Сборник упражнений, заданий и игр. Театральное творчество младших школьников. Игры по актерскому мастерству: развиваем актерские навыки у детей, подростков и взрослых Игры приглашать актеров в фильме

СЦЕНИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Перевод И.Г.Мягковой
Действующие лица

Гортензия - актриса

Гертруда - драматург и режиссер

Совершенно пустая, без каких бы то ни было декораций сцена театра.

В глубине, на заднем плане, могут находиться несколько случайных и привычных для всякого театрального хозяйства предметов, обычно загромождающих сцену, когда спектакль только начинают репетировать и впереди – долгих полтора месяца.

Входит Гертруда. Изучает площадку. Хлопает в ладоши, чтобы проверить акустику. Потом ищет на задворках сцены и приносит стол и стул.

Сцена едва освещена.

Входит актриса – Гортензия. Она оглядывает зал с видом удовлетворенной собственницы и поначалу не замечает Гертруду. Первые пять своих коротких реплик произносит из разных точек сцены, пробуя звучание голоса и проверяя его слышимость в зале. Разражается смехом. И, когда внезапно смех прерывает, мы понимаем , что он не был естественным, а лишь служил тестом на резонанс.

ГОРТЕНЗИЯ. Какое чудо!

Полная пустота.

Никаких декораций.

И все равно чудо!
ГЕРТРУДА. Потому что ты здесь.

ГОРТЕНЗИЯ. Ты тоже на сцене?

ГЕРТРУДА . Да, уже давно.

ГОРТЕНЗИЯ. Таилась во тьме?

ГЕРТРУДА. Почему это таилась?

ГОРТЕНЗИЯ . Я тебя не видела.

ГЕРТРУДА. А я люблю оставаться незамеченной. Раствориться в окружающей среде. У меня с этим местом полное слияние. С чертовым этим местом. С театром то бишь.

ГОРТЕНЗИЯ. Ну, так мы в нем!

ГЕРТРУДА. Чувства твои уже взыграли?

ГОРТЕНЗИЯ. О, да!

Говорят же тебе: это чудо!

Они обнимаются, потом с жаром начинают целоваться и, наконец, внимательно смотрят друг на друга. Гертруда обращается к технику, которого не видно. Он находится в глубине зала. В определенные моменты действия, которые точно обозначены ремарками, обе женщины попеременно станут апеллировать к этому технику – Батисту. То будут, в сущности, внутренние размышления , слышимые лишь зрителями.

ГЕРТРУДА. Батист, можно нам немного прибавить света?

Свет

ГОРТЕНЗИЯ. Дивно, как солнечный свет в Греции.

ГЕРТРУДА. Ты прекрасна… Спасибо, Батист!

Отлично выглядишь.

Откуда пожаловала?

ГОРТЕНЗИЯ . Из Греции.

Ты разве открыток моих не получала?

ГЕРТРУДА. Никогда не заглядываю в почтовые открытки, они меня раздражают.

ГОРТЕНЗИЯ. Вот как? (Батисту). Привет, Батист! (Гертруде). Мне очень жаль. Я послала тебе три открытки: одну с Крита, одну с Пелопоннеса и одну из Италии – на обратном пути.

ГЕРТРУДА. И не видела, и не читала.

ГОРТЕНЗИЯ. Да бог с ними. Неужели правда: ты считаешь, я в хорошей форме?

ГЕРТРУДА. В превосходной.

Стопроцентная женщина.

И весьма сексуальная.

ГОРТЕНЗИЯ (рассеянно). Тем лучше.

ГЕРТРУДА. Ладно. Пора начинать.

ГОРТЕНЗИЯ. Мне не терпится, ужасно не терпится!

ГЕРТРУДА. Состояние вожделения! Нужно вожделеть.

ГОРТЕНЗИЯ. И я всегда себе говорю: если ты не входишь в это состояние перед началом работы над такой ролью, уж лучше вообще не начинать. Тут требуется как бы начать жизнь с нуля.

ГЕРТРУДА. То, что ты находишься в состоянии вожделения, это хорошо… Но в какой-то момент, когда мы должны будем перевести вертикаль текста в горизонтальное положение , тебе придется отказаться от всех своих желаний.

ГОРТЕНЗИЯ. Вот как? Ты так считаешь? Ладно… Если хочешь.

ГЕРТРУДА. Да ничего я лично не хочу. Это пьеса моя ведет себя, как тиран. Есть доля садизма в возбуждении твоих желаний моим текстом. А потом раз – и отказ!

ГОРТЕНЗИЯ. Хорошо, хорошо. Все, что ты мне говоришь, так и врезается в память. Я из тех актрис, что постоянно питают свой ум. Нуждаются в подпитке.

ГЕРТРУДА. Мы пойдем не торопясь.

Медленное проникновение.

Которое не вытравишь, не остановишь.

Запечатленное в тебе навсегда.

И выйдешь ты из этой истории уже совсем другим человеком.

ГОРТЕНЗИЯ. Поверь, Гертруда, я это понимаю, и меня это радует. Слова твои – как касание волшебной палочки. Они меня преображают.

ГЕРТРУДА. Мне нравится, что ты так говоришь, Гортензия.

ГОРТЕНЗИЯ. Актеры – верные слуги драматургов. Я тут давала интервью одной греческой газете. Так и сказала. Слово в слово: актеры – верные слуги драматургов.

ГЕРТРУДА. И ты действительно так думаешь?

ГОРТЕНЗИЯ. Гертруда, как ты можешь задавать мне подобные вопросы? Разумеется!

ГЕРТРУДА. Ладно.

Я могу попросить тебя об одолжении?

ГОРТЕНЗИЯ. Я слушаю.

ГЕРТРУДА. Ты не могла бы произносить мое имя в его изначальном звучании?

ГОРТЕНЗИЯ. То есть?

ГЕРТРУДА. С истинным нордическим произношением , понимаешь? У меня ведь нордическое имя. Так доставь мне удовольствие: произнеси его на нордический лад: Герретруде!

ГОРТЕНЗИЯ. Вот оно как! Это что-то новое. Тебе так хочется?

ГЕРТРУДА. Прошу тебя.

ГОРТЕНЗИЯ. Согласна. Но… как бы не сбиться… Привычка ведь выработалась…

ГЕРТРУДА. Вот и хотелось бы, чтобы ты избавлялась от своих привычек. Выставляла бы их за дверь собственной мысли. Привычки, видишь ли, губят актерскую изобретательность.

ГОРТЕНЗИЯ (радостно и просветленно) . Лаадно! Стало быть, в конечном счете, ты делаешь это ради меня! Чтобы я освободилась от банальных рефлексов, профессиональных штампов, да?

ГЕРТРУДА. Да.

ГОРТЕНЗИЯ. Понимаю.

ГЕРТРУДА (обращаясь к Батисту, так что Гортензия ее не слышит). Она понимает. А теперь , чтобы показать мне, как хорошо она понимает, будет рассуждать о проблеме идентификации, хорошо ей известной… Благодаря Давиду. Мужчине ее жизни…

ГОРТЕНЗИЯ. Знаешь, у меня всё очень удачно сложилось, чтобы понять проблему идентификации. Мужчина моей жизни Давид постоянно мне о ней говорил… В связи с еврейским вопросом… Он был еврей… И говорил о еврейской идентификации… И всё такое… А я слушала… Он всегда говорил, что пришел отовсюду и неоткуда. А я ему в ответ: если ты пришел отовсюду, то несешь на себе следы, оставленные сотнями культур… и в этом твое богатство, голубчик ты мой… Ты помнишь? Он ведь был невропат. И знал это про себя. Так и говорил: я – невропат. Ну и пусть , согласна на невропата. Уж очень была влюблена.

ГЕРТРУДА. О, да!

ГОРТЕНЗИЯ. Когда я тебя встретила, мы с Давидом только что разбежались. Помнишь?

ГЕРТРУДА. Да, конечно.

ГОРТЕНЗИЯ. Я была раздавлена, разбита.

Живешь-живешь с подобным типом.

Он тебя бросает.

И ты раздавлена.

Я была раздавлена.

ГЕРТРУДА. Прекрасно помню.

ГОРТЕНЗИЯ (Батисту, так что Гертруда ее не слышит ). Я всё спрашиваю себя, во-первых, - действительно ли она помнит, а во-вторых, не наплевать ли ей на это.

ГЕРТРУДА . Я бы даже сказала, что мне пришлось собирать тебя чайной ложкой.

ГОРТЕНЗИЯ . Я была уничтожена! О, рана глубока , когда речь идет о таком человеке, как Давид. Он стал для меня Пигмалионом. Я ведь дурочкой была… То есть казалась себе поверхностной и не слишком вдумчивой что ли. И вдруг встречаю Давида. Красив, как бог, нежен, как агнец, и в то же время сильный, мужественный, понимаешь? То, что он со мной сотворил, даже представить себе невозможно! Когда мы познакомились, я находилась в эмбриональном состоянии, а он сделал из меня женщину. Женщину занятную, состоявшуюся. Я уже до него была актрисой. Хорошей актрисой… Говорю об этом прямо , без ложной скромности. Но хороша я была преимущественно в комедиях. А с Давидом мне стали доступны все жанры. Понимаешь ли ты меня… Герретруде?

ГЕРТРУДА (обращаясь к Батисту, так что Гортензия ее не слышит ). Ей приходится делать над собой усилие, чтобы произнести мое имя таким образом. Таким нордическим образом! Для меня это тест своего рода. Она должна уметь сосредоточиться и перестать быть тетерей.

(Гортензии). Конечно, я тебя понимаю, хотя мне всегда мучительно было сознавать, что женщина может состояться, проявить себя наилучшим образом и самореализоваться только потому, что ею занимается мужчина. Это какая-то женоненавистническая позиция, голубушка моя. Если быть объективной , так и сугубо реакционная. Ты ведь артистка! И далеко не из последних! Ты – свободный человек! Зачем же снижать собственную личность до масштабов любовных взаимоотношений. Это недостойно тебя самой.

ГОРТЕНЗИЯ. Знаю… Герретруде! Отлично знаю. Много об этом слыхала от других. Сколько друзей повторяло мне: «Он питается тобой, он подавляет твою индивидуальность, гасит твой пламень»…

На самом же деле всё наоборот… И, честно говоря, могут ли другие люди, будь даже они близкими друзьями, претендовать на правоту подобных суждений! Они же свечку над моей кроватью не держали!

Извини… Я тебя шокирую?

ГЕРТРУДА (Батисту) До чего же она вульгарна…

ГОРТЕНЗИЯ. Должно быть, ты считаешь меня вульгарной!

ГЕРТРУДА. Вовсе нет! С чего бы я считала тебя вульгарной!? В тебе столько всего намешено разного… Используешь простонародные выражения! Именно поэтому тебе удалось завоевать такую широкую публику.

ГОРТЕНЗИЯ. Потрясающе! Ты всё понимаешь. Ты из тех женщин, с которыми можно обо всем разговаривать.

ГЕРТРУДА. Надеюсь, что так.

ГОРТЕНЗИЯ. Важно еще и то, что я знаю твое творчество. В той мере, в какой твое творчество – это ты. Зная твои произведения , узнаёшь и тебя!

ГЕРТРУДА. Само собой, само собой… И вместе с тем действительность в романах замаскирована. Она носит маску вымысла по большому счету.

ГОРТЕНЗИЯ (Батисту). Просто в ужас прихожу от этого ее словечка «по большому счету». В У-жас!

ГЕРТРУДА. Ты так не считаешь?

ГОРТЕНЗИЯ. Да нет, ты права… Ты носишь маску по большому счету.

ГЕРТРУДА. Вот именно.

ГОРТЕНЗИЯ. А в этой твоей знаменитой пьесе, которую я читала-перечитала,… ты тоже носишь маску?

ГЕРТРУДА. Не могу тебе ответить. Или скорее не хочу. Вся твоя работа будет состоять в том, чтобы проникнуть в область невысказанного. И обнаружить там реальность как открытую рану. Мою реальность.

ГОРТЕНЗИЯ. Ясно, ясно….

ГЕРТРУДА. А скажи-ка, было у тебя время заняться моей пьесой, учитывая всех этих загорелых красавцев, которые паслись вокруг тебя?

ГОРТЕНЗИЯ. Боже, откуда ты знаешь? Просто ясновидящая!

ГЕРТРУДА. Да нет. Но солнце, море… и жара. Помню по твоим рассказам , что жара играет значительную роль в твоей… расположенности что ли… На плотском уровне хочу я сказать…

ГОРТЕНЗИЯ. Да, это так.

ГЕРТРУДА. Стало быть, ты так еще молода!

(Батисту). Сейчас станет меня убеждать, что это не имеет никакого значения, а на самом деле я знаю, как она бывает счастлива сойти за молоденькую.

ГОРТЕНЗИЯ. Честно говоря, мне безумно смешно, когда молодые люди бормочут что-то вроде: «мы на отдыхе, надо весело провести время»…

И все же, должна сказать, что некоторые мужчины в сопровождении очень, очень юных женщин , курочек что называется, были на грани разрыва с ними, когда я проходила сквозь ряды полу-девственников, которые так и раздевали меня взглядами.

ГЕРТРУДА (Батисту). Всё это чушь. Напрасно я позволила втянуть себя в подобного рода идиотские разговоры! Не могу себе простить!

ГОРТЕНЗИЯ. Тебе, наверное, всё это кажется чушью?

ГЕРТРУДА. Ты шутишь! Это наша жизнь! Вся жизнь в этом!

Некоторое время они хранят молчание в попытке максимально продемонстрировать правила хорошего тона: вежливые улыбки, изучение окружающего пространства.

ГОРТЕНЗИЯ. Красивый театр. Я здесь уже играла несколько лет назад. Это была «Любимая колдунья» с Филиппом Петеном.

(Видит удивление Гертруды). Нет, погоди. Я не то сказала.

Как же его?

Филипп Патан…

Или Феликс Потен.

Знаешь, у меня проблема с именами и фамилиями. Просто невероятно. Тебе ведь известно: у меня отличная память, никогда не подводит. Текст от зубов отскакивает. Но имена и фамилии! Это мой кошмар… Поэтому прошу твоего снисхождения, если не всегда буду называть тебя Герретруде! Моя беда. Роль Химены я выучила за восемь дней… Медею сыграла со всеми ее длиннющими тирадами… Репетировали… сколько же?… пять недель. А как зовут режиссера – запомнить невозможно. В результате на репетициях возникали трудности… И тогда я придумала одну штуку. Иду по самому краю сцены и говорю: скажите, пожалуйста, сударь, я хотела бы вас спросить… И тут он меня прерывает. И говорит: прошу вас , Гортензия, зовите меня просто Пьер. Ты поняла? Он думал, что это я из вежливости так его называю, а у меня просто был провал в памяти. Ты поняла?

У всех свои слабости. У меня – это имена и фамилии.

Зато можешь спросить у меня любой номер телефона – твой или Давида – служебный, домашний, мобильный – в любой момент, и я назову тотчас. Что тут скажешь, память…

ГЕРТРУДА (Батисту). Сейчас она мне скажет, что память избирательна…

ГОРТЕНЗИЯ. Память… Помоги же мне.

ГЕРТРУДА. Избирательна?

ГОРТЕНЗИЯ. Нет, это банальность… «Память – это часовой разума». Вот как. Это Шекспир сказал. Красиво, правда?

ГЕРТРУДА. И достаточно верно , по большому счету.

Яростный взгляд Гортензии в сторону Батиста

ГОРТЕНЗИЯ. Ладно Что мы сегодня делаем? Я читаю всё?… Начинаем сначала и делим текст на небольшие куски?…

ГЕРТРУДА. С начала. Доверься себе… Я буду тебя останавливать… Прерывать по мере необходимости.

ГОРТЕНЗИЯ. Отлично.

Знаешь, я всегда действую по наитию… Ищу. Самое увлекательное – это поиски. И это вовсе не вопрос понимания. Нет. Понимаешь всегда хорошо. Искать надо, чтобы проникнуть в невысказанное. Сказанное – и то уже вещь достаточно тонкая… что же тогда говорить о невысказанном.

(С восхищением). Как же здорово ты пишешь! Обалдеть!

ГЕРТРУДА. Ты всё поняла?

ГОРТЕНЗИЯ. Разумеется.

ГЕРТРУДА. Ты уловила смысл моей пьесы? Поняла, что составляет суть драмы? Все ниточки распутала?

ГОРТЕНЗИЯ. Что ты имеешь в виду, Герретруде?

ГЕРТРУДА. Разве вопросы мои не ясны?

ГОРТЕНЗИЯ. Конечно, ясны.

Знаешь, я повинуюсь инстинкту. И, возможно, могу ошибиться. Если доверюсь разуму. В принципе инстинкт меня не обманывает. Давида это ошеломляло. Он говорил, что инстинкты у меня – необузданные, и знал, о чем говорил: он был ученый.

Я говорила тебе, что он был ученый?

Знаешь, ведь я жила с гением. Чем больше я об этом думаю, тем больше убеждаюсь , что он был гений. Я много глупостей с ним натворила…Даже непонятно, как это всё происходило.

ГЕРТРУДА. А как же твой инстинкт?

ГОРТЕНЗИЯ. Не инстинкт был причиной ошибок, а моя гордыня. А также убеждение, что жить – значит срывать цветы удовольствия. И ничего другого…Так глупо. Ведь удовольствие я постоянно получала от моей работы. И требовала еще и еще. Хоть завернись в эти удовольствия!

ГЕРТРУДА. И что же… Ты перестала получать удовольствие от брака?

ГОРТЕНЗИЯ. Не знаю. Непонятно. Такой человек, как Давид, заслуживает, чтобы я была с ним самой собой, внимательной и глубокой. Чтобы отказалась от желания непрерывно блистать! Он чувствовал, что я не то , чем кажусь.

ГЕРТРУДА. Всё это от меня ускользнуло.

ГОРТЕНЗИЯ. Естественно. Извини, но мы уважаем друг друга достаточно, чтобы говорить искренно. Ты никогда не любила мужчину. Ведь нет никакого секрета в том, что мужчины тебя не привлекали…Ну что ж, как есть, так и есть. Нелепо тебя в этом упрекать. Но… ты не знаешь, как они жаждут, чтобы ими занимались, давали им соску, укачивали в колыбели, припудривали тальком, в особенности , когда им скоро пятьдесят!

ГЕТРУДА (Батисту) . Меня определенно тошнит от ее историй.

ГОРТЕНЗИЯ . Наверное, я тебе надоела с моими историями.

ГЕРТРУДА . Нет, нет, ничуть… Всё это, как ты говоришь, повлияло на развитие твоего искусства. И если ты стала большой актрисой…можно сказать, самой большой, так только благодаря испытаниям!

(Очень быстро, Батисту). Да знаю я, что это еще хуже, чем попустительство, просто сама себя компрометирую! Но ничего поделать не могу!

ГОРТЕНЗИЯ . А ты понимаешь! Разбираешься в жизни.

ГЕРТРУДА (Батисту, но на сей раз так, что Гортензия ее слышит). Батист, можешь нам прибавить света?

Задайте себе вопрос: верю я тому, что изображает актер или не верю. И ваш ответ будет для вас определяющим – хорошо он играет свою роль или нет. Так судил о достоверности актерской игры К.С. Станиславский. То, что зритель называет «переигрыванием», профессионалы называют: наигрышем.

Актеры и режиссеры говорят в таких случаях: он наигрывает, ты наигрываешь...и т.д. Наигрывать, значит - перебарщивать, фальшивить. Наигрыш происходит, когда внутреннее существование актера, не соответствует его внешним проявлениям: внешнего больше. Мы видим, что актер внутренне вялый, а пытается изображать заинтересованность, отчаяние, возмущение. Достоверность достигается правильным внутренним существованием актера при изображении персонажа. В том и состоит актерская профессия – в умении не просто показывать что-то от образа, но одновременно самому проживать то, что происходит с его персонажем. «Внутреннее существование» – это профессиональный термин и является частью актерской техники.

В театральных и кино вузах обучают, как проживать то, что проживает персонаж и, одновременно, видеть себя со стороны и управлять своей игрой. В конечном итоге – зритель чувствует то же, что и актер, если актер переигрывает или недоигрывает, то он вызывает чувство неловкости, оставляет нас равнодушными. Противоположностью наигрышу, является другая крайность – “дешевая мхатовская правденка», это выражение используют педагоги театральной студии МХТ, когда актер бормочет себе под нос, пытается играть, «как в жизни». Может, в кино на крупном плане такое бормотание будет как раз убедительно и к месту, но не в театре – где требуется донести до последнего ряда свою речь и актерскую энергию. Одной только естественной жизненной органики для театра мало, требуется определенная сценическая энергия, большая, чем в жизни. Найти золотую середину между двумя крайностями - наигрышем и «невыразительной правденкой», – одна из актерских задач, которую он решает в процессе репетиций. Но, случается, что актер находит точный рисунок внутреннего и внешнего существования, только на десятом спектакле.

В кино с этим сложнее, надо быть готовым в конкретный день и час выдать все самое лучшее - камера зафиксировала твою игру и ничего уже поправить нельзя. В репетиционный период, тем не менее, приходится и переигрывать, чтобы ощутить амплитуду эмоции. «Не наиграешь, - не сыграешь» - говорят в таких случаях актеры. Если себя не отпустить, не почувствовать свой максимум, - что иногда и достигается переигрыванием, то будешь бояться сильных проявлений, страх ведет к той же актерской фальши. Законы работы актера с образом на камеру, в кино и телесериалах, те же, но с той существенной разницей, что здесь иная крупность: по одним глазам можно понять – врет актер или нет. В кино не надо рассчитывать на зрителя в «последнем ряду», как в театре, зритель в кино и на телеэкране разглядывает актера в микроскоп – игра должна быть деликатнее. Вопрос «верю или не верю» принципиален не только для зрителя: чем больше актер сам верит в предлагаемые обстоятельства своего персонажа, тем вероятнее его успех. Но зритель не должен разбираться во всех тонкостях актерской «кухни».

Доверяйте интуиции – если вы под впечатлением от какой-то роли, значит для вас, актер, ее исполняющий, - хороший актер.

Здравствуйте. Спасибо за очень подробный и интересный ответ.

В дополнение к заданному вопросу хотелось бы узнать, корректно ли судить о мастерстве киноактера при просмотре фильма в дублированной озвучке? Можем ли мы делать выводы об игре иностранных актёров, смотря фильмы в российских кинотеатрах?

Ответить

Ещё 1 комментарий

Я предпочитаю смотреть зарубежный фильм с титрами, либо с закадровым голосом синхронного переводчика, нежели дублированный. Мне важно слышать тембр голоса актера и его подлинные интонации и темперамент. У нас есть замечательные актеры, работающие на дубляже, – Анна Каменкова, Сергей Чонишвили, Андрей Ташков и еще целый ряд имен можно перечислить. Из ушедших - Володя Вихров, мой бывший однокурсник, озвучивавший роли Ален Делона и не только, а также великолепный Владимир Кенигсон – чьим голосом разговаривал у нас Луи Де Фюнес, Жан Габен и Тото. Но все чаще, в последние годы, дублирование картин производит ужасающее впечатление – это настоящая халтура, исполненная непрофессионалами или бездарями. Озвучивание своих ролей было нормой в советское время, звук не писался вчистую во время съемок, да и сейчас без него, бывает, не обойтись. На озвучивании можно подправить роль, голосом доиграть то, что было недотянуто на съемках. Тоже, очевидно, и при дублировании. Иногда и в отечественном кинопроизводстве при озвучивании, актера, исполнявшего роль, заменяют. Самый известный и успешный пример – Валентина Талызина, «отдавшая» свой голос героине Барбары Брыльской в «Иронии судьбы». Или Александр Дьяченко – озвучивавший работы Донатаса Баниониса. Мы уже не можем разделить полюбившийся персонаж от конкретного тембра и интонации. Так что – дело не столько даже в замене голоса, сколько в качестве этой замены. И все же, в случае плохого дублирования – насколько оно может испортить хорошую игру актера? Испортить, безусловно, может. Но есть тут сложность... Восприятие картины, как и работы актера зрителем, многосоставной процесс – он зависит и от качества сценария, сюжета, темы фильма, его диалогов – насколько они интересны. И от визуального образа всего фильма – работы операторов, художников и, конечно, режиссера и композитора. Всегда заметно расхождение в уровне фильма и уровне озвучивания – если оно есть. Плохой дубляж – всегда упрощает и банализирует общую идею, тогда как гениальный дубляж не может превратить грубую поделку в шедевр. Хорошее дублирование – незаметно для зрителя, звук составляет одно целое с образом и проявлениями актера на экране. Если же вас раздражает звук дубляжа, это говорит само за себя – испортили при озвучивании: не дотянули драму, огрубили тонкую комедию, работают не в жанре. Актер, исполняющий роль, здесь не при чем. Лично я всегда могу отличить хорошую игру актера от плохого дубляжа. Но впечатление все равно бывает испорчено. И еще – немаловажным является и качество перевода иностранных картин. Плохой перевод может превратить самого гениального автора в графомана.

Интересные театральные игры замечательно подойдут для семейного театрального праздника: можно выбрать небольшую сказку, которую будет легко разыграть с детьми, но перед тем, как вы займетесь постановкой, обязательно проведите актерскую разминку, которая поможет всем участникам подготовить для мини-спектакля собственное тело и голос.
Внизу примерный план такой разминки. Конечно, все перечисленные игры и упражнения могут варьироваться — в зависимости от возраста детей, их количества и способностей (например, группе подростков можно предлагать больше самостоятельной работы над этюдами); можно пропускать некоторые упражнения, добавлять новые…
Удачи!
1) Голос:
— обращаем внимание на дыхание «животом»; пробуем
— дышим правильно; представляем, как будто сейчас зевнем, но вместо этого, сохраняя ощущение «купола» во рту, стараемся посылать свой голос далеко-далеко. Можно представить себя в лесу и позвать «Ау-у-у!». Стараться не переходить на крик.
— предлагаем каждому участнику что-нибудь сказать; кто разговаривает низко, кто «средне», кто высоко? Могут ли они говорить (не кричать!) еще ниже или еще выше? Обсуждаем, что у каждого человека свой голосовой диапазон, который можно развивать; каким персонажам подходит низкий голос, высокий, средний?
— конечно же, можно вспомнить скороговорки: Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет; королева кавалеру подарила каравеллу…
Играем: разбиваем участников на две небольшие группы, они встают в две шеренги лицом друг к другу, стартовая позиция — между шеренгами минимальное расстояние. По команде каждый ребенок начинает разговаривать с тем, кто стоит напротив него (на любую тему). Когда мы видим, что у всех получается построить разговор, просим каждую шеренгу сделать шаг назад… и продолжить разговор. Через некоторое время делаем еще один шаг назад. Игра продолжается до тех пор, пока между шеренгами не образуется такое расстояние, при котором дети уже абсолютно не смогут разговаривать друг с другом.
Обсуждаем: на каком расстоянии было удобнее всего разговаривать, почему? Что они делали для того, чтобы продолжить разговор на большом расстоянии? (громкость, язык жестов…) Помогло ли это?

2) Тело:
— нам понадобятся различные веселые разминки, которые всегда можно придумать самим: будем ползать, как червяки — а теперь как гусеницы (почему гусеницы ползают именно так, а не по-другому?); прыгать, как дети, которые играют «в классики» — а теперь прыгать, как мячики; в чем разница? — и т.д.
— замечательная игра от К. Фопеля: просим детей показать телом несколько противоположностей. Круглый — прямой, сидеть — стоять, маленький — большой, широкий — узкий, громкий — тихий. Во время игры обращаем внимание на то, насколько по-разному можно показать одно-единственное слово, каждый обращает внимание на других (если есть время, игру в «противоположности» можно продолжить и на бумаге — попросить детей зарисовать наиболее понравившуюся противоположность; обсуждаем)
Играем: разбиваем участников на 3-4 группы (если детей мало, можно разбить их на «двойки» или «тройки»). Предупреждаем, что во время этой игры нельзя смеяться: ни над собой, ни над другими. Просим выйти на сцену первую группу; даем задание: нужно просто ходить по сцене, выбирать свой путь, ходить можно быстро или медленно — это неважно. Самое главное: вы будете двигать головой. Вверх-вниз или вправо-влево, просто мотать головой или сильно вытягивать шею вперед — вы решаете сами; основное внимание — на голову. Просим детей расслабиться и смело двигать головой еще больше, еще сильнее — так, как они никогда не делают в жизни. Оставшиеся в зрительном зале в это время строят предположения: кто может так ходить? Человек, который увидел впереди что-то интересное? Почему вы так решили? Хорошо, кто еще может так ходить? Обсуждение продолжается, пока возникают новые идеи; после этого на сцене оказывается следующая группа, которая делает акцент на руки (ноги, плечи). Обсуждение продолжается. После игры подводим итоги: как чувствовали себя на сцене, какое значение имеет язык тела.

3) Фантазия:
— дети разбиваются на пары, пара выходит на сцену; задача одного — держать кулак крепко сжатым, задача второго — уговорить партнера разжать кулак. Первый игрок может разжать кулак, если он посчитает аргумент действительно веским и если он ему очень понравится (конечно, он может и поддаться на хитрость)… Начали!
— играем в кругу; задача каждого ребенка — представить себе какое-то животное и погладить его — так, чтобы другие могли угадать, кого гладит ребенок (если гладим хомячка, он может убегать и вырываться из рук; если гладим жирафа, наверняка придется к нему тянуться..)
— играем в кругу; по рукам идет предмет (это может быть все, что угодно — пустое ведерко, мяч, шариковая ручка…). Задача каждого ребенка — по-новому «обыграть» этот предмет и без слов показать это другим. Предмет может превратиться в подзорную трубу или в расческу, в вилку, в палочку… больше фантазии!
— если у вас есть коробка с костюмами, можно сделать похожее упражнение и с ними: ребенок подходит к коробке, берет лежащий сверху предмет одежды и старается обыграть его
— ведущий задает неожиданные вопросы («Почему ты вчера забыл у меня свою шляпу?»); задача ребенка — максимально быстро придумать ответ

4) Характерность
— обсуждаем, что делает радостный человек, грустный, в гневе, растерянный… как можно это передать?
— разбиваемся на мини-группы, каждая получает задачу показать определенных животных или птиц; несколько минут на подготовку — группа выходит на сцену
— все вместе: пробуем ходить как человек, у которого что-то болит; как человек, который куда-то спешит; как ребенок, который никуда не торопится…
— готовим две стопки карточек: на карточках из одной стопки написаны действия (копать яму, читать книжку, колоть дрова…); на другой стопке — как это нужно делать (грустно, рассеянно, из-под палки, лениво, радостно, энергично…). Ребенок вытягивает две карточки и показывает то, что на них написано; остальные угадывают. Игра лучше всего подойдет для детей от 7ми лет и старше.

Теперь самое время заняться этюдами — маленькими сценками; их тема будет полностью зависеть от вашего воображения — и, конечно, от возраста и способностей детей; в зависимости от темы этюда, дети могут показывать его в «двойках», «тройках» или все вместе.
Например, один из самых известных групповых этюдов — «Сад».
Мы все находимся в саду, в котором созрели яблоки и груши; мы срываем их с деревьев (а может быть, находим на земле?). Мы складываем их в большие корзины — или сначала выбираем самый спелый плод и съедаем его? Задача каждого ребенка — придумать и почувствовать то, чем он будет заниматься в саду; также отдельное внимание нужно обращать на то, как мы срываем воображаемые груши и яблоки — легко ли сорвать это яблоко или оно большое и требуется приложить усилие; но яблоко сорвано — и кисть снова расслаблена, но фрукт нужно удержать в руке…
Экспериментируйте, получайте удовольствие — возможно, когда-нибудь ваш ребенок почувствует в себе актерское призвание; если же нет — эти упражнения и игры помогают стать смелее и решительнее, научиться быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, слушать себя и окружающих.

Введение.

В центре внимания педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, находятся задачи по созданию необходимых условий для обучения и воспитания; освоение детьми системы знаний и приёмов самостоятельной деятельности; реализация государственного стандарта дошкольного образования.

Усвоение ребёнком знаний и умений, развитие его способностей осуществляется только в активной деятельности.

Важнейшей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра. В игре развивается мышление, речь, воображение, память, усваиваются правила общественного поведения и воспитываются соответствующие навыки.

Одной из форм организации педагогического процесса – является театральная игра.

Через различные формы театральной игры, дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

При решении этих педагогических задач, немаловажную роль играет согласование элементов театрализации с планом воспитательно-образовательной работы. В зависимости от календарного планирования, можно подбирать игровой и сценический материал. Так, с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Осень, Осень в гости просим!», можно разыграть с помощью картонажного театра русскую народную сказку «Репка». В средней группе по теме «Как звери в лесу зимуют» - инсценировку по русской народной сказке «Зимовье зверей». В старшей группе по теме «Осенний лес» можно предложить детям мини-инсценировку «Загадки Лесовичка», с использованием кукол-перчаток: мишка, зайчик, лиса. В подготовительной группе по теме «Масленица» на занятие-игре «Весна-красна» с народными играми и хороводами.

В конце учебного года, подводя итоги обучения и качества знаний детей, можно провести диагностику уровня эмоциональной сферы ребёнка и творческого проявления. Степень проявления эмоциональных и творческих способностей детей оценивается показателями: высокий уровень, средний, низкий. Динамика изменения уровня этих показателей позволяет сделать вывод о целесообразности использования в процессе воспитательно-образовательной работы методов и приёмов театральных игр.

Практика воспитательной работы и ежегодный сравнительный анализ качества знаний и показателей творческого проявления детей показывают: театральные формы дают импульс к развитию познавательных способностей; активизирует мыслительные процессы; пробуждают творческую инициативу, воображение, фантазию.

Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик. Речевые упражнения, этюды, театрализованный рассказ, занятие-игра, сказочная викторина, инсценировка сказки – все эти формы театрализации развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, пробуждают стремление к творчеству.

Театральная игра способствует:

1. Развитию речи детей.

2. Развитию нравственно- коммуникативных качеств личности.

3. Развитию двигательных качеств и умений.

4. Развитию творческого воображения и фантазии.

5. Развитию познавательных способностей.

Разновидностями театральных игр являются:

1. Игры с элементами театрализации.

2. Занятие-игра.

3. Театрализованный рассказ.

4. Викторина-развлечение.

5. Спектакль-игра.

Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются:

1. Использование речевых упражнений.

2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.

3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.

4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.

Остановимся на методике театральных игр и условиях их осуществления.

I. Игры с элементами театрализации.

Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.

1. Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную

сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чистоговорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.

2. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям.

Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.

Так, в этюде «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.

3. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует.

Акцент делается на модель положительного поведения.

Так, в эпизодах «Жадный пёс», «Страшный зверь» через мимику, жест, позу дети передают отдельные черты характера (жадность, замкнутость, трусость, смелость).

4. Игры на развитие внимания и памяти развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.

Так, в игре «Волшебный круг» дети выполняют различные движения по сигналу и развивают внимание; в игре «Заводные игрушки» через перевоплощения играющие развивают моторно-слуховую память.

5. Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.

В игре «Снежки» дети через воображаемое зимнее развлечение осваивают выразительность движений; в «Дружной семье» через пантомимику развивается точность и выразительность передаваемых действий: рисование кистью, вязание, шитьё, лепка и т. д..

6. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность. Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители.

В игре «Организуем всеобщий театр» дети вместе с педагогом мастерят кукол из бумажных пакетов, стаканчиков и разыгрывают бытовые и сказочные сюжеты. Развиваются коллективные взаимоотношения, творческое воображение, фантазия.

II . Занятие-игра.

Эта форма организации педагогической работы может включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации.

На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать программные задачи; положительно влияет на формирование эмоционально-нравственной среды ребёнка. На комплексном занятии-игре по русской народной сказке «Маша и медведь», дети выполняют задания педагога по развитию связной речи, развивают математические способности, память, внимание.

III . Театрализованный рассказ.

Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его. Во время чтения или рассказывания литературного произведения, педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов; через иллюстративный материал, дети погружаются в атмосферу литературного произведения. Все задачи, которые входят в программное содержание занятия, можно решать с помощью выразительных игровых театральных средств. Примером такой театрализованной формы может быть занятие по ознакомлению с художественной литературой: русская народная сказка «Хаврошечка».

IV . Викторина – развлечение.

Театрализованная форма литературной викторины-развлечения способствует расширению кругозора детей; активизирует эмоциональный и творческий потенциал. Проводится работа по изготовлению костюмов и реквизита. Готовится музыкальное оформление, записывается фонограмма, разучиваются тексты, проводятся репетиции отрывков из литературных произведений.

Сценический вариант занятия-игры по произведениям А.С.Пушкина «Лукоморье» ведёт детей в сказочное путешествие. В этой викторине дети участвуют в коротких инсценировках, отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Дошкольники с интересом и удовольствием участвуют в познавательной театральной игре.

V . Спектакль-игра.

Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.

Спектакль-игра, поставленный по русской народной сказке «Репка», способствует раскрытию творческого потенциала детей, эмоционально обогащает исполнителей и зрителей спектакля.

Таким образом, дети через различные формы театральной игры развивают нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

Практический материал.

Речевые игры и упражнения .

1. «Смешные стихи» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи.

Ход: Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности.

«На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается.

А посмеяться хочется!»

« -Был сапожник? - Был!

Шил сапожник? – Шил!

Для кого сапожки?

Для соседской кошки!»

«- Кошка, как тебя зовут?

Стережёшь ты мышку тут?

Мяу! Хочешь молока?

А в товарищи щенка?

2. «Эхо» (для детей 4-5 лет).

Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста.

Ход: «Мы бродили тёмным бором,

Мы спросили дружно хором:

Дома ль бабушка Яга?

Лес ответил нам:

Текст повторяется, заменяется лишь наречие- как спросили? –

«Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…»

3. «Едем, едем на тележке» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность.

Ход: «Едем, едем на тележке,

Собирать в лесу орешки,

Скрип, скрип, скрип,

Скрип, скрип, скрип.

Листья шуршат - ш-ш-ш,

Птички свистят – фить-пирью, фить-пирью,

Белка на ветке

Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок,

Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза)

Долго-долго ехали,

Наконец, приехали!»

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

Ход: «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)

С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).

До краёв наполнил большую глубокую лужу

(«бульканье» низкими звуками).

Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).

Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)

И букашки (з-з-з)

Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)

И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).

Вот и пришла весна!»

5. Скороговорки. Чистоговорки.

Цель: Совершенствовать чистоту произношения.

Ход: «Горячи кирпичи!

Соскачи-ка с печи,

Испеки-ка в печи,

Из муки калачи!»

«Тары- бары, растабары,

У Варвары куры стары!»

«Сеня вёз воз сена»

«Палкой Саша шишки сшиб».

«Орёл на горе, перо на орле».

«Жужжит над жимолостью жук,

Зелёный на жуке кожух»

Этюды на выражение основных эмоций.

1. «Лисичка подслушивает» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).

Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

2. «Вкусные конфеты» (для детей 4-5 лет).

Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).

Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.

Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.

3. «Прогулка» (для детей 5-6 лет).

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).

Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.

4. «Битва» (для детей 6-7 лет).

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.

Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй-

Змея - Горыныча(голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживаетпобеду Змей – повержен.


Этюды на воспроизведение черт характера.

1. «Старичок» (для детей 3-4 лет).

Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).

Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.

«Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи, да бух-бух!

Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь,

Да трюх-трюх!

Раз, увидев паучка,

Страшно испугался

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо, да гуль-гуль!

Ги-ги-ги, да га-га-га,

Го-го-го, да буль-буль!

А увидев стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,

Го-го-го, да бах-бах,

Ой, ребята! Не могу!

Ой, ребята! Ах, ах!

2. «Жадный пёс» (для детей 4-5 лет).

Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.

«Жадный пёс дрова принёс,

Воды наносил, тесто замесил,

Пирогов напёк, спрятал в уголок,

И съел сам – гам, гам, гам!»

Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.

3. «Страшный зверь» (для детей 5-6 лет).

Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.

«Прямо в комнатную дверь,

Проникает хищный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся-

У него горят зрачки-

Испугаться хочется!

Может это львица?

Может выть волчица?

Глупый мальчик крикнул:

Храбрый мальчик крикнул:

4. «Волшебное колечко» (для детей 6-7 лет).

Цель: Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение.

Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка,

Превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко.

Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.


Игры на развитие внимания.

1. «Будь внимателен!» (для детей 3-4 лет).

Цель: Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» - лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Раки» - пятятся, «Аист» - стоят на одной ноге, «Птицы» - бегут, раскинув руки.

2. «Волшебный круг» (для детей 4-5 лет).

Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу.

Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий - приседает и встаёт и т. д.

3. «Слушай хлопки» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать активное внимание.

Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза - принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

4. «Молчанка» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать внимание и умение быстро сосредотачиваться.

Ход: Водящий:

Тише, мыши,

Кот на крыше,

А котята ещё выше!

Раз, два, три, четыре, пять,-

С этих пор пора молчать!

Играющие замолкают. Водящий следит, кто заговорит или рассмеётся. Этот ребёнок платит фант. Когда фантов наберётся 5-6, их разыгрывают. Каждый владелец исполняет художественный номер.


Игры на развитие памяти.

1. «Запомни своё место» (для детей 3-4 лет).

Ход: Дети стоят или в разных углах комнаты.

Каждый должен запомнить своё место.

Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.

2. «Заводные игрушки» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать моторно-слуховую память.

Ход: В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод».

Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.

3. «Художник» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать внимание и память.

Ход: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.

4. «В магазине зеркал» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать наблюдательность и память.

Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же.

Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения.

Этюды на выразительность жестов.

1. «Тише» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.

Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок.

Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

2. «Игра в снежки» (для детей 4-5 лет).

Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.

3. «Игра с камушками» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Ход: Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками.

Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем, садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка.

4. «Дружная семья» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Ход: Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.


Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол.

1. «Играем в сказку» (для детей 3-4 лет).

Ход: Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит, разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» и др..)

2. «Угадай ситуацию» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.

Ход: Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию». Остальные - угадывают:

1) «Таня собирает грибы в лесу».

Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове – косынка.

2) «Олег плавает под водой».

Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика.

3) «Катя попала под дождь».

Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.

3. «Жмурки» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать коммуникативность, творческое воображение, фантазию.

Ход: Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка»- в центре. Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в маске с нарисованными глазами не видит - кто. Она должна угадать, чей был голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает, выбирается новая мышка.

Игра продолжается.

4. «Организуем всеобщий театр.» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать творческое взаимодействие, воображение, фантазию.

Ход: Все дети вместе с воспитателем мастерят кукол из перчаток, бумажных пакетов. Затем, разыгрывают бытовые или сказочные сюжеты.

Литература

1. Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 1996.

2. Генов Г.В. Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.

3. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.

2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, У-Фактория, 2004.

4. Орлова Ф.М. Нам весело. М., «Просвещение», 1993.

5. Уликова Н.А. Словом душа растёт». СПб, «Старт», 1999.

6. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1999.

7. Уроки театра на уроках в школе НИИ АПН СССР. М., «Педагогические мастерские по художественному воспитанию», 1990.

8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006.

Народу тут маловато, ну, может, кто подтянется обсудить один вопрос.))
Постоянно люди пишут: играет как бревно, эмоций нет, лицо ничего не выражает. Мне всегда хочется спросить: актеру обязательно хлопотать лицом как Джим Керри, чтобы про его работу сказали: играет хорошо, эмоционально?
А то, что люди по жизни разные, одни сразу все чувства выражают: словами, лицом, телом, а другие как замороженные, безэмоциональные по природе своей, скупые на внешнее выражение чувств. Все переживают внутри. Ведь есть же такие, и их немало.
Почему же от актера все хотят каких-то африканских страстей, чтобы только в этом случае оценить актерскую игру на отлично?

Не преувеличивайте. А как же фильм всех времен и народов Терминатор и его не меняющий лицо главный герой-робот бодибилдингист?:) Который сделал его кумиром на многие годы. Да и Сталлоне был парализован на поллица. Актер должен
вписываться в роль.
Та же Анджели́на Джоли́ Питт в принесшей ей славу роли Лары Крофт просто есть такой минисфинкс (ноль эмоций, игра мышц), а вот ее дебютная комедия не многим и знакома.
Так что не соглашусь никогда, что главное - эмоциональность. Вот как раз все любители грешат этим. И китайцы и студтеатры считают что, чем громче крик, тем больше слава.

Лично для меня актерская игра состоит не в хлопотании лицом, не в мимике, а в достоверности выражений чувств...
Вот это самое, пресловутое, " верю-не верю".
Для меня самый большой показатель актерской игры - когда я забываю о том, что смотрю фильм, когда я сопереживаю герою.
А еще круче, когда не могу узнать актера...(это не о гримерах, которые из Безрукова лепят Высоцких да Есениных).
Яркий пример преображения до неузнаваемости - это роль Брюса Уиллиса в фильме "Смерть ей к лицу".

ИМХО, в огромной мере личная оценка актерской игры - вкусовщина, многие ли способны признать отличную игру нелюбимого актера? И увидим ли достоверность в игре актера, от которого тошнит...

Не преувеличиваю, постоянно сталкиваюсь с такой оценкой актерских работ (бревно), от культуристов вроде как ничего изображать и не требовалось, пример неудачный, как и героиня комикса, по сути - мультяшный персонаж.

Из последних нападок - Джесси Айзенберг в Ультраамериканцах (а в доказательство его умения играть разные характеры приводят фильм Двойник).

Пример Иволги - именно то, о чем я говорю, максимально возможная мимика, слезы в глазах - темперамент южных людей, рвущийся наружу.)) А если взять северян, эстонцев из анекдота, невозмутимых внешне в любой ситуации, их как играть, что порадовать зрителей? И много ли в обычной жизни людей, ведущих себя в быту, как актеры турецких или бразильских сериалов?

Мне ближе всего игра как бы и не игра вовсе, живёт человек чужой жизнью, из советских актеров для меня это Нина Русланова, Нина Усатова, Владимир Ильин.

Лично мне очень нравится игра актеров в бразильских и турецких сериалах.


Это шутка такая?
Удалась.
Где сериалы и где актерская игра?
Наших хоть в театрах можно увидеть, в основной своей массе, вот там игра.

И китайцы и студтеатры считают что, чем громче крик, тем больше слава.


Типа этого? ;)
http://www.youtube.com/watch?v=kuIXYwOIAkc

многие ли способны признать отличную игру нелюбимого актера?
увидим ли достоверность в игре актера, от которого тошнит...


Не знаю как кто. лично я способна.
а так же и наоборот. если любимый актер гонит халтуру, то и смотреть не буду.
Последнее мое разочарование - это моя любимая Инна Чурикова (уже даже название спектакля не помню)...Приезжала в Спб см чесом и отработала халтурно халтуру.
И точно так же Безруков удивил, случайно посмотрела серию какого-то сериала, он там участкового играл, телик фоном служил, так что название сериала не скажу. Смотрела случайно, руки были в тесте чтоб переключить, иначе переключила бы сразу, как только лицезрела - "доблестного и многолицего Безрукова."
На мое удивление, в сериале он был органичен, хорошо вписался в образ, и собака рядом играла замечательно.
Они с собакой так мило сидели беседовали над каким-то утесом. И диалог был неплохой и голос Безруковский с придыхом не раздражал, и интонацию верную доверительную выбрал.
Так что даже мелькнула мысль...актер то он может и неплохой, а просто затасканный.
Но естественно любимому артисту простишь все промахи...а к нелюбимому будешь придираться.

Наших хоть в театрах можно увидеть

Когда-то давно увлекались походами в Театр сатиры. Билеты в основном на премьеры во все театры доставали на так называемых сносах, это когда студенты одного вуза как регбисты сносят в очереди другой вуз и скупают всю кассу. Ну потом спекулируют среди своих ессно.
Так вот мы покупали как люди в субботу в кассах в очереди на уже давно идущие спектакли. Весь репертуар почти видели. Одна знакомая попала на спектакль с САМИМ Андреем МИРОНОВЫМ. Он был в зените славы. И что? Вся исплевалась, вид у него равнодушный, играл как пьяница на базаре на дудке. Причем знакомая была жуткая тряпишница и любила время проводить в выходные в супермаркетах в очередях за импортными тряпками. И на спектакль "забежала" чтоб было о чем мальчикам ляпнуть для понта и перехода к поцелуйчикам.
Ну а вскоре Миронова не стало. И как его нам всем остальным не хватало, его то мимику мы и сейчас любим:)
А вот та тряпишница видела "ПРАВДУ" - пустышку на сцене. И кому вы верите - ей или фильмам, которые и сегодня у многих в памяти, как светлое воспоминание о своей молодости:)

Олег Ф ., а Вы смотрели хотя бы один бразильский сериал? Или хотя бы турецкий "Великолепный век"?
Сомневаюсь. Иначе так пренебрежительно не отзывались бы о работе их актеров.
Они на самом деле играют очень натурально, красиво, естественно, выразительно, в общем талантливо.

Конечно, среди них встречаются не талантливые, но без исключений не бывает нигде.
А наши молодые актрисульки в большинстве своем умеют только глаза таращить, больше ничего.

иногда в фильмах с удивлением обнаруживаю плохую игру хороших актеров,
для себя я это объясняю работой режиссёра, которой вроде и не видно, поскольку фильм - плод труда огромного коллектива,
но почему тогда у некоторых режиссеров актеры играют офигенно,
а у некоторых просто отрабатывают гонорар (речь и о наших, и о голливудских, и о французских актерах - о любых)

Миронов (царствие небесное) был слабым актером, вне всякого сомнения, обаяшкой, душкой, народным любимцем, но не актером

Вспоминая старую школу: Алексей Грибов - вот был Мастер;
и в качестве примера безупречной актерской игры старых мастеров всем предлагаю посмотреть фильм "Свадьба",
где каждый из актеров - бриллиант, ни одного проходного эпизода, участники треда, естественно, этот фильм видели))
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/6219/annot/

Михалкова.


Терпеть его не могу, но роли в Родне, Холмсе, Вокзале для двоих и Свой среди чужих достойны Оскара за роль второго плана. Конгениально!

Миронов (царствие небесное) был слабым актером, вне всякого сомнения, обаяшкой, душкой, народным любимцем, но не актером


Бог мой, какие мы все разные!
Всегда считал и считаю Миронова гением, хотя он умер я еще в школе учился.

Ох, Михалков как актер просто две душечки в измерении в Мироновых:)
Что с ним потом стало, называется не судите, не судимы...и так далее. В это время каждый по своему ходу полз, как таланты никто никому не нужен уже лет 30, нужны пробивные качества, которыми раньше владели только избранные или снабженцы. О чем теперь вспоминать?
Мне вот жаль Робина Уильямса, его гениальных героев. Зачем он ушел?

считаю Миронова гением

на основании каких ролей? просто для примера
я вот, честно, не смотрела Мой друг Иван Лапшин, там роль у Миронова сильно отличается от большинства его ролей,
я считаю, при очень мощной режиссерской поддержке любой актер сыграет лучше своих возможностей

Папанов органичен был и в роли Лёлика, и в роли генерала Серпилина,
а вот в 12 стульях Захарова оба: и Миронов, и Папанов не блистали, вина Захарова, скорее всего...

Есть вариант, когда актер вытягивает слабый фильм,
а есть наоборот: сильный режиссер поднимает до своего уровня слабоватых актеров

А то, что мы все разные - так природа задумала, чтоб веселее жилось, наверное)))

Я придерживаюсь мнения, что оценка актёрской игры не только обывателями, но и критиками - вкусовщина,
лишь "мне нравится / мне не нравится", нет четких критериев такой оценки,
не в высоту же прыгают, сбил планку или перелетел над ней...