Игра да нет о природе. Триз: интерактивные да-нетки в учебе. Человек со спичкой

Если вам надоело играть в «Крокодила», наскучили «Фанты» и «Мафия», попробуйте поиграть в не менее интересную игру, поглощающую своим процессом – загадки на логику «Данетки». Играть в «Данетки» можно везде: в шумной компании гостей, сидя с друзьями в кафе, на пикнике, даже по пути на работу. Эта игра очень помогает «скоротать время» в длительных поездках. В игру может играть неограниченное количество людей одновременно, никакого дополнительного реквизита не требуется. «Данетки» – отличное развлечение для тех, кто любит детективы и логические игры, так как обычно это загадочные детективные истории с подвохом — на первый взгляд загадка может казаться довольно странной, но объяснение её вполне логично.

Готовые сценарии квестов для детей и взрослых. Для получения подробной информации нажмите на интересующую картинку.

Правила игры «Данетки»

Ведущий озвучивает остальным игрокам небольшой текст, обычно это финал какой-то истории, и чаще всего – странная загадочная ситуация. Задача игроков – разгадать, что привело к такому финалу, то есть выяснить подоплёку ситуации и найти ответ.

Согласно правилам игры, ведущему можно задавать любые вопросы, однако их нужно формулировать таким образом, чтобы ответы на них были только «да» или «нет». Если участники идут по ложному пути, допускается ответ ведущего «не существенно» («не имеет значения»).

Для того, чтобы лучше понять суть игры, приведу пример разгадывания несложной «данетки» .

Ведущий озвучивает игрокам: «Пилот выпрыгнул из самолета, но остался жив. Как такое может быть?»

Игроки задают вопросы, а ведущий на них отвечает, вот примерный диалог:

— Он выпрыгнул с парашютом?

— Он разбился обо что-то, когда летел?

— Это происходило ночью?

— Не имеет значения.

— Его удалось спасти?

— Не имеет значения (суть не в этом).

— Он достигнул земли?

— Самолет летел?

— Пилот выпрыгнул из самолета, стоящего на взлетной полосе?

Всё, ситуация разгадана).

Огромным плюсом игры является то, что игра заставляет думать, развивает логическое мышление и включает фантазию, учит грамотно формулировать вопросы. Ситуации могут быть совершенно нестандартными, а для их решения потребуется не только логика, но и воображение – в этом и заключается вся прелесть этого увлекательного интеллектуального развлечения.

В данной статье я предлагаю вам ознакомиться с наиболее интересными «данетками», многие из них с успехом были применены на практике. Попробуйте, и вам обязательно понравится!

Лучшие «Данетки» с ответами

Деревенский дурачок

В одной деревушке поселке жил дурачок. Он стал местной достопримечательностью, благодаря тому, что когда ему предлагали на выбор 10 центов или пятидолларовую купюру, он всегда брал 10 центов. Почему он никогда не выбирал купюру?

«Дурачок» на самом деле был вовсе не глуп, так как понимал, что, пока он будет выбирать 10-центовую монету, люди будут предлагать ему выбор, а если он выберет пятидолларовую купюру, то перестанет быть «достопримечательностью», предложения выбора прекратятся, и он не будет получать ничего.

Письмо от мужа

Получив письмо мужа, женщина поняла, что он умер. Как так?

Женщина непосредственно причастна к смерти мужа. Она отправила ему письмо, вложив в него отравленные марки для обратного ответа. Получив ответ с отравленной маркой на конверте, она поняла, что план сработал.

Внезапная смерть

Человек спускался вниз по лестнице и вдруг понял, что в эту минуту его жена умерла. Как это возможно?

Человек находился в больнице. Его жена была там же, подключенная к аппарату искусственного жизнеобеспечения. Когда он спускался по лестнице, в больнице пропало электричество и погас свет. Соответственно, аппарат тоже отключился.

День рождения

Джулия сегодня отметила свой День рождения. А послезавтра её сестра-близнец отметит своё. Как это возможно?

Джулия родилась 28 февраля, за несколько минут до полуночи. А её сестра — 1-го марта. Получается, что в високосный год день рождения младшей из близняшек на 2 дня позже.

Смертельное шампанское

Человек пошел на вечеринку и там выпил немного шампанского. Затем он покинул вечеринку самым первым. Все остальные люди, которые пили шампанское после него, умерли от отравления. Почему этот человек остался жив?

Яд был в кубиках для льда. Человек пил шампанское самым первым, и лёд ещё не успел растаять и смешаться с напитком.

Разборки в баре

Человек, сидя в баре, стал нелестно отзываться об одном прославленном на всю страну солдате и его поступках. За это его вышвырнули на улицу, но при этом он чувствовал себя абсолютно счастливым. Почему?

Писатель Ярослав Гашек, желая узнать, как в народе приняли его произведение «Похождения бравого солдата Швейка», решил поставить эксперимент. Он отправился в бар, где стал громко ругать собственное произведение, за что и был выставлен вон.

Пятёрка за экзамен

Экзамен в военно-морском училище. Курсант вытянул билет и сел готовиться. Вдруг, ни с того ни с сего, он встаёт с места и подходит к профессору с зачётной книжкой. Тот, не раздумывая, ставит ему «пять». Как такое возможно?

Преподаватель, используя азбуку морзе, простучал по столу карандашом сообщение: «Первый, кто расшифрует это послание, пусть подойдёт ко мне и сразу, без сдачи экзамена получит оценку отлично». Студент расшифровал сообщение и получил заслуженную пятёрку.

Попутчики

Два человека совершенно нормально относятся друг к другу, но они никогда не сядут в один самолёт. Почему?

Обе персоны – наследники британской короны. Чтобы авиакатастрофа не оставила страну без монарха, авиаперелёты они совершают в разных самолетах.

Нашествие котов

Один человек уехал в отпуск и попросил друга присмотреть за котом. Через неделю в квартире бегали уже 8 взрослых котов. Откуда они взялись?

На следующий день кот убежал, и человеку пришлось дать объявление о пропаже. Поскольку он сам ещё не очень хорошо знал кота, ему пришлось оставлять у себя всех похожих котов, которых ему приносили. И ждать приезда друга, который должен был опознать своего питомца.

Предсказатель

Задолго до изобретения УЗИ один предсказатель угадывал пол будущего ребенка. К нему выстраивались огромные очереди, поскольку никто не смог поймать его на ошибке. Как у него это получалось?

Предсказатель вёл «журнал», где записывал дату, фамилию женщины и предсказанный пол. Причём он всегда говорил вслух один пол ребёнка, а в журнал записывал другой. И если после рождения ребёнка клиент возвращался к нему, требуя вернуть деньги за неверный прогноз, он доставал журнал и демонстрировал посетителю запись, в которой пол был указан верно. И обвинял клиента в том, что тот сам не расслышал (или не так понял) предсказание.

Спасительный звонок

Женщина не знала, как избавиться от засидевшихся гостей, но её спас телефонный звонок. Каким образом?

Женщина сделала вид, что звонивший сообщил ей о пожаре в доме одного из гостей, но она не расслышала, о чьём доме шла речь.

Двое

Голый мужчина в недоумении стоял над еще тёплым трупом, дрожа от холода. Что произошло?

Мужчина очнулся от летаргического сна в морге. А работник морга, увидев «живого мертвеца», умер от инфаркта.

Соль

Из-за курсантов военного училища во всех магазинах города, за одни сутки, скупили всю соль. Почему?

Курсантам дали задание – убрать весь снег на плацу. Так как убирать снег вручную им было лень, они решили посыпать его солью. Для этого купили по 10 пачек соли каждый. Когда бабушки в магазине увидели, что люди в военной форме запасаются солью, они решили, что грядёт военное положение, стали сеять панику и скупать соль.

Непонятный язык

В инструкциях у американских полицейских встречаются слова на редких иностранных языках, которыми сами полицейские не владеют. Для чего эти слова?

Хитрый многоженец

Мужчина за сравнительно небольшой срок зарегистрировал брак 20 раз. Каждый раз в брак вступала другая женщина. Тем не менее он не развелся ни с одной из них, но и не стал при этом многожёнцем.

Мужчина – регистратором браков в загсе.

Неверная жена

Муж возвращается из командировки, звонит в дверь, ему открывает жена. Он тут же набрасывается на неё с обвинениями в супружеской измене. Как он об этом узнал?

По дороге домой муж заехал к приятелю, а дверь приятельской квартиры ему открыла его собственная полуодетая жена.

Клад

Копая землю, женщина обнаружила сундук с золотом. 3 года она хранила его, не говоря никому ни слова. А через три года купила виллу, машину и множество других вещей. Что мешало ей сделать это раньше?

Женщина – жертва кораблекрушения. 3 года она провела на необитаемом острове, где и был найден клад. И когда её наконец спасли, она смогла использовать его.

Несчастливые деньги

Девушка нашла деньги и очень расстроилась. Почему?

Девушка – начинающий писатель, она издала несколько экземпляров своей книги и оставила их на полке в библиотеке. Между страниц книг девушка специально положила денежные купюры, чтобы проверить, были ли интересны её книги кому-нибудь. Спустя некоторое время она пришла в библиотеку и увидела, что во всех книгах купюры на месте – значит, их никто не открывал.

Пропавший интерес

Парень увидел за столиком в кафе симпатичную девушку, и уже было решил подойти познакомиться, но тут девушка зевнула. Сразу после этого молодой человек потерял к ней интерес. Почему?

Зевая, девушка прикрыла рот рукой, и молодой человек заметил обручальное кольцо у неё на пальце.

Экзаменационная работа

Студент закончил писать экзамен позже всех, и преподаватель не хотел принимать его работу. Однако ему удалось сдать работу и получить хорошую оценку. Как у него это получилось?

Студент спросил преподавателя: «Вы знаете мою фамилию?» и, убедившись, что тот её не знает, он положил свою работу в середину стопки и убежал. Преподавателю пришлось проверить его работу.

Родственные связи

Отец Эрика был старше его деда. Как это может быть?

Если у отца и матери Эрика большая разница в возрасте, дед по материнской линии может быть моложе отца Эрика.

Странные девушки

Рядом стоят три девушки, две из них расстроены, одна счастлива. Счастливая девушка плачет, а расстроенные – улыбаются. Что происходит?

Смертельное застолье

В помещении стол, на нём карты и пистолет. За столом все мертвы. У пятерых на лице страдальческие гримасы, у шестого – нормальное выражение лица. Что произошло?

Дело происходило на подводной лодке, которая начала тонуть. Запасы кислорода подходили к концу. Собравшиеся за столом на картах разыграли право застрелится, так как в пистолете была только одна пуля.

Погоня

Бежит человек, за ним бежит много других людей. Человек кричит преследователям «не видать вам золота!», и начинает стрелять. Наблюдающие за происходящим ликуют. Что происходит?

Соревнования по биатлону.

Театральный скандал

Женщина ушла из театра во время антракта, не дожидаясь конца спектакля, так как спектакль показался ей невыносимо скучным. Но из-за её ухода разразился ужасный скандал. Почему?

Женщина была актрисой и исполняла главную роль в спектакле.

Тишина

Одному старику очень мешали дети, которые постоянно играли и кричали у него под окнами. Но горстка мелочи помогла ему решить проблему и добиться тишины. Как?

Старик сказал детям, что ему очень нравится, когда они кричат у него под окнами и он готов платить им деньги, при условии, что они будут приходить во двор каждый день и кричать, как можно громче. Через пару дней, он сказал детям, что платить ему больше нечем. Дети убежали играть в другое место, не желая бесплатно веселить старика.

Подарок от профессора

Один профессор всю жизнь мечтал подарить кому-нибудь из своих студентов большую сумму денег. Но за деньгами никто не приходил. Почему?

Все студенты учили предмет по толстому учебнику, написанному самим профессором. На одной из страниц, ближе к концу учебника, была сноска: «Студент, читающий это, может обратиться к автору учебника за денежным вознаграждением». Но ни один студент там и не прочитал учебник до конца.

Миллионеры

Мужчина и женщина поженились и после свадьбы забросили все свои дела и только развлекались. В итоге через три года они стали миллионерами. Как так?

До свадьбы они были миллиардерами. Но за три года промотали часть состояния и стали всего лишь миллионерами.

Наследство

Одна женщина должна была получить огромное наследство от бабушки. Получив конверт с завещанием от бабушки, она была так сильно разочарована, найдя внутри чек на $20, что с досадой выбросила и конверт, и чек в мусорное ведро. На следующий день горничная женщины уволилась, а через месяц женщина узнала, что её бывшая горничная стала миллионершей. В чём секрет?

Бабушка женщины любила пошутить – на конверте была наклеена коллекционная марка стоимостью 3 миллиона долларов.

Человек со спичкой

Посреди пустыни лежит мужчина без одежды. В руках у него сломанная спичка. Что произошло?

Человек летел вместе со своими друзьями на воздушном шаре. Но вдруг шар начал стремительно терять высоту. Тогда друзья решили уменьшить вес, избавившись от всего лишнего. Они сбросили вниз сумки, еду, но это не помогло. Тогда они решили снять всю верхнюю одежду и обувь. Это тоже не помогло. Они поняли, что шар не выдержит столько пассажиров, и решили тянуть жребий. Тот, кто вытянет самую короткую спичку, должен будет спрыгнуть вниз. Нашему приятелю не повезло.

Редкая книга

У человека была редкая книга стоимостью 50 000$, однако он осознанно уничтожил её. Почему?

У человека было 2 одинаковых экземпляра. Уничтожив одну из книг, коллекционер в разы увеличил стоимость второй.

Туфля

Каждый вечер девушка открывала сейф, клала туда туфлю и ложилась спать. Почему?

Девушка работала стюардессой, а в сейфе хранила документы. Чтобы не забыть их, она клала вместе документами в сейф туфлю от униформы: в одной туфле она точно не выйдет из дома!

Беспокойная ночь

Мужчина лежал ночью в номере отеля и никак не мог уснуть. После того, как мимо проехала машина, он заглянул под кровать и обнаружил там труп. Почему он решил заглянуть под кровать?

Проезжавшая мимо машина фарами осветила часы, которые весели на стене, и мужчина увидел, что они не идут, однако он слышал тиканье часов. Это было тиканье наручных часов, которые были на трупе.

Таинственная смерть

Мужчина вошёл в комнату и увидел открытое окно, большую лужу воды и осколки на полу. Рядом лежала мёртвая Мэри. Что произошло?

В тот день был сильный ветер и окно распахнулось. Аквариум, стоявший на подоконнике, упал на пол и разбился. Мэри — рыбка.

Случайная встреча

Мужчина спокойно шёл по улице, вдруг внезапно набросился на проходящую мимо женщину и задушил её. Его забрали в полицию, но его отпустили и не посадили в тюрьму. Почему?

Женщина была его женой. Несколько лет назад она инсценировала свою смерть так, чтобы обвинили мужа. Его осудили за убийство, он уже отсидел срок в тюрьме. Случайно увидел на улице свою «умершую» супругу, мужчина в гневе он её задушил. А за одно и то же убийство не могут осудить дважды.

Лифт

Мужчина всегда спускался на лифте, а поднимался всегда пешком. Почему?

Дело в том, что мужчина был карликом, а жил он на 12 этаже. В лифте он мог дотянуться только до кнопки первого этажа.

Случай в баре

Ковбой заходит в бар и просит бармена налить ему стакан воды. Бармен внезапно выхватывает пистолет и стреляет в воздух, после чего ковбой благодарит бармена и уходит. Что произошло?

Ковбой страдал от икоты и хотел избавиться от неё, выпив стакан воды. Бармен, поняв проблему ковбоя, применил испытанное средство – испугать икающего.

Шахматный клуб

Идя по следу преступников, инспектор полиции вошел в шахматный клуб. Оценив ситуацию, он сказал своим помощникам: «Задержите тех двоих играющих!» Как он узнал преступников?

Инспектор увидел, что на наспех расставленной доске не было королей.

Надёжное средство

Бывший моряк поместил в газете объявление: «За небольшую плату высылаю наложенным платежом надёжное средство против морской болезни». Через некоторое время его арестовали, хотя он никого не обманул.

Он посылал совет: «Сидите дома».

Свидетели

Два человека вошли в помещение, увидели убийцу и его окровавленную жертву, обменялись мнениями и спокойно вышли.

Посетители обсуждали картину «Иван Грозный и сын его Иван».

Закопанное оружие

Муж соврал жене, что на заднем дворе их дома закопано оружие. Зачем?

Он сидел в тюрьме и знал, что его переписку читают. Таким образом он решил задействовать полицейских в сельхозработах, чтобы в поисках оружия они вскопали огород.

Бессоница

Человек встает ночью, чтобы выпить воды. Затем он выключает свет и ложится спать. Наутро он встает, выглядывает из окна, вскрикивает и кончает жизнь самоубийством.

Человек был смотрителем маяка и ночью по ошибке выключил свет на маяке. Из-за этого несколько судов разбились о рифы. Утром он понял, что натворил…

Дурной сон

У фермера была жена и дети. Кроме них, на ферме проживали горничная и ночной сторож. Как-то раз фермер собрался в деловую поездку. Когда фермер уже собирался выезжать на вокзал, к нему подошёл сторож и сказал, что этой ночью ему снился сон про поезд, сошедший с рельс. Поскольку фермер был суеверен, он перенес поездку, а на следующий день узнал, что поезд действительно потерпел крушение. Однако сторож был уволен. Почему?

Ночной сторож ночью должен охранять ферму, а не спать.

Несчастный случай

Заметка в газете: «Трагическая смерть женщины в горах». На фото изображена супружеская пара, в статье приносятся соболезнования супругу. В полицию пришел человек, сообщил некие данные, и мужа погибшей обвинили в её убийстве. Кто был этот человек и что он сообщил?

В полицию пришел туристический агент и сообщил, что муж покупал два билета в горы и только один обратный.

Умные ученики

Инспектор пришел проверять школу. Он заметил, что когда учитель задавал классу вопрос, то все ученики поднимали руку, каким бы сложным он ни был. Учитель каждый раз выбирал новых учеников, и все они давали правильные ответы. Инспектор понял, что здесь какая-то хитрость. Какая?

Учитель предупредил учеников, что когда он будет задавать вопрос, то руку должны поднимать все. Но при этом те, кто знает ответ на вопрос, поднимают левую руку, а кто не знает – правую.

Пунктуальный человек

Очень пунктуальный человек, страдающий глухотой, строго придерживался расписания. Каждое утро он выходил из дома в 7:45, чтобы отправиться на небольшую получасовую прогулку. В одно и то же время он пересекал железнодорожные пути. Первый поезд по ним шел только в 9:00. Но однажды глухой был сбит поездом во время своей прогулки. Почему?

В эту ночь время было переведено на летнее. Человек не перевёл свои часы, вышел из дома на час позже и пересекал переезд не в 8:00 а в 9:00.

Внезапное богатство

Мужчина приобрел картину и сказочно разбогател.

Мужчина купил обычную картину неизвестного художника для своей гостиной. Вбивая гвоздь в стену, чтобы повесить картину, мужчина обнаружил в стене полость: под обоями был тонкий слой штукатурки и фанера. Он вскрыл загадочное место и там оказался тайник с бриллиантами.

Для тех кто еще не знает, или просто не уверен то Да-Нетки (Данетки) это такие загадки, которые требуют компании для их решения. Ведущий, который знает ответ, говорит фабулу (которые и даны ниже), а все остальные должны выпытать ответ или объяснение этой фабулы спрашивая наводящие вопросы.

Ведущий может отвечать только "да" или "нет", а иногда, для упрощения задачи может говорить "не важно" имея в виду что это не относится к разгадке. Причем ведущему очень важно точно соблюдать формулировку загадки, так как одно неверное слово может все очень изменить... Ответы зачастую неожиданны и кажутся надуманными - но так даже интересней:))

Общие принципы и примеры ситуаций

Методика занятия по игре "Да-Нет"

Цель занятия: сформировать у детей понимание сущности "сильного вопроса", дать методику поиска путём последовательной дихотомии (усечения поля поиска)

Положительные стороны метода: игра по сути своей довольно проста и может одинаково успешно применяться в работе с любыми возрастными группами - от дошкольников до старшеклассников, ведущий может легко варьировать предметную область и сложность задач, адаптируя их к уровню детей, а также создавать новые задачи на основе практически любого материала - предметных задач, головоломок, сказок, анекдотов, вопросов "Что? Где? Когда?" и т.д.

Я предлагаю детям сыграть в простую игру: я загадываю число от 1 до 10, они должны попытаться отгадать это число - разрешено задавать мне любые вопросы, на которые я буду отвечать "Да", "Нет" или же "Ну-ну-ну", если на вопрос нельзя ответить "Да" или "Нет" .

Примечание 1: среди детей не должно быть никого, знакомого с алгоритмом двоичного поиска - если есть такая возможность, это желательно выяснить заранее и, если такие дети найдутся, отстранить их от этой игры.

Примечание 2: если дети случайно отгадали число с первой-второй попытки, я не сообщаю им об этом и "перезагадываю" число - важно, чтобы прежде чем дети добъются успеха, ими были сделаны хотя бы 5-6 попыток.

После того, как дети отгадают число, я говорю им: "Молодцы, очень хорошо... А теперь попробуйте отгадать число от 1 до 1000 !" Как правило, дети начинают либо паниковать, либо возмущаться (либо и паниковать, и возмущаться): "Да разве мы сможем это сделать?! Это же придётся полдня гадать!" Впрочем, наиболее смелые могут попробовать - я даю им возможность задать 10-15 вопросов, чтобы продемонстрировать, что их способ неэффективен. Тогда я предлагаю им (как вариант - на спор) отгадать число от 1 до 1000, задав не более десяти вопросов . Что и делаю, используя метод двоичного поиска (последовательного деления поля поиска пополам):

Это число больше 500 ? Нет.

Больше 250 ? Да.

Больше 375 ? Нет.

Больше 322 ? Да.

Больше 348 ? Нет.

Больше 335 ? Да.

Больше 342 ? Да.

Больше 345 ? Да.

Больше 347 ? Нет.

Это 346 ? Да!

Как видите, 10 вопросов было вполне достаточно. Затем я обсуждаю с детьми, почему их способ угадывания чисел был неэффективным, а использованный мной - эффективным. Если кто-то дойдёт самостоятельно - хорошо, если же нет - я наглядно (начертив числовую прямую и, если надо, объяснив им, что это такое) объясняю им, что они действовали "методом тыка" - каждый их вопрос сокращал область поиска (область поиска или поле поиска - область, в которой может лежать искомый ответ) лишь на одну позицию, т.е. после каждого вопроса, который не привёл к успеху, область поиска почти не уменьшалась - такой способ поиска и такие вопросы мы назовём слабыми:

Попробуем угадать число от 1 до 20 (загадано число 11):

Это 5 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 9 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 12 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 1 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 19 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 4 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 20 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 6 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 2 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 15 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Я же действовал методом последовательного усечения поля поиска - после каждого моего вопроса, даже если он не приводил меня к успешному решению, поле поиска значительно сокращалось (примерно вдвое) - такого рода вопросы мы будем назвывать сильными:

Число > 10 ? Да. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Число > 15 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Число > 13 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Число > 12 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Число = 12 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Таким образом, выводим определение:

Сильный вопрос - вопрос, значительно сокращающий поле поиска даже в случае "неблагоприятного" ответа. Когда есть возможность, следует использовать сильные вопросы .

Для того, чтобы проверить, поняли ли дети материал и чтобы закрепить его, я провожу с ними ещё одну игру на угадывание числа.

Затем я предлагаю другую игру на угадывание, использующую те же правила. Требуется угадать задуманное мною животное (как вариант - страну, литературного персонажа, марку машины, одного из детей и т.п.). Это уже нелинейный поиск, так что скопировать решение предыдущей задачи полностью не удастся. Если дети сразу начинают использовать сильные вопросы - очень хорошо, если же они начинают снова использовать "метод тыка" - "Это собака? Это кошка? А может быть, это крокодил?" - я напоминаю им о том, что следует использовать сильные вопросы. Если и после такой подсказки никто не сообразил, какие вопросы задавать, я могу привести пример таких вопросов сам: "У этого животного есть ноги? У него четыре ноги? Две? У него есть крылья?" С помощью таких вопросов можно достаточно быстро "вычислить" искомое животное. По ходу игры я показываю это графически, рисуя на доске "область поиска" и отсекая от неё куски:

Неизвестное животное

У этого животного есть ноги?

Все животные без ног (рыбы, змеи, черви и т.п.)

Животное с ногами

У этого животного есть крылья?

Крылатое животное с ногами

Оно умеет летать?

Все животные без ног (рыбы, змеи, черви и т.п.)

Нелетающее крылатое животное с ногами ____________________

Все летающие животные (летучие мыши, большинство птиц и т.д.)

Все животные без крыльев (большинство зверей, земноводные и пресмыкающиеся, пауки и т.п.)

Есть ноги, есть крылья, но летать не умеет... Видимо, какая-то нелетающая птица (хотя может быть и крылатое, но нелетающее насекомое - однако вряд ли дети осведомлены о существовании таких диковин). Нелетающих, хотя и имеющих крылья птиц весьма немного - страус, пингвин, ископаемый дронт... Мы достаточго уменьшили область поиска и можно перейти на перебор вариантов, так как вариантов осталось всего несколько, а дополнительные вопросы, похоже, уже не принесут нам особой пользы - иначе стоило бы продолжить усечение области поиска.

Это пингвин?

Это страус?

После того, как дети один-два раза сыграют в эт игру со мной, я делю их на группы по 5-8 человек и даю им время, чтобы пару раз сыграть в группах - один загадывает что-то, остальные угадывают.

Следующая игра из серии "Да-Нет", которую я даю на том же занятии, использует ещё большее поле поиска, так как я спрашиваю уже не "Кто?" или "Что?", а "Какой?" Игра имеет несколько вариантов - я могу загадать человека (я могу назвать детям его имя - например, "Кто такой Марат Казей?" - или же не назвать, это может быть реальная личность или литературный персонаж), и дети должны выяснить, кто этот человек, чем он известен либо чем он важен для меня. Я могу загадать какой-то предмет или же дать детям угадывать, каковы могут быть функции некоего незнакомого им предмета или чем занимается человек малоизвестной профессии ("Для чего применяется батометр? Что такое ревербратор? Чем занимается метранпаж?") и т.п. Поскольку эта задача на порядок сложнее предыдущей, допускаются следующие ответы на вопросы детей:

И да, и нет (например, если загадана соль и поступил вопрос "А это едят?")

Неизвестно

Не имеет значения (используется по желанию ведущего)

Разумеется, все ответы должны быть абсолютно правдивыми, однако ведущий может изрядно усложнить или упростить задачу детей, используя или не используя ответ "Не имеет значения" - так, например, если я загадал Юрия Гагарина и предлагаю детям угадать, чем знаменит загаданный мной человек, а кто-то из детей спрашивает, убил ли этот человек кого-либо, я могу упростить решение задачи, ответив "Это не имеет значения", могу ответить "Неизвестно" (что в данном случае равноценно, так как спрашивалось, чем он знаменит), а могу и запутать детей, ответив "Да" - уж кого-то (например, муху, комара или таракана) Гагарин за свою жизнь наверняка убил.

Следующая игра - решение задач, задавая вопросы из категории "Да или нет?". Это могут быть задачи произвольного типа - загадки, парадоксы, вопросы по какому-то предмету, изобретательские задачи, вопросы из "Что? Где? Когда?" и т.п. Как и в предыдущей игре, могут использоваться шесть вариантов ответа. Важно следить, чтобы дети старались, насколько это возможно, не заниматься угадыванием "методом тыка", а использовать сильные вопросы .

Девочка стоит на остановке, к ней подходит человек в чёрном пальто и чёрной шляпе. Этот человек говорит ей: "Я тебе не отец, но ты мне дочь". Кто он? (Это мать девочки. Пример сильного вопроса: это был мужчина? )

Карлик живёт на 10-м этаже. Каждое утро он садится в лифт, спускается на 1-й этаж и идёт на работу. Вечером он возвращается с работы, садится в лифт, едет на 5-й этаж, выходит и поднимается по лестнице на 10-й. Почему? (Он не достаёт до кнопки 10-го этажа в лифте.

Пример сильного вопроса: а он хотел бы доехать до 10-го?)

Где, согласно верованиям аборигенов Тасмании, находится душа человека? (В его тени. Вариант сильного вопроса: она находится в какой-то части его тела? )

Последняя для этого занятия игра заключается в том, что дети, задавая вопросы из тех, на которые можно ответить "Да" или "Нет", должны восстановить ситуацию по короткому намёку. Классический пример: "Подул ветер - стекло разбилось - Мэри умерла". Требуется воссоздать предельно точное описание ситуации (в данном случае - ветер распахнул окно, створки окна столкнули с подоконника авариум, в котором жила рыбка по имени Мэри, стекло аквариума разбилось и рыбка погибла без воды). Как и в предыдущей игре, я могу использовать 6 вариантов ответа - "Да", "Нет", "Ну-ну-ну", "И да, и нет", "Неизвестно" и "Не имеет значения". Как и в предыдущей игре, ведущий может запутывать игроков или же, наоборот, помогать им, используя или не используя ответ "Не имеет значения". Ведущему стоит особо отмечать случаи, когда кто-то задаёт сильный вопрос и побуждать детей задавать как можно больше сильных вопросов . Несколько примеров подобных задач:

Заснеженное поле, высокая скала, в ста метрах от неё лежит мёртвый человек, вокруг никаких следов... (Упал с самолёта )

Снова к нам пришел К-М.. Посмотрите на него, какой он красивый. Не зря о нем говорят:

Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище.

Скажи нам, К-М., а чем ты вытираешься?

Я умываюсь чисто и вытираюсь насухо язычком и мне не надо иметь полотенце!

В.: Дети, а нам можно вытираться язычком?

Давайте поиграем в игру «Да – нет-ка» и в ней расскажем К-М. о том, что можно делать во время умывания, а что – нет. Становитесь в круг. Я буду бросать мяч и задавать вопросы – действие со словом «можно». Надо поймать мяч, ответить «да» или «нет» и бросить его обратно.

Можно ли разбрызгивать воду? Можно ли закатывать рукава перед мытьем рук? Можно ли чистить зубы расческой? И т.д. последним должен быть вопрос: Можно ли вытирать руки полотенцем?

Работа с учебным пособием (с.10)

Предлагается рассмотреть картинку. Девочка и мальчик умылись. Чем им вытираться – не знают. Дайте мальчику самое узкое и короткое полотенце. (соединить линией) Найдите самое длинное и широкое полотенце. Украсьте его так как вам нравится. Дайте его девочке (соед.Линией) Соедините красными стрелками по порядку полотенца от самого узкого и короткого до самого широкого и длинного, а синими стрелкками – по порядку от самого широкого и длинного до самого узкого и короткого. Назовите геометрическую фигуру, на которую похожа форма полотенца. Какой формы полотенце?

Физкультурная пауза «Два хлопка»

Выполняются движения согласно текста.

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Работа с учебным пособием (с.11)

Загадываются загадки:

1. На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее.

В руках её не удержать – и на коне не обогнать. (вода)

2. Мойдодыру я родня, отверни-ка ты меня,

И холодною водою живо я тебя умою. (кран с водою).

Посмотрите что это? Девочка и мальчик умылись, а краны не закрыли и из них льется вода?! Непорядок! Воду надо беречь. Она - сокровище планеты Земля. К-М. рассказал, что на планете Считай-Отгадывай тоже есть вода и они её очень берегут – считают каждую каплю. Давайте поможем К-М. закрыть краны! Первым надо закрыть кран, к которому можно попасть, пройдя все клеточки с овалами. Проведите синюю линию по клеточкам с овалами и, когда «дойдете» до крана, зачеркните каплю желтым карандашом. Вот таким знаком – «Х».

Вторым надо закрыть кран, к которому можно попасть пройдя все клеточки с треугольниками. Проведите красную линию по клеточкам с треугольниками и, когда «дойдете» до крана, зачеркните каплю красным карандашом., таким же знаком. «Х».



К следующему крану надо идти по клеточкам с квадратами и зачеркнуть каплю зеленым карандашом.

И последний кран по клеточкам с кругами синим карандашом.

После выполнения задания, следующее задание.

Пора навести порядок на полочках с гигиеническими принадлежностями. Посмотрите на верхнюю полку. Что лежит на первом месте справа? Вторым справа? Чтобы это узнать. Надо считать порядковым счетом, начиная с правой стороны (там где правая рука): на первом – зубная щетка, на втором – мыло. Которая по счету справа зубная щетка? Которое по счету справа мыло?

А теперь считаем слева: на первом месте что лежит? А на втором? Которая по счету слева расческа? А которая по счету слева зубная паста?

Посмотрите на нижнюю полку. Что изменилось?

Игровое упражнение «Пойди и найди»

Не все принадлежности мы положили К - М. на полку. Что-то спрятали в группе. Давайте найдем то, что спрятано в группе.

Предлагается всем подойти и встать так, чтобы перед детьми был стол. Далее предлагается выполнять задания и двигаться, считая шаги: два шага вправо, два шага вперед, один шаг вперед, два шага влево и таки образом довести детей до места, где что-то спрятано (например до шкафчика). Затем предлагается: «Повернитесь так, чтобы шкаф был перед вами. Угадайте что лежит в шкафу?» (полотенце).

Когда дети угадают, полотенце можно подарить К-М.

Занятие 7. Осень.

Образовательные задачи.

“Количество и счет” Формировать представления: о множественных и единичных количествах; о числах “один” и “два”, их отношениях; о способах сравнения количеств (графический, наложение, приложение, счет); о независимости числа от качественных признаков (принадлежности к понятию – мальчики, девочки);

Умения считать, соблюдая правила, количественным счетом в пределах двух; определять итог счета; обозначать множественные и единичные количества словами “много” и “один”; количество из двух объектов – словом “два”, согласовывая его с названием предметов в роде и числе; сравнивать количества практическим путем (графически, наложением, приложением) и посредством чисел “один” и “два”, обозначать их отношения словами “больше”, “меньше”, “поровну, по два”.



“Величина”. Формировать представления: о параметрах величины (высота); о способах сравнения по высоте;

Умения сравнивать по высоте изображения двух объектов с помощью предмета-посредника (полоски), соблюдая правила использования посредника; использовать слова “Выше”, “ниже”, для обозначения отношений объектов по высоте.

“Время”. Формировать представления: о порах года (осень): характерные явления природы, труд людей в саду, огороде, городе, деревне, характерная одежда людей осенью; о моделях времени (“поры года”: круг, разделенный на 4 равные части разного цвета: осень – желтая, зима-голубая, лето – красная, весна – зеленая).

Умения группировать объекты по одному признаку (что бывает осенью в природе, что делают взрослые осенью, что созревает в саду осенью, во что одеваются люди осенью).

Развивать: мышление, внимание, восприятие, пам"ять; действия: сравнения, группировки по одному, двум признакам; умение находить сходство и различие; любознательность; настойчивость; графические умения (провести линию).

Воспитывать: культуру познания; интеллектуальные чувства; чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.

Материал:

Для дидактической игры “Когда это бывает” : фишки.

Для дидактической игры “Найди свій дом”: 12 демонстрационных карточек с условными изображениями домов-капель – изображением разноцветных туч: больших и маленьких; раздаточный набор вырезанных из плотной бумаги или картона капель разного цвета и размера (по 2 капли – большая и маленькая шести цветов: красная, желтая, синяя, зеленая, коричневая, белая) – всего 12.

Рис. 7. Пример оформления карточек-моделей обозначения величины и изображения капель

Для работы с учебным пособием: модель пор года, разрезной материал (полоски).

Ход занятия:

Сегодня к нам пришел К-М., который пожаловался на то, что ему холодно, от дождя он весь промок, птицы куда-то улетают, листья с деревьев падают… Что это? Когда это бывает?

Дидактическая игра “Когда это бывает?”

У детей спрашиваются приметы осени по признакам: Что делают люди осенью на огороде? (в саду, в городе, в деревне)? Во что одеваются? Что созревает в саду? На огороде? Какая погода осенью? Что делают птицы? Звери? Что происходит с деревьями? Можно задавать вопросы в стихах:

1. Пусты поля, молчит земля, день убывает, когда это бывает?

2. Листья сыплются дождем, ветер с листьями играет,

То поднимет, то бросает. Когда это бывает?

3. Под ногами шелестят желтые листочки,

Отцвели и засыхают поздние цветочки.

Дождик землю заливает. Когда это бывает?

Показывеется детям модель года, разделенная на 4 поры года с закрашенной желтым цветом одной частью. Объясняется, что груг – целый год. Она его часть закрашена желтым цветом – это осень. Предлагается посмотреть как К-М. прятался от осеннего дождя.

Дидактические игры, направленные на ознакомление дошкольников с профессиями взрослых

Маленький ребенок нередко проявляет искренний интерес к занятиям взрослых: в точности копирует их поведение, подражает отцу и матери. Для успешного развития ребенка с ним необходимо проводить дидактические игры, посвященные ознакомлению с профессиями и с видами осуществляемых действий в рамках этих специальностей.

Дидактическая игра "Да или нет?"

Цель игры: развивать внимание, логическое мышление.

Ход игры: взрослый задает провокационные вопросы по теме, например,

Повар делает уколы, так ли это?

Дворнику нужен белый халат, так ли это?

Врач должен подметать двор, так ли это?

Шофер пользуется фанендоскопом, так ли это? и т. п.

Дидактическая игра "Кто это?"

Цель игры: развивать умение определять представителя той или иной профессии по отличительным признакам.

Ход игры: взрослый описывает представителя какой-либо профессии, дети угадывают кто это, например,

Ходит в белом халате,

На голове - белый колпак,

Без него все ребята останутся голодными, и т. п.

Дидактическая игра "Кто больше придумает"

Цель игры: развивать речь, умение грамотно составлять предложения.

Ход игры: дети придумывают предложения или словосочетания со словами, которые называет взрослый, например,

Градусник (Надо поставить Мише градусник.)

Горло (У Маши красное горло, и т. п.

Дидактическая игра "Что было, если бы...?"

Цель игры: обучит детей правильному построению предложений, развивать детское воображение и фантазию, быстроту мышления, речь.

Ход игры: воспитатель задает детям вопросы по теме, например,

Чтобы было, если бы не было поваров, и т. п.

Дидактическая игра "Две команды".

Цель игры: учить детей группировать предметы по их свойствам и принадлежностям, развивать способность к классификации, развивать внимание, логическое мышление.

Ход игры: взрослый выбирает двух участников - представителей определенной профессии (например, врач и повар). На стол выкладываются предметы, связанные с той или иной профессией: половник, градусник, шприц, терка, фанендоскоп, кастрюля, разделочная доска, шпатель и т. д. Участникам дается задание выбрать предметы, необходимые в своей профессии. (В игре можно использовать нарисованные изображения предметов.)

Дидактическая игра «Узнай предмет по деталям».

Цель: закреплять зрительный образ предмета, активизировать в речи названия деталей.

Ход игры: взрослый показывает ребёнку незаконченные рисунки предметов, изображение отдельных частей, основные детали.

Необходимо выбрать из картинок изображение целого предмета, который может быть собран из деталей, частей.

Например, корпус, трубка, диск, шнур - дисковый телефон.

Циферблат, браслет, стекло, стрелки - часы и т.д.

Дидактическая игра «Фантастические приборы».

Цель: стимулировать у детей творческое воображение, развивать связную речь.

Ход игры: ребёнок выбирает по две-три картинки из приборов, инструментов и фантазирует, какие действия может выполнять такая машина, где и для чего она может пригодиться.

Какой бытовой прибор получится, если соединить утюг и телевизор? Такой утюг сможет показывать на своём экране всю информацию о ткани, одежде. Этот прибор будет необходим в больших ателье.

Пила и пылесос: во время работы с пилой всегда много мусора - опилок. А пылесос сразу же будет весь мусор всасывать. Его будут использовать строители, столяры и другие мастера при ремонте мебели, дома и т.д.

Игры профессии для девочек

«Чем занимается врач»

Задайте девочкам вопрос, какие действия в своей работе выполняет врач, а дети пусть отвечают. Правильные ответы: лечит людей, слушает жалобы больных, делает операции, смотрит горло, слушает сердце, делает рентгеновские снимки, ультразвуковое исследование. Ответы могут быть очень разнообразными, в зависимости от познаний ребенка в той или иной области.

«Салон красоты»

Девочкам предлагается побывать в роли парикмахера и выполнить несложное действие: подстричь кукле волосы. Наверняка, каждая девочка с удовольствием возьмется за исполнение этой роли: ей предстоит самой «придумать» кукле прическу и самой осуществить свой замысел. Не забудьте только похвалить юную парикмахершу. Задайте ребенку по окончании следующие вопросы: понравилось ли тебе стричь куклу? Как называется та прическу, которую ты ей сделала? Как ты думаешь, какого характера должен быть работник парикмахерской? (веселого, грустного, безразличного, участливого). Почему ты так думаешь?

Игры профессии для мальчиков

«Программист»

Посадите мальчишек за компьютер и дайте задание «написать программу»: для этого откройте им чистый вордовский файл и попросите их набирать там буквы по определенной схеме. Суть игры заключается в том, чтобы по окончании задания ребенок смог объяснить вам, что ему понравилось, что показалось трудным или скучным. Спросите ребенка, хотел бы он в будущем приобрести себе профессию программиста и почему?

«Машинист»
Достаньте игрушечный паровоз с несколькими вагонами. Попросите мальчиков по очереди провести поезд через препятствия: выстроенную из кубиков площадку, тоннель, темный дремучий лес. Пусть ребенок по ходу игры следит за тем, чтобы сам поезд или вагоны нигде не перевернулись. Когда игра закончится, спросите его, легко ли ему было управлять поездом, с какими трудностями он столкнулся?

Таким образом, дидактические игры, посвященные теме профессии полезны тем, что знакомят детей с существующими специальностями, позволяют подробнее разобраться в их сущности, развивают внимание, логическое мышление, память, воображение, интерес к занятиям.

Наверное нет такого человека, который ни когда в своей жизни не играл в игру "Да-нет".
Суть игры заключается в том, чтобы отгадать некую тайну. Один человек загадывает, а другие отгадывают. Загадать можно любой объект (предмет), явление и т.д. Отгадать можно при помощи вопросов, но вопросы должны быть поставлены в такой форме, чтобы ответить можно было только "да" или "нет". Отсюда и название игры "Да-нет". Данная игра представлена на основе технологии по формированию у детей навыков сужения поля поиска (ДИХОТОМИЯ) созданной адаптированными методами ТРИЗ. Сегодня, мне хотелось бы познакомить Вас, уважаемые гости блога, с самым простым видом данной игры Линейная "Да-нет", т.е. игра в линейном ряду.


О достоинствах данной технологии можно говорить нескончаемо и почитать в книге "Технологии развития интеллекта дошкольников". Сидорчук Т.А., Прокофьева Н.Ю.
В данной игре развиваются мыслительные операции - сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Развивается ведущий вид мышления дошкольного возраста - наглядно-образное мышление. Развивается речь ребенка - во время игры дети должны научиться правильно задавать вопросы.
Итак, перейдем непосредственно к игре.
Цель игры: найти загаданную картинку с помощью наименьшего количества вопросов.

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти серединный объект.
Смотрим на фото выше. На фото пособие линейной "ДАНЕТКИ" с картинками.

Давайте поиграем.

Я загадала объект (солнышко) - естественно детям объект не называется.
На начальных (обучающих) этапах игры, игровое поле загибаем, когда находим серединку для наглядности, а затем для развития внимания игровое поле дети отсекают мысленно.
Вопросы, на которые ведущий отвечает "да":

Это справа от песка? (Песок - серединный объект) - "Да" (загибаем левую часть)


Вот, что остается на игровом поле. (напоминаю, что данный вариант игры самый простой и подходит для игры с детьми 2-3 лет)
- Это справа от зеленого круга? (теперь зеленый круг - серединный объект) - "Да"(загибаем левую часть)

Это справа от замка? "Да"
Загаданный объект - солнышко.

Напоминаю, что признак, по которому происходило сужение поля поиска, - это местонахождение объекта в линейном ряду.
Итак, игры "Да-нет" решают задачи освоения детьми разных видов пространства, которые разделяются в зависимости от местонахождения объекта: линейное (одномерное) пространство, плоскостное (двухмерное) пространство - объекты могут находиться как на горизонтальной, так и на вертикальной плоскости, и трехмерное (объемное) пространство - это может быть поиск объектов в шкафу, коробке, комнате и т.д. Постепенное освоение всех видов пространства в итоге позволяет ребенку играть в игры "Да-нет" интегрируя разные виды пространства.
С помощью линейных игр "Да-нет" можно играть с предметами, картинками, буквами, цифрами и числами.
Данные игры хорошо подойдут для подготовки детей к обучению в школе.
В следующей части мы поговорим о плоскостной "Да-нетке".