Мастер класс Интеллектуальные игры для детей «Сложи квадрат». Делаем своими руками. Квадраты Никитина материал по математике (подготовительная группа) на тему Развивающие игры никитиных сложи квадрат

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.

Получая части квадрата и задание "Сложи квадрат!", малыш выполняет несколько видов работ, но одинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они понимают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы "ледокола" надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишними подсказку и объяснение.

Как сделать игру Сложи квадрат

Приготовьте двадцать четыре разноцветных квадрата из бумаги размером восемь на восемь сантиметров. Наклейте их на плотный картон толщиною один-два миллиметра и положите под пресс. Когда клей высохнет, разметьте квадраты так, как показано на рисунке.

Аккуратно разрежьте квадраты на части по линиям, нанесенным на каждый квадрат. Разрезав на части один квадрат, обязательно поставьте с тыльной стороны номер квадрата на каждую его часть. И только затем разрежьте на части следующий квадрат. Не следует разрезать образец - квадрат номер один. Квадраты, изображенные на рисунке, служат ключом к решению, позволяют восстанавливать потерянные части квадрата и дают представление обо всех заданиях игры одновременно. Нумерация каждой из частей помогает взрослым контролировать выполнение задания.

Можно взять в качестве материала для квадратов цветной пластик. Внешний вид игры становится более привлекательным, и служить она будет дольше, но надо подобрать двадцать три разных оттенка цветов, это сложно, или окрасить в двадцать три цвета, да и обрабатывать в домашних условиях пластик труднее.

Для игры надо сделать или подобрать подходящую коробку, а для малышей двух-четырех лет кусочки от каждого квадрата целесообразно хранить в отдельном пакете или конверте, под тем же номером, что и сам квадрат.

Таким образом, у вас получится восемьдесят пять кусочков разноцветного картона, из которых можно сложить двадцать четыре квадрата. При этом оттенки цветов подберите настолько отличными друг от друга, чтобы все квадраты легко отличались по цвету.

Как играть в игру Сложи квадрат

Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на двадцать три кучки в порядке номеров. Тут ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки и, значит, развивает цветовое зрение. Во-вторых, сложить из каждой кучки кусков один квадрат такого же размера, как неразрезанный образец - квадрат номер один, чтобы получилось двадцать четыре целых квадрата. Это значит разрешить двадцать три задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые три квадрата разрезаны только на две части, затем восемь квадратов складываются уже из трех частей, затем из четырех и, наконец, даже из пяти. Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если не знакомы с образцом решения. Дети же решают эти "задачки" несколько лет, начиная с простых и затем добираясь до все более и более сложных.

Последовательность игры может быть следующая:

1. Сначала ребенок рассматривает образец - неразрезанный квадрат - квадрат номер один и складывает квадрат номер два, состоящий из двух частей. Если ребенок различает цвета, то можно сразу перейти к квадратам номер три и номер четыре. Ребенок самостоятельно достает из конверта кусочки квадрата, подбирает их по оттенкам цвета и складывает квадрат.

2. Постепенно увеличивайте число заданий, прибавляя каждый раз по одному-двум новым заданиям.

3. Предварительно смешайте части разрезанных квадратов (номер два, три и четыре), сложите все в один пакет. Ребенок сначала должен все рассортировать по цвету, а затем, как обычно, сложить квадраты.

4. Смешайте части, например, первых пятнадцати квадратов (или первых пяти, или первых десяти) и предложите ребенку разложить их не только по цвету, но и в порядке номеров. Такое задание могут выполнять те дети, которые считают и знают цифры.

5. Детям примерно с четырех лет и старше можно давать уже самый сложный вариант задания - разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все двадцать три квадрата, части которых перепутаны. Порядок складывания квадратов можно менять: один раз начинать с номеров два, три, четыре и т.д., а другой раз с номеров двадцать четыре, двадцать три, двадцать два и т.д.

6. Когда ребенок научится складывать самые сложные квадраты, можно дать задание "на время". А если есть несколько комплектов игры, то можно устроить настоящие соревнования.

7. В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям, а их можно разрезать, используя окружность и ее части или другие кривые, иначе располагать линии разреза, изменять число частей, на которые делится квадрат, и т.п. Здесь открывается необъятное поле деятельности для творческой фантазии и родителей, да и самих малышей, которые с удовольствием примут участие в такой работе.

Многие родители ломают голову, не зная, что подарить своему малышу на день рождения или Новый год. Ведь в арсенале уже имеется целый автопарк или кукольный дом и ребенка заинтересовать такой игрушкой можно ненадолго. Другое дело - различные развивающие пособия, такие как квадраты Никитина, которые ребенок с удовольствием будет собирать вновь и вновь, а когда подрастет, то можно будет переходить на новый, более сложный уровень.

Если нет возможности приобрести готовую игру, то квадраты Никитина вполне можно сделать своими руками из цветного картона, пластика или окрашенной фанеры. На это не уйдет много времени, а потребуется всего лишь расчертить одинаковые квадраты и разрезать их по готовому шаблону, который можно посмотреть в интернете.

Квадраты Никитина 1 уровень

Игра состоит из трех уровней и первый самый простой. В нем есть две рамочки-планшета, в которые вставляются детали шести квадратов. На этом этапе они состоят из двух или трех частей. Малыши уже с полутора лет могут собирать такие простые головоломки и одновременно изучать цвета.

Перед тем как предложить малышу игру «Сложи квадрат» Никитина нужно предложить ему разделить все детальки по , ведь кубик состоит только из одноцветных составляющих.


Квадраты Никитина 2 уровень

В этом комплекте, всё так же, состоящем из двух планшетов, разделенных на шесть квадратов, уже более сложное задание. Квадратики тут разделены уже на 4, 5 и 6 сегментов, что намного усложняет работу малышу и позволяет активизировать его умственные способности, развивая их.

Логическое и аналитическое мышление активно участвует в процессе игры, ведь недаром эти игры называются дидактическими – то есть развивающими. Если ребенку захотелось выйти за рамки простых квадратов, не мешайте ему, ведь пространственное мышление – это замечательно. Малыш может строить различные фигурки, которые придут ему на ум при помощи цветных кусочков.


Квадраты Никитина 3 уровень

Самый сложный уровень подразумевает деление квадратов на крупные и мелкие части – от 4 до 7. Это довольно непростая работа даже для взрослого и от ребенка она требует большой концентрации и работы как зрительных, так и умственных анализаторов.


Искусству оригами дети обучаются со школьной скамьи, а в большинстве случаев они знакомятся с бумагой, клеем и ножницами еще в детском садике, где вместе с воспитателями делают первые примитивные поделки. Вырезая фигуры из бумаги, сначала плоские, потом объемные, ребенок готовится к изучению геометрии в и очень важно привить ему любовь к Аристотелевой науке сразу, чтобы впоследствии не пропадал интерес, и все получалось. Объемный квадрат из бумаги - фигура, с которой обычно начинают знакомство со стереометрией. Обучившись несложным приемам изготовления этого многоугольника, вы сможете сооружать удивительные конструкции, в основе которых лежит обыкновенный куб.

Азы геометрии

Каждый человек без углубленных математических знаний сможет изготовить оригами из бумаги. Квадрат - на первый взгляд фигура очень простая, и соорудить ее не составит труда. Однако приступать к процессу нужно подготовленным, имея представление о бумажной сборке и не сильно расстраиваясь при первых неудачах. Прежде чем начать интересоваться тем, как сделать из бумаги квадрат, необходимо ознакомиться с азами геометрии. Не забывайте, что куб - прямоугольник, в котором все стороны равны и углы прямые. Это условие является обязательным, но допустимы погрешности в пару миллиметров.

Материалы для сборки

Изготовление квадрата происходит в несколько этапов. Вам понадобятся бумажный лист, клей или скотч, линейка, карандаш и ножницы. Если вы побоитесь начертить схему самостоятельно, готовую развертку можно распечатать на принтере. Чтобы кубик был ярким, каждую сторону можно обклеить цветной бумагой, блестящим скотчем или раскрасить разноцветными красками или мелками. Чтобы стороны квадрата со временем не испачкались и сохранили свой первоначальный вид, рекомендуется покрыть его прозрачной пленкой.

Квадрат из бумаги: схема изготовления

Геометрические фигурки полюбят изготавливать дети и взрослые - процесс настолько увлекательный, что очень скоро у вас появится целая коллекция разнообразных кубиков. Перед началом работы необходимо запастись нужным количеством бумаги, которой хватит на все стороны, чтобы впоследствии не пришлось доклеивать к имеющемуся каркасу недостающие элементы. Развертка выполняется на ватмане или картоне. Материал должен быть в меру плотным, чтобы фигура не помялась при сборке, но слишком толстый лист бумаги также не подойдет. Особое условие - наличие дополнительных граней по бокам некоторых сторон, при помощи которых будет происходить склеивание куба. Объемный квадрат состоит из восьми одинаковых сторон. Чтобы не ошибиться с выбором ватмана, выполните все расчеты до нанесения чертежа на лист бумаги.

Сборка куба

Как только развертка будет готова, ее необходимо вырезать ножницами. Соединение можно произвести любым клеем или Чтобы грани квадрата были ровными, перед склеиванием каждую линию сгиба нужно согнуть несколько раз. Теперь карандашный чертеж можно стереть, чтобы куб имел эстетический вид. В зависимости от того, для какой цели делается поделка, ее можно украсить разными способами: обклеить блестящей глянцевой пленкой или цветной бумагой, раскрасить или приклеить яркие наклейки.

Предложите увлекательным процессом, и вскоре в вашем доме появится коллекция кубиков разных цветов и размеров. Когда вы будете знать, как сделать из бумаги квадрат, вам будет несложно создавать миниатюрные поделки, которые можно превращать, например, в игральные кубики. Если в доме растет маленький ребенок, вы можете обклеить несколько фигурок цветной лентой, чтобы получить уникальный комплект кукольной мебели.

Немного фантазии…

Если вы решили сделать необычное оригами из бумаги, квадрат можно превратить в Для этого его следует изготовить из материала белого цвета. Оптимальная длина каждой грани - 1,5-2 см. Прежде чем приступить к изготовлению миниатюрного куба, необходимо потренироваться и начать обучение искусству оригами с фигуры большего размера. Как только техника будет полностью изучена, вы сможете создавать шедевры, в основе которых лежит простая Зная, как сделать из бумаги квадрат, вы с легкость сможете перейти к следующему этапу обучения - моделированию оригинальных объемных поделок.

Человечки из бумаги

В России и на Западе уже давно подмечена тенденция выпускать детские наборы для создания людей и зверят, в основе которых лежит объемный квадрат из бумаги. Схема ничем не отличается от развертки простого куба, только для некоторых частей пропорции изменены. Так, собрав вместе квадраты разных размеров, можно сконструировать интересные поделки. Разобравшись с ребенком в этой несложной технике, вы сможете создавать шедевры своими руками и не тратиться на дорогостоящие наборы по рукоделию. Лучше, если рисунок будет нанесен на бумагу сразу, а не после сборки всей фигуры.

Чтобы сохранить эстетичность изделия, склеивать грани необходимо твердым клеем, а не скотчем. на бумаге хорошо заметна, и поделка будет выглядеть не лучшим образом. Разобравшись с тем, как сделать из бумаги квадрат, вы с легкостью сможете изготовить уникальные поделки и собрать целую коллекцию, ведь оригами - увлекательное искусство, которое доступно людям всех возрастов.

1 уровень

2 уровень

Купить игру Никитиных СЛОЖИ КВАДРАТ 3 уровень

Описание игры

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула нас на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.

Получая части квадрата и задание “сложи квадрат”, малыш выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они напоминают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможныхвзаимоотношений и взаиморасположений. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы “ледокола” надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишним подсказку и объяснение.

Как сделатьигру

Приготовьте24разноцветныхквадратаизбумагиразмером 80x80 мм. Наклейте их на плотный картон толщиною 1-2 мм и положите под пресс. Когда клей высохнет, разметьте квадраты так, как показано на рис. 28. Аккуратно разрежьте квадраты на части по линиям, нанесенным на каждый квадрат. Разрезав на части один квадрат, обязательно поставьте с тыльной стороны номер квадрата на каждую его часть. И только затем разрежьте на части следующий квадрат. Не следует разрезать образец – квадрат № 1 (СК-1).

Рис. 28

Рис. 29

Квадраты, изображенные на рис. 28–29, служат ключом к решению, позволяют восстанавливать потерянные части квадрата и дают представление обо всех заданиях игры одновременно. Нумерация каждой из частей помогает взрослым контролировать выполнение задания.

Можно взять в качестве материала для квадратов цветной пластик. Внешний вид игры становится более привлекательным, и служить она будет дольше, но надо подобрать 23 разных оттенка цветов, это сложно, или окрасить в 23 цвета, да и обрабатывать пластик труднее.

Для игры надо сделать или подобрать подходящую коробку, а для малышей 2–4 лет кусочки от каждого квадрата целесообразно хранить в отдельном пакете или конверте под тем же номером, что и квадрат.

Таким образом, у вас получится 85 кусочков разноцветного картона, из которых можно сложить 24 квадрата. При этом оттенки цветов подберите настолько отличными друг от друга, чтобы все квадраты легко отличались по цвету.

Как играть

Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки в порядке номеров. Тут ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки, и, значит, развивает цветовое зрение. Во-вторых, сложить из каждой кучи кусков один квадрат такого же размера, как неразрезанный образец СК-1, чтобы получилось 24 целых квадрата. Это значит разрешить 23задачипостепенновозрастающейсложности.Ведьпервые 3 квадрата разрезаны только на 2 части, затем 8 квадратов складываются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, даже из 5. Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если не знакомы с образцом решения. Малыши же решают эти “задачки” несколько лет, начиная с простых и затем добираясь до все более сложных.

Любочке исполнилось 1,5 года, когда взял я для нее первые пакеты с квадратами и начал рассказывать сказку: “Жила-была девочка Любочка. Такая она была мастерица, все умела делать и даже большими ножницами резать бумагу и картон. И сделала она своим куколкам разные цветные квадратики для дорожки, красивые-красивые. Целый день делала, а вечером сложила эти квадратики в такие серые пакеты и легла спать... Прошла ночь, а утром Любочка взяла пакетики и стала доставать свои квадратики...” Тут я даю Любе первый пакет, и она достает оттуда черный квадрат. Услышал сказку и 4-летний братишка Ваня. Он устроился рядом и наблюдает за мной и Любой.

– Вот из таких хороших квадратиков сделает Любочка дорожку для куклы Юли. Давай положим квадратик около куклы.

И Люба старательно придвигает первый квадратик к кукле. Но во втором пакете лежит не квадрат, а 2 прямоугольника, и Любочка в недоумении смотрит на них. Я тоже “удивлен”.

– Кто-то разрезал квадратик, и получилось два прямоугольника. Что же нам теперь делать, Любочка?

Люба переводит взгляд с прямоугольников на меня, а потом берет их и прижимает одну половинку к другой; они, к счастью, повернуты окрашенной стороной к нам. Я не могу удержаться от улыбки и уже радостным тоном говорю Любе: “Вот хорошо! Положи теперь их рядом с черным квадратиком!” И она осторожно укладывает кусочки картона на стол. Первый кусочек ложится рядом с целым квадратом, а второй сдвинулся вперед, и Люба пытается его придвинуть вплотную. Удается это ей не сразу: то кусочек оказывается впереди, то сзади. Мы с Ваней не менее самой Любы хотим, чтобы он лег хорошо, и внимательно наблюдаем за ней. Но вот, наконец, он на месте, Люба смотрит на нас, а мы оба улыбаемся, говорим: “Хорошо положила!”, а Ваня даже хлопает в ладоши и радостно добавляет “Уля, уля!” (Ура!)

Но следующий квадрат, разрезанный по диагонали, у Любы никак не складывается – половинки сдвигаются то вперед, то назад, никак не останавливаются там, где надо. Мы молча смотрим с Ваней, а Люба через 30 секунд оставила непослушные половинки и повернулась к кошке, прыгнувшей на скамейку. Мы не стали звать Любу, и дальше кусочки квадратов доставал из пакетов Ваня, аккуратно прикладывая их один к другому, устраняя даже миллиметровые щели, и сделал цветную дорожку для куклы почти через весь стол. Не получилось у него квадрата только из пакета СК-10.

– Очень хорошая, ровная дорожка получилась у куколки! – подбодриляВаню.–Сумеешьтыпробежатьпальчикамипотакой дорожке? Вот так! – ставлю я указательный и средний пальцы на дорожку и осторожно “переступаю” по ней. Ваня копирует мои движения, и после “прогулки” мы снова возвращаемся к СК-10.

– А эти трудные кусочки давай сложим пока в десятый пакет. И запишем в твой дневник, что сложил сегодня девятый квадрат. Молодец, Ваня!

Люба вернулась к нам от кошки, когда мы с Ваней укладывали квадраты в свои пакеты. Ваня разложил пустые пакеты в рядок “по порядку”, т. е. так, чтобы крупные цифры на каждом конверте были видны и шли в порядке номеров (это тоже своего рода задание – “разложить пакеты по номерам”). А теперь он брал пакет СК-3 и, проверив, что на кусках квадрата с тыльной стороны стоит цифра 3, укладывал в пакет. Любе это тоже захотелось делать, и Ваня, давая ей очередной пакет, пояснил: “Сюда зеленые кусочки положи!” Так Люба помогла нам уложить остальные квадраты по пакетам, усвоив, видимо, при этом, что в каждый пакет складывают только одноцветные кусочки.

Через два дня, когда мы стали складывать из квадратиков “паркетный пол”, у Любы получилось уже 3 квадрата: СК-2, СК-4 и СК-5.

Так постепенно малыши решают эти “задачки”: сегодня удалось сложить только квадрат СК-2, а через два дня СК-3 и СК-4. А потом несколько раз подряд ни одного нового квадрата сложить не удалось, и игру “забыли” на неделю или даже больше. Вернувшись к ней, малыш сможет не только справиться с первыми, когда-то им решенными задачами, но и шагнуть значительно дальше.

В игре “Сложи квадрат” нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача взрослых – исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить. Начало новой игры обязательно должно быть связано с приятными переживаниями для ребенка, если мы хотим, чтобы игры его увлекали.

Усложнениявигревводятсяпримерновтакойпоследовательности:

1. Сначала дать только образец СК-1 и конверт с квадратом СК-2. Сможет ли малыш достать их сам из конвертов и уложить рядом вплотную? Если он различает цвета, то можно дать сразу 4 конверта. Пусть ребенок сам достает из конвертов кусочки квадрата, сам переворачивает их лицевой стороной вверх, сам подбирает куски одного цвета (тона), сам вкладывает квадрат. После игры он сам может уложить куски квадратов в конверты или пакеты.

2. Можно увеличивать число конвертов с квадратами, прибавляя каждый раз по 1–2 новых (но можно предложить и 8–10 новых сразу, если есть уверенность, что малыш с большинством справится) и укладывая в виде дорожки, большого квадрата (из 4, 9 или 16 штук) или в виде прямоугольника (из 6, 8, 10, 12 штук).

3.Можнопредварительносмешиватькусочкиотнескольких квадратов и помещать их в один пакет, чтобы у малыша была необходимость рассортировать их сначала по цвету на кучки; а складывают квадраты как обычно, последовательно разбирая каждую кучку.

4. “Злая фея” смешала в одном пакете 5–10 и даже 15 квадратов, и их надо разложить не только в кучки по цвету, но и в порядке номеров. Такое задание могут делать развитые малыши уже с 2,5–3 лет, т. е. со времени, когда они начинают считать и узнавать цифры. Цифры им попадаются и в других играх, и если у взрослых нет боязни, что это “непосильно”, что знание цифр “превышает возрастные возможности”, и взрослые будут обращаться с цифрами, как со всеми другими словами и понятиями, то малыши легко запоминают и пользуются цифрами рано (на линейке, на часах, на термометре и т. п.).

5. Примерно с 4 лет и старше можно давать уже самый сложный вариант – разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, куски которых какой-то “неряха” свалил в кучу и перепутал. Тогда понадобится и коробка размером 85x85 мм, куда их укладывают один на другой. Порядок складывания можно иногда изменять: один раз начинать с № 1, 2, 3, 4 и т. д., а в следующий раз начинать с конца, т. е. с № 24, 23, 22 и т. д., чтобы наверху оказался целый квадрат СК-1. Если к этому времени еще будут оставаться “труднющие квадраты”, не поддающиеся малышу, то их можно откладывать в отдельный конверт или, судя по обстановке, добавлять к тем, что лежат вместе.

6. В тех случаях, когда надо, например, помочь малышу усвоить нумерацию чисел от 1 до 24, задание можно изменять и, перевернув все кусочки на столе тыльной стороной вверх, раскладывать их не по цвету, а по номерам на каждом куске квадрата. Цвет тогда может служить только для контроля или вообще “не играть”. Их даже складывать в квадраты можно номерами вверх.

7. Когда малыш будет справляться с самыми сложными квадратами, можно давать задание “на время”. Для этого договоритесь оправилах.Например,перед началомребенокготовитдлясебя стол, ставит на него коробку, открывает крышку и убирает ее со стола, но кусочки из коробки не высыпает. Только по команде судьи “На старт! Внимание! Начали!” можно высыпать куски из коробки на стол и начинать сортировку и укладку в квадраты. Одновременно пускается секундомер или записывается время на часах с секундной стрелкой. Улучшая каждый раз свой “рекорд”, т. е. сокращая время на разборку и укладку, малыш учится находить рациональные приемы работы, экономить время и постепенно из медлительного становится быстрым и расторопным. А если есть несколько комплектов игры, то можно устраивать настоящие соревнования со всеми спортивными атрибутами.

8. И, наконец, вершина усложнения игры и безграничное ее расширение – придумывание и изготовление новых квадратов к уже имеющимся 24. В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям, а ведь можно разрезать, используя окружность и ее части или другие кривые, иначе располагать линии разреза, изменять число частей, на которые делится квадрат, и т. д. и т. п. Здесь открывается необъятное поле деятельности для творческой фантазии и детей, и взрослых. Сколько новых “квадратов-головоломок” еще можно создать!

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.

Получая части квадрата и задание "Сложи квадрат!", малыш выполняет несколько видов работ, но одинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они понимают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам

цветов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы "ледокола" надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишними подсказку и объяснение.

Как сделать игру

Приготовьте 24 разноцветных квадрата из бумаги размером 80Х80 мм.

Наклейте их на плотный картон толщиною 1 -2 мм и положите под пресс. Когда клей высохнет, разметьте квадраты так, как на рисунке.

Аккуратно разрежьте квадраты на части по линиям, нанесенным на каждый квадрат. Разрезав на части один квадрат, обязательно поставьте с тыльной

сторон ы номер квадрата на каждую его часть. И только затем разрежьте на части следующий квадрат. Не следует разрезать образец - квадрат N 1 (СК-1).

Квадраты, изображенные на рисунке, служат ключом к

решению, позволяют восстанавливать потерянные части квадрата и дают представление обо всех заданиях игры одновременно. Нумерация каждой из частей помогает взрослым контролировать выполнение задания.

Можно взять в качестве материала для квадратов цветной пластик. Внешний вид игры становится более привлекательным, и служить она будет дольше, но надо подобрать 23 разных оттенка цветов, это сложно, или окрасить в 23 цвета, да и обрабатывать пластик труднее.

Для игры надо сделать или подобрать подходящую коробку, а для малышей 2 - 4 лет кусочки от каждого квадрата целесообразно хранить в отдельном пакете или конверте, под тем же номером, что и квадрат.

Таким образом, у вас получится 85 кусочков разноцветного картона, из которых можно сложить 24 квадрата. При этом оттенки цветов подберите

настолько отличными друг от друга, чтобы все квадраты легко отличались по цвету.

Как играть

Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки в порядке номеров. Тут ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки и, значит, развивает цветовое зрение.

Во-вторых, сложить из каждой кучки кусков один квадрат такого же размера, как не разрезанный образец СК-1, чтобы получилось 24 целых квадрата. Это значит разрешить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны только на 2 части, затем 8 квадратов складываются уже из

3 частей, затем из 4 и, наконец, даже из 5. Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если не знакомы с образцом решения. Малыши же решают эти "задачки" несколько лет, начиная с простых и затем добираясь до все более и более сложных.

Любочке исполнилось 1,5 года, когда я взял для нее первые пакеты с квадратами и начал рассказывать сказку: "Жила-была девочка Любочка. Такая она была мастерица, все умела делать и даже большими ножницами резать бумагу и картон. И сделала она своим куколкам разные цветные квадратики для дорожки, красивые, красивые. Целый день делала, а вечером сложила эти

квадратики в такие серые пакеты и легла спать... Прошла ночь, а утром Любочка взяла пакетики и стала доставать свои квадратики..." Тут я даю Любе первый пакет, и она достает оттуда черный квадрат. Услышал "сказку" и 4-летний братишка Ваня. Он устроился рядом и наблюдает за мной и Любой.

"Вот из таких хороших квадратиков сделает Любочка дорожку для куклы Ляли! Давай положим квадратик около куклы!" И Люба старательно придвигает первый квадратик к кукле.

Но во втором пакете лежит не квадрат, а два цветных прямоугольника, и Любочка в недоумении смотрит на них. Я тоже "удивлен".

Кто-то разрезал квадратик, и получилось два прямоугольника. Что же нам теперь делать, Любочка?

Люба переводит взгляд с прямоугольников на меня, а потом берет их и прижимает одну половинку к другой, они, к счастью, повернуты окрашенной стороной к нам. Я не могу удержаться от улыбки и уже радостным тоном говорю Любе: "Вот, хорошо! Положи теперь их рядом с черным квадратиком!" - и та осторожно укладывает кусочки картона на стол. Первый кусочек ложится рядом с целым квадратом, а второй сдвинулся вперед, и Люба пытается его придвинуть вплотную. Удается это ей не сразу: то кусочек оказывается слишком впереди,то сзади. Мы с Ваней не менее самой Любы хотим, чтобы он лег хорошо, и внимательно наблюдаем за ней. Но вот наконец он сдвинут на место, Люба смотрит на нас, а мы оба улыбаемся, говорим: "Хорошо положила!", а Ваня даже хлопает в ладошки и радостно добавляет: "Уля, Уля" ("Ура!")

Но следующий квадрат, разрезанный по диагонали, у Любы никак не складывается - половинки сдвигаются то вперед, то назад, никак не останавливаясь там, где надо. Мы молча смотрим с Ваней, а Люба через 20 -30 секунд оставила непослушные половинки и повернулась к кошке, прыгнувшей на Любину скамейку. Мы не стали звать Любу, и дальше кусочки квадратов доставал из пакетов Ваня, очень тщательно прикладывал их один к другому, устраняя даже миллиметровые щели, и сделал цветную дорожку для куклы почти через весь стол. Не получилось у него квадрата только из пакета СК-10.

Очень хорошая, ровная дорожка получилась у куколки! - переводил я внимание Вани с неудачи на кусочках из десятого пакета на то, что у него получилось.

Сумеешь ты пробежать пальчиками по такой дорожке! Вот так! - ставлю я указательный и средний палец на дорожку и осторожно "переступаю" по ней. Ваня копирует мои движения, и после "прогулки" мы снова возвращаемся к СК-10.

А эти трудные кусочки давай сложим пока в десятый пакет. И запишем в твой дневник, что сложил сегодня даже девятый квадрат. Молодец, Ваня!

Люба вернулась к нам от кошки, когда мы с Ваней уже укладывали квадраты в свои пакеты. Ваня разложил пустые пакеты в рядок "по порядку", т. е. так, чтобы крупные цифры на каждом конверте были видны и шли в порядке номеров (это тоже своего рода задание - "разложить пакеты по номерам"). А теперь он брал пакет СК-3 и, проверив, что на кусках квадрата с тыльной стороны стоит цифра 3, укладывал их в пакет. Любе это тоже захотелось делать, и Ваня, давая ей очередной пакет, пояснил: "Сюда зеленые кусочки положи!"

Так Люба помогла уложить нам остальные квадраты по пакетам, усвоив, видимо, при этом, что в каждый пакет складывают только одноцветные кусочки. Через два дня, когда мы стали складывать из квадратиков "паркетный пол", у Любы получились уже три квадрата: СК-2, СК-4 и СК-5.

Так малыши разрешают эти "задачки" постепенно: сегодня удалось сложить только квадрат СК-2, а через два дня СК-3 и СК-4. А потом несколько раз подряд ни одного нового квадрата сложить не удалось, и игру "забыли" на неделю или даже больше. А когда игра порядочно забылась для малыша, то,

возвратившись к ней, малыш сможет не только справиться с первыми, когда-то им разрешенными "задачами", но и шагнуть значительно дальше.

В игре "Сложи квадрат" нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача старших -- исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить. Начало новой игры обязательно

должно быть связано с приятными переживаниями для ребенка, если мы хотим, чтобы игры его увлекали.

Последовательность игры может быть следующая:

1. Сначала ребенок рассматривает образец СК-1 и складывает квадрат СК-2. Если малыш различает цвета, то можно сразу перейти к квадратам СК-3 и СК-4. Ребенок самостоятельно достает из конверта кусочки квадрата, подбирает их по цвету (тону) и складывает квадрат.

2. Постепенно увеличивайте число заданий, прибавляя каждый раз по 1 - 2 новых.

3. Предварительно смешайте части разрезанных квадратов (2, 3, 4), сложите все в один пакет. Ребенок сначала должен все рассортировать по цвету, а затем, как обычно, сложить квадраты.

4. Смешайте части квадратов вплоть до 15 (1 -- 5, 1 -- 10 или даже 1 - 15) и предложите ребенку разложить их не только по цвету, но и в порядке номеров. Такое задание могут выполнять те дети, которые считают и знают цифры.

5. Детям примерно с 4 лет и старше можно давать уже самый сложный вариант задания -- разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, части которых перепутаны. Порядок складывания квадратов можно менять: один раз начинать с N 1, 2, 3, 4..., а другой -- с N 24, 23, 22 и т.д.

6. Когда ребенок научится складывать самые сложные квадраты, можно дать задание "на время". А если есть несколько комплектов игры, то можно устроить настоящие соревнования.

7. В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям, а их можно разрезать, используя окружность и ее части или другие кривые, иначе располагать линии разреза, изменять число частей, на которые делится квадрат, и т. п. Здесь открывается необъятное поле деятельности для творческой фантазии и родителей, да и самих малышей, которые с удовольствием примут участие в такой работе

Москва, "Педагогика" , 1981 год

Захотели перекусить? Попробуйте очень вкусные и недорогие суши Подольск . Воспользуйтесь быстрой и бесплатной доставкой суши в Подольске.