хватает света, отмирают. Ель – теневыносливое дерево, поэтому оно сохраняет и нижние ветки.)

2. Буря выворачивает ели, а сосны ломает. Почему? (Корневая система сосен уходит на значительную глубину, поэтому никакому ветру не справится с ней, легче сломать ствол. У елей поверхностная корневая система, поэтому буря может легко выкорчевывать эти растения.)

3. Какое дерево нельзя сплавлять по реке и почему? (Лиственницу нельзя сплавлять по реке, потому что она тонет, так как древесина ее тяжелая.)

4. Почему ветки ели не обламываются зимой под тяжестью снега? (Ветки ели имеют наклонное положение, легко пружинят, хвоя расположена черепицей. При малейшем прикосновении птицы или зверя снег легко соскальзывает.)

5. Хвойные деревья называют вечнозелеными. Меняется ли у них хвоя? Если да, то каким образом это происходит? (Только лиственница сбрасывает хвою на зиму. Остальные хвойные деревья сбрасывают или обновляют хвою постепенно, приблизительно 1/7 часть хвоинок они меняют ежегодно. Таким образом, получается, что хвойные деревья обновляют хвою один раз в семь лет. В городе из – за загрязненного воздуха это происходит чаще – 1 раз в 3–4 года.)

6. Почему шишки у ели бывают только на верху кроны? (Для образования шишек нужно хорошее освещение. А также это объясняется тем, что семена ели распространяются ветром.)

Четвертый тур “Зеленые друзья”

Ведущий: Пятый тур нашей игры мы посвящаем деревьям, кустарникам и травам. В этом туре каждая команда имеет возможность набрать максимальное количество баллов – 6. Сейчас вы будете работать карточками с цифрами: 1,2,3, которые находятся у вас на столе. Я буду зачитывать вопрос, и давать три варианта ответов, задача команд – выбрать один из вариантов и поднять карточку с соответствующей цифрой. На обсуждение вопроса дается 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы четвертого тура

1. Листья этого дерева очень подвижны, они постоянно колеблются при малейшем порыве ветра. Это дерево считают самым беспокойным, самым шумливым.

  1. Осина .
  2. Ольха.

2. Почки, листья, побеги этого дерева издавна помогали бороться с болезнями, укрепляли здоровье, кора и древесина служили сырьем для изготовления предметов домашнего обихода, согревали жилище зимой.

  1. Клен.
  2. Береза .
  3. Рябина.

3. Это хвойное дерево гордость сибирской тайги. Похоже на сосну, только в пучке у него не по две хвоинки, как у сосны, а по пять.

  1. Акция.
  2. Лиственница.
  3. Кедр

4. Это очень веселое деревцо. Оно всегда улыбается, а весной, когда покрыто пушистыми белыми цветками, – даже смеется. Если у него раскрылись зеленые почки, – значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.

  1. Черемуха .
  2. Липа.
  3. Калина.

5. Этот сильно пахнущий кустарник широко распространен на болотах, в заболоченных хвойных лесах. Нередко образует обширные заросли. Веточками или листьями этого растения перекладывают одежду для предохранения от моли. Обладает лечебными свойствами.

  1. Смородина.
  2. Багульник .
  3. Шиповник.

6. Лекарственные свойства этого растения известны с давних пор. Если его лист пожевать, то во рту долго будет ощущение, как будто чем – то опалило. Запах этого растения не любят насекомые, поэтому его кладут в конуру собак для борьбы с блохами, а старушки в деревнях используют веники, которыми метут пол.

  1. Полынь .
  2. Крапива.
  3. Пижма.

Пятый тур “Экологический”

Каждой команде задается по одному вопросу, за который она сможет заработать 2 балла. На обдумывание 1минута.

1 команда. Существование зайца на Земле не безоблачно. То и дело слышишь горькие вздохи о том, что в нашем краю на одного зайца по 10 охотников. К сожалению, это соотношение не так уж преувеличено. Как же зайцы умудряются выжить? (Их спасает плодовитость: выводков бывает до 3 – 4-х в год, и в каждом до восьми детенышей.)

2 команда. Почему в тех странах, где волков осталось мало, они взяты под охрану и даже завозятся. (Уменьшение численности волков ведет к бескормице и болезням травоядных, так как волки являются санитарами в природе и регулируют численность травоядных.)

3 команда. Пользу или вред приносят зайцы природе? (Пользу. Зайцы являются звеном в пищевой цепи. Тот вред, который они приносят, обгладывая кору плодовых деревьев, минимальный, по сравнению с той пользой, которую они приносят природе.)

4 команда. Какие приспособительные признаки помогают животным выжить на Крайнем севере. Теплокровные животные имеют густой мех и толстый слой подкожного жира.

5 команда. Как приспособились растения для жизни в пустыне. (Листья имеют небольшую листовую поверхность, покрыты восковым налетом, у некоторых из них листья превратились в иголки, как у кактусов.)

6 команда. Назовите местообитания следующих животных: песец, белая сова, лемминг, северный олень. (Тундра.)

Шестой тур “По страницам Красной книги”

Ведущий: Этот тур посвящен редким животным и растениям. Сейчас я буду зачитывать описание, а вы за минуту обсуждения должны определить, о каком растении или животном идет речь. В этом туре можно заработать дополнительный балл. Если команда, которой задавался вопрос, ответила неверно, то право ответа переходит команде, первой поднявшей сигнальную карточку. За правильный ответ команда получает один балл.

Описание животных и растений, ответы:

1. В начале цветения в мае у этого растения нет ни листьев, ни стебля, а только мохнатый венчик фиолетового цвета. Существует поверье, что это растение обладает усыпляющим действием. (Прострел, сон-трава.)

2. Этому растению приписывали чудодейственную силу, его называли одолень–травой. Свое название растение получило в честь мифологических нимф. Растет в стоячих водоемах, а сорванный цветок, быстро закрывается и вянет. (Кувшинка белая.)

3. Сильно пахнущий кустарник до 2 метров высоты. Цветет до распускания листьев. Цветы розовые. Высокодекоративное растение, в массе обламывается на букеты. (Рододендрон даурский, Багульник.)

4. В отличие от других хищников – настоящий морской зверь, редко выходящий на сушу. Всю свою жизнь он проводит во льдах арктических морей, бродя в поисках тюленей и другой пищи. Это самый крупный из наземных хищников. (Белый медведь.)

5. Дикая кошка. Обитает на Дальнем Востоке. Численность зверей приближается к 150. (Амурский тигр.)

6. Весит до 40 кг, а длина его вместе с хвостом бывает до 1,5 метра. Питается он морскими ежами, моллюсками, крабами, доставая их со дна, и поэтому держится вблизи берегов. Одно из немногих животных, умеющих пользоваться орудиями. Достав со дна морского ежа, он ложится на воде на спину, и ловко орудуя передними лапами, извлекает его из панциря с помощью камня. (Калан.)

Седьмой тур “Гонка за лидером”

(Проводится в том случае, если несколько команд набрали одинаковое количество баллов.)

Ведущий. Каждая команда отвечает на пять блиц – вопросов. В этом туре команды смогут заработать по 5 дополнительных баллов.

Вопросы для 1-й команды

  1. Нос птицы. (Клюв .)
  2. Птичий домик. (Гнездо .)
  3. Ночная птица. (Сова .)
  4. Насекомое, дающее мед. (Пчела .)
  5. Дикое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса .)

Вопросы 2-й команде

  1. Мелкая зимующая птица. (Воробей )
  2. Ребенок курицы. (Цыпленок )
  3. Какая птица зимой выводит птенцов. (Клест .)
  4. Домашний сторож. (Собака .)
  5. Плод дуба. (Желудь .)

Вопросы 3-й команде

  1. Зимнее логово медведя. (Берлога .)
  2. Самое длинноногое животное. (Жираф .)
  3. В каком слове 40 “А”. (Сорока .)
  4. Из какого дерева делают спички. (Осина .)
  5. Земноводное, живущее в воде. (Лягушка .)

Вопросы 4-й команде

  1. Самое большое животное. (Кит .)
  2. Птица, которая не боится мороза. (Пингвин .)
  3. Кошка, с кисточками на ушах. (Рысь .)
  4. Какую ягоду не едят. (Волчью .)
  5. Дом скворца. (Скворечник .)

Вопросы 5-й команде

  1. Колобок, обросший иглами. (Еж .)
  2. Самый высокий зверь. (Жираф .)
  3. Самая страшная рыба. (Акула .)
  4. Какого цвета ландыш. (Белого .)
  5. Какую птицу называют лесным доктором. (Дятла .)

Вопросы 6-й команде

  1. Где живут пингвины. (На южном полюсе .)
  2. Домашний сторож. (Собака .)
  3. Корова в детстве. (Теленок .)
  4. Что снесла курица. (Яйцо .)
  5. Где живут зебры. (В Африке .)

Ведущий: Наша игра подошла к завершению. Сейчас жюри подведет итоги и сообщит результаты каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Предоставляем слово нашему жюри.

Награждение: команды, занявшие призовые места награждаются грамотами, остальные – благодарностями.

Практическая часть материала

В результате проведения игры “Знатоки природы” у школьников расширяются знания о животном и растительном мире родного края, появляется стремление узнать о нем больше, формируется умение работать в группе.

Экологическую игру “Знатоки природы” можно проводить как массовое мероприятие для учащихся 5-6 классов в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. Состав животных и растений можно подобрать с учетом региональной особенности региона.

Список литературы

  1. Аксенова М., Исмаилова С. Энциклопедия для детей, т2 Биология, “Аванта +”, 1995. – 673с.
  2. Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для средних школ. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство. 1885. – 176с.
  3. Кельбас Р.В., Емельянова Т.В. Воспитание экологического сознания учащихся посредством включения их в интеллектуальные экологические игры // Дополнительное образование, 2004. №5. с 48–53.

Итоговая ведомость

Интеллектуальная экологическая игра “Знатоки природы”

Члены жюри :1.Ф.И.О Подпись Число, год.

Познавательная экологическая игра «Знатоки природы»

(подготовительная группа).

Виды детской деятельности: коммуникация, познавательно – исследовательская, игровая, музыкально – художественная.

Интеграция образовательных областей: « Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Физкультура».

Цели деятельности педагога : Уточнить и систематизировать знания детей о приспособленности растений и животных к среде обитания;

Учить детей работать в команде, развивать интерес друг к другу, доброжелательность;

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты развития интегративных качеств : ребенок проявляет интерес и любознательность к познавательным заданиям, умеет работать в коллективе, бережнее относится к природе, у ребенка формируются навыки работы в команде.

Материалы и оборудование :

Конверты с заданиями, волчок;

Иллюстрации с различных видов деревьев с листьями и плодами;

Картина «Весна», макет луга;

Схемы: «Этапы развития насекомых», «Цепочки питания».

Ход занятия : Дети разделены на команды, сидят на стульях друг против друга.

Воспитатель : Ребята, мы с вами весь год старательно учились узнавать и любить природу. И надо сказать, что к концу года мы стали настоящими знатоками природы. Сегодня мы будем играть в игру «Знатоки природы». У нас 2 команды «Юные натуралисты » и «Юные экологи ». Перед вами конверты, в которых интересные вопросы. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Чья команда наберет больше жетонов, получит медаль «Юный знаток природы».

Конверт №1. Живая и неживая природа.

Задание для команды «Юный натуралист» (Из первого конверта).

1. Заревел вол на сто гор,

На тысячу городов (гром)

2. Зимой на земле лежал.

Летом в речку побежал? (снег)

3. Похож я с виду на горох,

Где я пройду – переполох (град)

Какая это природа: живая или неживая. Назовите предметы неживой природы на картине.

Задание для команды «Юные экологи».

1. Когда это бывает? Птицы улетают в теплые края?

2. Деревья наряжаются в желтый наряд, сбрасывают листья?

3. Движение сока у березы, клена?

Похолодание после оттепели приводит к замерзанию намокшего снега. Становится очень скользко.

Назвать на картине все предметы живой природы.

Конверт №2: Дидактическая игра

«Животные луга, леса, болота», 1 - ая команда

«Растения луга, леса, болота», 2 - аякоманда.

Воспитатель раздает карточки с изображением животных (растений), дети определяют, где живут животные, находят их дом.(иллюстрации с изображением луга. Леса и болота). Другая команда определяет, где растут растения (на лугу, в лесу, на болоте и т. д.).

Конверт №3. Животные, птицы, насекомые.

Задание: Назвать одним словом.

Задания для команды №1.

Лиса, волк, рысь, медведь.

Белка, заяц, бурундук, хомяк.

Олень, лось, козел.

Снегирь, синица, воробей ворона.

Продолжить ряд слов: иволга, кукушка…; комар, муха….; корова, лошадь….; попугай, хомяк…. .

Какие насекомые рождаются в воде? (стрекоза)

Задания для команды №2

Какое слово не вписывается в общий ряд?

Комар, оса, муха, волк, бабочка

Клест, дятел, сова, лебедь.

Петух, индюк, ворона, утка, гусь.

Аист, цапля, журавль, курица.

Жираф, зебра, верблюд, слон, белый медведь.

Почему говорят, что растения и животные связаны друг с другом? Составить цепочки питания.

Как рождаются насекомые?

Конверт №4. Мир растений.

1. Где растут эти растения? (макет луга). Покажите их.

2. Чем отличается елка от сосны? По каким признакам отличаются деревья и кустарники?

3. Д\игра «Чья это ветка»

Конверт №5. Эстафета «Собери цветок».

Цель: Вспомнить и применить в игре знания о строении растений.

Дети собирают цветок по отдельным частям (корень, стебель, лист, цветок, плод)

Конверт №6. Правила поведения в лесу.

1. Почему говорят: Лес – богатство и краса – береги свои леса.

Враг природы тот, кто лес не бережет.

2. Назвать растения Красной Книги.

Назвать животных Красной Книги.

3. Задание: Выбрать правила вежливости. (2 – 3 правила на каждую команду).

Подведение итогов: Итак, ребята, мы выяснили, что знаете вы уже много о растениях и животных. Почему мы должны оберегать природу? (ответы детей). Если мы будем оберегать природу, люди будут меньше болеть, окружающий мир будет чище.


Познавательно-интеллектуальная игра по экологии для старших дошкольников «Животные наших лесов»
Пьянкова Н.С.
МБДОУ «Детский сад «Сказка»
г.Долинск,2015
Программное содержание:
Закрепить знания детей о лесе, как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; об особенностях жизни обитателях леса в зимних условиях.
Активизировать словарный запас по теме «Дикие животные», их жилища.
Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам, узнавать животных по их внешнему виду (изображению)
Закреплять умение делить слова на слоги, образовывать притяжательные прилагательные.
Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
Развивать речеслуховое внимание, ручную и общую моторику, координацию движений, подражательность, продолжать учить выполнять действия по словесной инструкции;
Развивать эмоциональную сферу детей, эмпатию, мимическую выразительность
Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
Воспитывать любовь к родной природе.
Материал и оборудование:
Набор веток и кусочков коры деревьев; еловые, сосновые, кедровые шишки; слоговые домики, картинки с изображением животных для слогового анализа; карточки- схемы «Пищевые цепочки», картинки для составления цепей питания; картинки обитателей леса для составления предложений по теме «Кому нужны деревья в лесу»; шапочки животных для подвижной игры, мольберты, фишки.
Предварительная работа:
Беседа «Как зимуют дикие звери»; чтение Г. Сладков «Суд над декабрем», «Курорт «Сосулька» и др.; Д/и «Чудесные домики».
1) Ведущая: Дети, вы любите играть? Тогда я вам предлагаю игру – соревнование – это КВН. А что это за игра? Конечно КВН – это соревнование между командами, где побеждают самые умные, смелые и находчивые. Сегодня мы узнаем, хорошо ли вы знаете природу родного края, ее обитателей, ведь вы настоящие друзья природы. Но чтобы узнать победителей, нужно чтобы кто-то нас судил. Я подумала и решила, чтобы нас судил доктор Айболит. А знаете почему? (Ответы) конечно, он добрый, знает много птиц и зверей, он их лечит и поэтому очки просто так никому присуждать не станет. Давайте ему позвоним. Какой номер нужно набрать? Ведущая звонит, обыгрывает.
Доктор: Здравствуйте дети, что случилось? С удовольствием буду участвовать в вашем замечательном соревновании и надеюсь, что вы ребята покажете отличные знания и одержите победу.
Дети: Мы веселые ребята
И не любим мы скучать
С удовольствием сегодня
Будем в КВН играть.
Ведущая: Итак, мы начинаем. Команды у нас уже готовы. Прошу занять свои места. А как же называются ваши команды? Представьтесь. Поприветствуйте друг друга.
а) представление – приветствие: Лисята
б) представление – приветствие: Медвежата
2) Ведущая: Теперь мы знаем, что команды называются Лисята и Медвежата! Чтобы участники обеих команд показали свои знания и умения достойно нужно им размяться.
Игра ДОСКАЗАЛКИ
3) Ведущая: Я вижу, что команды размялись, настроение у всех замечательное, и я думаю, что теперь можно приступать к выполнению первого задания, которое называется: «Загадай загадку – скажи отгадку».
1й конкурс: Загадки (команды загадывают друг другу загадки, предварительно установив очередность при помощи жребия).
Слово жюри: Мне очень понравились обе команды и поэтому и Лисята и Медвежата получают свою первую награду (по 1 грибку и по 1 шишке)
4) Ведущая: Прежде чем перейти к следующему заданию я прошу всех ребят ответить на вопрос: Без чего не бывает леса? (без деревьев). А умеем ли мы узнавать деревья в зимнем лесу?
Каждая команда сейчас получит черный ящик, внутри которого находится кусочек коры какого-то дерева, нужно узнать, что это за дерево и рассказать о нем.
2й конкурс: «Узнай дерево по коре». Дети называют дерево и поочередно говорят слова-признаки.
5) Ведущая: А сейчас посмотрим на эту полянку, на ней выросли деревья. Вы их узнали? (кедр, сосна, ель, лиственница). Чем оно похожи? Но у них есть и различия, например: семена – шишки, они все разные. Вопрос командам: на какой ветке выросли эти детки? Вы должны подарить каждому дереву свою шишку.
3й конкурс: «Чьи детки?» - дети по 2 участника от команды по сигналу берут шишку и кладут возле своего дерева.
6) Ведущая: Пока жюри подводит итог за последние 2 конкурса, мы с вами поиграем (и зрители тоже) и узнаем, хорошо ли вы знаете деревья, растущие в нашем крае.
Игра «Топай – хлопай». Ведущая называет разные деревья, дети хлопают, если дерево растет на Сахалине, топают если не растет.
Жюри подводит итоги за 2й и 3й конкурсы.
7) Ведущая: Дети, мы с вами назвали много деревьев, которые растут в нашем лесу. Это его главные жители. Не было бы деревьев, не было бы и леса. А еще кто-нибудь в лесу живет? Конечно, лес – это дом для зверей. Сейчас мы узнаем, почему именно в лесу поселились эти животные (показывает на мольберты).
Следующий наш конкурс так и называется: «Кому нужны деревья в лесу?»
4й конкурс: «Кому нужны деревья в лесу» (зачем животным нужны деревья в лесу). Дети поочередно подходят к мольбертам, берут картинки, называют животных и составляют предложения.
Белка строит гнездо в дупле дерева.
Дятел из- под коры добывает насекомых.
Птицы на деревьях строят гнезда, находят пищу.
Кабан – ест желуди с дуба, устраивает домик под елкой.
Медведь питается плодами и ягодами, устраивает берлогу под деревом.
Заяц зимой питается корой деревьев.
Лоси питаются листьями, чешут рога.
Насекомые едят листья, древесину.
Муравьи строят муравейники.
8) Ведущая: Молодцы! Много животных назвали, а показать сможете?
Физкультминутка: Дети имитируют движения животных.
Погуляли звери и вернулись к себе в дом, а дома то не обычные, а слоговые.
5й конкурс: «Посели животных».
Итак, слушайте задание: Нужно поселить животное в домик, соответствующий количеству слогов в названии. Нам потребуется по 3 участника от каждой команды. Будьте внимательны, на этой полянке (столе, обруче) много разных животных. Будем заселять домик сверху вниз (объяснить правила).
Дети выполняют задания по типу эстафеты.
После выполнения задания проверяем правильность выполнения.
Ведущая: Пусть жюри подсчитает очки за последние 2 конкурса, а мы с вами поиграем, а заодно и повторим названия разных животных.
Пальчиковая игра: «Чей дом?»
Слово жюри
9) Ведущая: Отдохнули животные в своих домиках и отправились еду добывать. А вы знаете, кто чем питается? А вот сейчас и проверим. У меня есть вот такие таблички, похожие на цепочки. Нужно положить в колечко изображение пищи или животного так, чтобы получилась пищевая цепочка. (Одни животные питаются растительной пищей – травоядные, другие – добывают себе пищу охотой – хищники).
Приглашаю от каждой группы по 2 участника.
6й конкурс «Пищевые цепочки» (после выполнения задания дети комментируют результат).
Мы узнали, что животные едят разную пищу.
Ведущая: Ребята, есть животные, которые едят растения их, называют травоядные. А есть, которые охотятся на других зверей – это хищники.
Пока жюри подсчитывают очки, мы поиграем в игру «Хищники и травоядные».
Подвижная игра: Дети одевают шапочки различных животных (волка, зайца, лисы, белки, тигра, лося, куницы, ежа). По сигналу ведущей «травоядные» выходят дети в шапочках одной группы животных и свободно двигаются по залу. По сигналу ведущей «Хищники» выходят дети второй группы животных (охотятся, дети первой группы приседают (прячутся). Ведущая: Ребята, как вы думаете, нужны ли в лесу хищники? Ведь они обижают маленьких зверят. Конечно, все нужны в лесу.
Слово жюри.
10) Ведущая: Как потрудились команды, мы уже видели, а теперь подошло время для конкурса капитанов.
7й конкурс «Конкурс капитанов»
Задание первое: «Ответь на вопрос»
а) Почему заяц не умеет ходить?
б) Почему зайца называют косым?
в) Откуда произошло название медведь?
г) Как охотиться лиса за мышами?
Задание второе: «Назови детенышей»
Задание третье: Капитаны замечательно справились со своим заданием, но на этом их испытания не закончились. Ведь вы знаете, что от капитана многое зависит, особенно если он со своей командой отправляется в лес. Прежде всего, капитан должен знать правила поведения в лесу. Пусть они их назовут. А команды им помогут.
11) Ведущая: Пока жюри подсчитывают количество очков за конкурс капитанов, и общие баллы за соревнования мы с вами поиграем.
«Чья команда знает больше скороговорок»
12) Слово жюри: Ребята, вы сегодня умники и умницы, так много знаете о природе и животных нашего края, умеете красиво говорить, составлять предложения, но давайте посмотрим, кто же выиграл в нашей игре. Нужно подсчитать количество баллов и назвать победителя.
Вручаем дипломы.
Доктор: Но не это главное, главное, что вы очень добрые, любите природу, бережете ее и никогда не причиняете ей вреда, не обидите зверят и даже маленьких букашек. Растите дети большими и добрыми, любите и берегите природу, Землю, на которой мы живем и она вернет вам заботу о себе хорошим здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц, красотой царства природы.
КВН закончен, до свидания,
Всем хочу сказать на прощание
Нас так много живет на Земле
И о природе – одной – позаботиться можем вполне!
До свидания старый лес,
Полный сказок и чудес.
По тропинке мы гуляли
И животных повстречали
Подружились с ними мы,
А теперь пора в группу идти!

Татьяна Иванищева
Интеллектуально-экологическая игра «Знатоки природы»

Интеллектуально-экологическая игра

«Знатоки природы »

Задачи :

Образовательная область «Познание»

Систематизировать и обобщить представления о живой природе ;

Формировать познавательный интерес к жизни растений и животных;

Образовательная область «Коммуникация»

Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;

Совершенствовать память, внимание, словесно-логическое мышление;

Образовательная область «Социализация»

Воспитывать умение выслушивать других детей;

Развивать интерес к различным представителям животного и растительного мира, живущих на планете Земля;

Образовательная область «Физическая культура»

Формировать потребность в двигательной деятельности;

Образовательная область «Безопасность»

Воспитывать доброту, чувства сопереживания и сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, умение вести себя в природе ;

Образовательная область «Здоровье»

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей.

Образовательная область «Музыка»

Развивать навыки танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание;

Развивать навыки восприятия звуков.

Материал : Шарик гелиевый зеленого цвета, текст телеграммы, волчок со стрелкой, 2 стола, стулья для участников команды, конверты с заданиями, экологические знаки, 2 шара (красного и жёлтого, 2 фишки, табло, CD проигрыватель, запись голосов птиц : совы, сороки, кукушки, дятла. Записи звуков насекомых : пчела, комар, кузнечик, шмель, веселая музыка на усмотрение педагога, лёд, слайды.

Предварительная работа : НОД по знакомству детей с природой ; чтение художественной литературы природоведческой направленности ; знакомство с энциклопедией о животных и растениях, рассматривание иллюстраций о природе ; придумывание загадок о животных и растениях; разговор с детьми о телевизионной викторине «Что? Где? Когда?» , о ее правилах. Накануне разделить детей (с учетом их желания) на две команды, выбрать капитанов, придумать названия команд.

Правила игры. На центральном столе, разделенном на сектора, установлен волчок со стрелкой. Конверты с заданиями выложены по кругу стола. Участники игры по очереди крутят волчок, стрелка которого укажет конверт с вопросом. На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу размышления дается гонгом. За каждый правильный ответ знатоки получают определенное количество баллов от 1 до 3. (В зависимости от сложности вопроса.)

Ход игры:

Перед залом лежат на полу следы зверей (желтого и красного цветов, появляется шарик с телеграммой.

Текст телеграммы :

Здравствуйте, дорогие ребята! К вам обращается Лесовичок. Я решил издать «Книгу-энциклопедию познаний животного и растительного мира» нашей Земли. Мо друзья – лесные жители хотели отправить мне письма с вопросами, но вдруг налетел ветер и разнёс их в неизвестном направлении. Помогите мне их найти и ответить на вопросы. Ваши знания помогут мне в её составлении.

Ведущий : Поможем Лесовичку и его друзьям?

Дети : Да, поможем.

Ведущий : Тогда послушайте загадку :

За тобою он плетётся,

Хоть на месте остаётся. (след)

Ведущий : Ой, ребята, посмотрите, в зал ведут какие-то следы. Может быть это и есть подсказка Лесовичка. (включается песня «По следам любого» из мультфильма «Маша и медведь» ).

(Дети усаживаются за столы) .

Ведущий : На столе лежат какие-то письма, давайте взглянем, что это за письма? (Детям предлагается перевернуть конверты и посмотреть от кого и кому они написаны).

Ведущий : Значит, мы нашли эти письма, и нам остаётся выполнить вторую просьбу Лесовичка – ответить на вопросы лесных жителей.

Ну, что ребята, поможем?

Дети : Поможем.

Ведущий : Обратите внимание, перед нами какая-то вывеска. (Детям предлагается прочитать вывеску : «Клуб знатоков природы «Что? Где? Когда?» )

Помощник ведущего : Да, действительно, вы попали в клуб знатоков .

У нас в клубе знатоков свои правила . Команды по очереди вертят волчок, стрелка которого укажет на письмо с вопросом. На обдумывание дается определенное время, после удара гонга даете ответ.

У каждой команды есть свой капитан. А у вас есть капитаны? Обернитесь назад и посмотрите на спинки стульев. Если есть картинка, то тут сидит капитан.

Вы можете стать победителями игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Для этого мы предлагаем вам вспомнить все то, что вы знаете о жизни растений, птиц, насекомых и зверей. Спешите выиграть !

Ведущий : А сейчас мы предлагаем капитанам вытянуть жребий, кто первый начнёт игру (вытягивают фишки, одну с номером и вторую без номера.

Ведущий : И сейчас мы проводим разминку, которая представляет собой блицопрос. За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал.

Вопросы для команды «Солнышко» .

Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)

Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (Насекомые.)

Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (Птицы.)

У какого дерева белый ствол? (У березы.)

Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)

Сколько ног у жука? (Шесть.)

Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

У какого зверя есть иголки? (у ежа.)

Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)

Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое.)

Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.) ^

Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)

Вопросы для команды «Радуга» .

На каком дереве растут желуди? (На дубе.)

Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)

Карась, щука, сом, окунь – это. (рыбы

У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)

Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)

Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)

Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)

У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)

Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

Чем питается бабочка? (Нектаром.)

Собака - дикое или домашнее животное? (Домашнее.)

Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)

Итак, крутим волчок. (конверты выпадают в любом порядке в зависимости где остановится стрелка волчка)

Крутим волчок.

Ведущий : Нам выпал вопрос от Мудрой Совы.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Узнай птичку по голосу» .

(по два вопроса для каждой команды : голоса птиц : сороки, кукушки, дятла и

На экране - слайды птиц.

Конверт № 2 от Дядюшки – Ау : «Загадочный лес»

Вопрос для команды «Солнышко» .

1. Кто может пить ногой? (лягушка)

Вопрос для команды «Радуга» .

1. Кто бежит, выставляя задние лапы вперед? (заяц)

(Помощник ведущего объявляет результаты 2 туров)

Помощник ведущего проводит конкурс капитанов.

Помощник ведущего : Я буду называть свои действия, а вы составлять схемы. Если я буду поступать хорошо, вы ставите зелёную фишку, а если плохо – то красную. Слушайте внимательно :

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок не пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу. Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу , я ей помогаю? (да)

Помощник ведущего : Молодцы. Все вы знаете, что лес не только для нашей забавы. Он богатство нашей страны. Все деревья, ягоды, кусты, выросли нам на пользу. Берегите Лес ребята, он наша радость.

Конверт № 3 от пчелки Майи : «Растения наши друзья»

Вопрос для команды «Солнышко» .

1. Трава которую и слепой знает. (крапива)

Вопрос для команды «Радуга» .

1. Что нужно для того чтобы растения выросли красивыми, душистыми, ароматными? (земля, вода, воздух, тепло, забота людей)

Музыкальная разминка : «Солнышко лучистое!»

Конверт № 4 от кузнечика Кузи : «Знакомые и незнакомые насекомые» .

Игра «Угадай по звуку» .

(На мониторе появляются картинки насекомых : пчелы, комара, кузнечика, шмеля)

Молодцы, хорошо справились и с этим заданием. Крутим волчок.

Конверт № 5 «Черный ящик»

Внимание черный ящик!

Загадка : «В огне не горит и в воде не тонет. (ответ : лед) или Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (ответ : лед) »

1 минута на обсуждение.

Внимание, правильный ответ : «В черном ящике находится лед» .

Конверт № 6 «Видео вопрос – ситуации» (на экране появляются поочередно видеоролики, где животные : лиса, заяц, задают вопрос – ситуацию)

(Дети одеты в костюмы животных) .

Конкурс «Как вести себя в природе » .

Ситуация для команды «Солнышко»

Лиса : Вчера я видела такую ситуацию :

«Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

А в нем яичко.

Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

Мы будем заботиться о нем!

Девочки взяли яичко с собой».

Ведущий : Правильно ли девочки поступили?

Дети : Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

Ситуация для команды «Радуга»

Заяц : Я наблюдал такую ситуацию :

«После дождя дети пошли гулять во двор.

Посмотри, сколько червяков!

Давай соберем их и девчонок испугаем!

Пойдем посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой».

Ведущий : Правильно ли поступили ребята?

Дети : Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе . Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

(Помощник ведущего объявляет общий итог)

Видеоролик от Лесовичка : Какие вы молодцы, как много вы знаете о природе нашей планеты Земля . Сегодня вы помогли пополнить мою энциклопедию своими знаниями, и теперь я уверен, что вы будете любить, беречь и охранять нашу природу .

Ведущий : А ещё, Лесовичок, мы хотим тебе подарить танец.

Музыкальная пауза.

Танец : «Живет повсюду красота!»

(Вручение медалек) .

Список используемой литературы :

1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 2012год

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2011год

3. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» издательство Детство Пресс 2008 год

Познавательная экологическая игра

«В царстве Берендея»

для детей и их родителей.

Цели: обобщить знания об охране природы; повторить приметы погоды;

закрепить знания о растительности и животном мире леса;

развивать любознательность, находчивость, мышление, внимание;

воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к природе.

(Слайд 1)

1 -й лесовик :

Вас, прекрасные друзья,
Приглашаю в гости я,
В мир загадочной природы,
В мир животных и погоды!

2-й лесовик :

Только в мире этом надо
Отгадать чуть-чуть загадок,
На вопросы отвечать,
В игры весело играть.

1-й лесовик :

Лесовик я не простой,
С умной шибко головой.
Расскажу вам о природе,
О зверях и о погоде.

2-й лесовик :

Все готовы с нами в путь?
Только знанья не забудь.
Будь внимателен и смел,
Чтоб везде со мной поспел.

3. Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.

4. Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет
под листьями в норах.
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох

5. Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так –
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.

II . Представление команд. Название, эмблема, девиз.

III . Этап «Зелёный друг» (слайд 2)

6. Солнце - в оконце,
Я - на порог.
Сколько тропинок,
Сколько дорог!
Сколько деревьев,
Сколько кустов,
Пташек, букашек,
Трав и цветов!
Сколько цветущих,
Пышных полей,
Бабочек пёстрых,
Мух и шмелей! (В. Осеева)

    Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (ель, сосна, кедр, лиственница, пихта, можжевельник)

    Чем ценна древесина лиственницы? (Устойчива против гниения, поэтому применяется для подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолётов, в машиностроении)

    Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, поедающие опасных для леса насекомых.)

    Какую роль играет ива для берега реки озера? (Своими корнями она укрепляет берег, защищает водоём от излишнего испарения.)

    Из древесины какого дерева делают карандашные палочки? (Из кедра)

    Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины)

Практическая работа (Слайд 3)

Определите названия деревьев по их листьям.

Задания для болельщиков

Найди пару” (30 сек)

Ведущий называет растение, а болельщики находят животное, чем-то похожее на названное растение и объясняют причину выбора.

Кактус - дикобраз (имеют иголки)

Крапива - пчела (жалят)

Росянка - паук (едят насекомых)

Репейник - пиявка (цепляются)

Осина - заяц (“трусишки”)

Лиана - удав (длинное тело)

Мимоза - еж (сворачиваются)

IV . Этап «Зелёная аптека» (Слайд 4)

    Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожоге и укусе насекомых? (лист подорожника)

    Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.) (слайд 5)

    Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, она содержит лимонную кислоту.)

    Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (Чёрной смородины, шиповника)

    Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев – хорошее средство от кашля,)

    Какие болезни лечит красавица-берёзка? (Почки берёзы используют как мочегонное, потогонное и желчегонное средство.)

Практическая работа (слайд 6)

Определите названия данных лекарственных растений.

Задания для болельщиков

Чтобы любить природу, нужно знать её. Отгадайте загадки.

    Стоит Алена – платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (Берёза )

    Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк )

    Много рук – нога одна. (Дерево )

    Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются. (Дождь )

    Кругом вода, а с питьём беда (Море )

    Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег )

    Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град )

    Лежала между ёлками подушечка с иголками. (Ёж )

    Зверь такой на свете есть: он не мытого не ест, всё в реке ополоснёт, а зовётся он … (енот )

    Кто над нами вверх ногами? (Муха )

    Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга )

V . Этап «Остроглаз» (слайд 7)

7. Доброе дерево, старые ветви.
В листьях запутались шумные ветры.
Сколько птенцов под густою листвою
Ты укрывало от стужи и зноя!


8.
Старые ветви ночами не спали,
Чтобы на землю птенцы не упали,
Чтобы им с дерева, словно с порога,
В синее небо открылась дорога.


9. Лето промчится, и перед зимой
Дерево птицам помашет листвой.
Будет потом ему сниться и сниться,
Как по весне возвращаются птицы.


10. Их не пугают опасные кручи,
Белые молнии, черные тучи.
Птицы на родину мчатся уверенно,
Зная, что помнит их доброе дерево.

    У птенцов рот ярко-красный или оранжевый. Почему? (Кричат голодные птенцы. Привлечённые красным цветом (сигнал тревоги), птицы родители суют корм в раскрытый клюв.) (слайд 8)

    Кто кукует у кукушки? (самец) (слайд 9)

    Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики) (слайд 10)

    Вьют ли гнезда наши перелётные птицы зимой на юге? (Гнёзд не вьют, птенцов не выводят.)

    Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега? (Клёст. Он выкармливает птенцов сосновыми и еловыми семечками.) (слайд 11)

    Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (На облетевших деревьях хорошо видны скрытые летом в листве птичьи гнёзда.)

Практическая работа (слайд 12)

По контуру определите названия птиц.

Задания для болельщиков

«Экологический калейдоскоп»

    У бабочки самый чуткий нос? (да)

    На следах рыси нет когтей? (да)

    Волк бежит задними ногами вперед? Нет

    У мухи 6 ног? (да)

    Дрозд может отморозить хвост? (нет, он зимует на юге)

    У кукушки кукует самец? (да)

    Белка ест свежие грибы? (нет)

    Птицам страшнее голод чем холод? (да)

    Стриж летает быстрее всех? (да)

    Муравьи плавают? (да)

    Черного леопарда называют пантерой? (да)

    Страус самая большая птица на земле? (да)

    Стрекоза обитает в лесу? (нет)

    Дерево растет зимой? (нет)

    У кузнечика уши на ногах? (да)

VI . Этап «Маленькие тайны природы» (слайд 13)

11. Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьезным и грозным он был –
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живет,
Зачем ему крылья и что он жует.
И будут страницы, как травы, шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.

    Какое дерево переодевается, становясь то серо-серебристым, то зелёным? (Осина. Это дрожат её листочки. Листья осины дрожат даже в безветреную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)

    Почему крапива «жжётся»? (В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, содержащие кремнезём стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.)

    Почему яркую божью коровку птицы не клюют? Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка.)

    Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.) (слайд 14)

VII . Этап «Бюро погоды» (слайд 15)

12. Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом. (Л.Дайнеко)

Нужно из двух частей составить народную примету.

    Зима холодная и ясная – лето будет хорошим.

    Трясогузка рано прилетит, рано и потеплеет.

    Черёмуха цветёт обильно к хорошему урожаю черники.

    Сегодня снежинки летали – через месяц снег выпадет.

    Кузнечики стрекочут, значит, трава поспела.

    Зимние месяцы вьюжные – летние месяцы дождливые.

Задание для болельщиков

Узнайте по имени литературных персонажей животных, птиц, насекомых:

    Гена (крокодил)

    Рикки-Тикки-Тави (мангуст)

    Каа (удав)

    Людвиг14 (лисенок)

    Матроскин (кот)

    Серая шейка (утка)

    Шушара (крыса)

    Торила (черепаха)

    Балу (медведь)

(Слайд 16)

VIII . Этап « Охрана природы» (слайд 17)

И. Мазнин "Давайте дружить"

13. Давайте дружить,

Дружить друг с другом,

Как птица - с небом,

Как поле - с плугом,

Как ветер - с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

14. Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям.

15. Давайте будем беречь

Планету-

Во всей Вселенной

Похожей нету:

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?...

Чтобы дорожить природой, любить её и сохранить – её нужно знать!
Знать самые элементарные правила «общения» с природой!

Человек сам решает, каким ему быть: чёрствым или чутким, жестоким или добрым, ленивым или трудолюбивым. В конце концов, мы сами выбираем свой жизненный путь, свою жизненную позицию. Мир стоит перед реальной угрозой экологической катастрофы. Судьба Земли и в ваших руках.

Если вам не безразлично будущее нашей планеты, если вы хотите жить долго, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, спать спокойно, не боясь ядерной катастрофы и многого того, что сегодня реально угрожает нашему существованию, вы должны стать на позицию созидания и нести добро миру.

    Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда, зверюшек искать безопасные места.)

    Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

    Как правильно разжечь в лесу костёр? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн и положить под куст подальше от огня. Когда костёр будет залит водой, убрать головни, уложить дёрн обратно и хорошо полить.)

    Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костёр, окурок, молния)

    Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно7 (Зимуют у шмелей только самки, дают потомство,)

Практическая работа (слайд 18)

Назовите международные экологические организации. Что обозначают их эмблемы?

Задания для болельщиков

Домашняя экология” (30 сек) Сделайте выбор и объясните его:

Папе: мыло или дезодорант.

Маме: питьевая сода или синтетическое моющее средство.

Ребенок: жевательная резинка - лесная сера.

Вы знаете государственные и многие религиозные праздники, но есть еще и экологические даты в календаре.

16. День ЗЕМЛИ. (М. Дубин )

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.

Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

«Оцени поступок человека»

Задание : зачитывается описание поступка человека в природе и демонстрируется соответствующий рисунок. Учащиеся должны оценить этот поступок, подняв соответствующий сигнальный кружок:

    красный – действие запрещено, наносится вред окружающей среде;

    жёлтый – предупреждение об осторожности, чтобы меньше нанести вреда природе;

    зелёный – действие разрешено.

    В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты.

    Мы нашли гнездо птицы, но не стали его трогать.

    Из леса домой мы принесли кусочки мха, чтобы устроить зелёный уголок.

    Мы нашли большой боровик и стали разрывать мох вокруг него, чтобы найти мелкие грибочки.

    Мы нашли в лесу непотушенный костёр и затушили его.

    В школьных кабинетах, коридорах ученики выращивают комнатные растения.

    Каждую зиму учащиеся проводят операцию «Птичья столовая».

    Каждую весну на пришкольном участке высаживается большое количество цветов.

Вот и подошла к концу наша игра, не хотелось бы закончить её грустной нотой. Мы верим в разум человека, ведь нравственный долг каждого из нас сохранить для потомков травы зелёными, а зверей живыми.

17. Ты береги нас! (Слайд 19)

Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги!”
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
“Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги!”
Остановил олень свой бег:
“Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!”
Смотрю на глобус-шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: “Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!

Л. Яшин

Подведение итогов

Исполнение песни (слайд 20)

Использованная литература.

Брыкина Т. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир», 1 – 4 классы. – М., Вако, 2004.

Экологическое воспитание в начальной школе. Разработки внеклассных мероприятий. Автор-составитель Лободина И. В.- Волгоград, 2006.

Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Автор-составитель Норенко И. Г. – Волгоград, Учитель, 2006.

Экологическое образование младших школьников. Рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы. Авторы-составители Ласкина Л. Д., Николаева Н. В., Варламова С. И., Хайдукова А. В., Нечаева О. П., Артёменко В. Н., Дегтярёва А. В. – Волгоград, Учитель, 2011.