Музыкальные игры с пением старшая группа. Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста. Игры с бубном

Психологами давно доказано положительное влияние музыки на ребёнка. Дети более чувствительны, открыты и эмоциональны, чем взрослые, поэтому способны улавливать различные подробности музыкальных произведений. Но специальные занятия по приобщению к этому виду искусства предусмотрены в детском саду только дважды в неделю: там большей частью происходит обучение вокальным навыкам и основным ритмическим движениям. Поэтому ребятам обязательно необходима практика, где они могли бы упражнять усвоенные знания и приобретённые способы действий. В этом малышам могут помочь музыкальные игры. Эта деятельность должна быть неотъемлемой частью не только утренников, но и обычных занятий, режимных моментов и просто свободного времени.

Значение музыкальной игры для дошкольника

Задача любого дошкольного учреждения - создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:

  1. Отрабатывают вокальные и ритмические навыки, развивают эстетический вкус. В ходе игры дошкольник выполняет разного рода задания, действия его направлены на процесс узнавания мелодии, определение её характера. И музыкальная игра в отличие от обычного танца стимулирует детей слушать мелодию внимательно и сознательно, согласовывая свои движения с началом и окончанием композиции. Помимо этого, музыкальные игры закрепляют знание детьми .
  2. Развивают у малыша быстроту реакции, активизируют чувства, воображение, образное мышление. Ведь в подобных играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация.
  3. Развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать движения собственного тела.
  4. Улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть индивидуальные психологические проблемы. Эта деятельность позволяет увлечь слишком активных дошкольников, имеющих проблемы с дисциплиной, и раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их контактность. Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе.
  5. Имеют оздоровительное значение. Прежде всего, это укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, становление правильной артикуляции, общей и мелкой моторики. Танцевальные движения позволяют эффективно снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

Музыкальные игры, действительно, очень способствуют снятию напряжённости и раскрепощению дошкольников. В педагогической практике автора данной статьи была одна стеснительная девочка, которая практически не отвечала на занятиях, было сдержана в общении с одногруппниками. Но однажды я организовала с дошкольниками (на тот момент это была средняя группа) музыкальную игру «Тётя Весельчак», она очень динамичная и забавная. Так вот, эта девочка так раскрепостилась, так эмоционально выплясывала, что я на неё взглянула совсем другими глазами.

Музыкальные игры сопосбствуют раскрепощению малышей, более быстрой адаптации их в детском коллективе

Приёмы организации музыкальной игры в разном дошкольном возрасте

В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) музыкальные игры носят ознакомительный характер. Они простые, подвижные, хороводные, совершенно не осложнённые теорией (например, воспитатель ходит с малышами под музыку «паровозиком», инсценирует коротенькую песенку или водит хоровод с очень простыми действиями).

Во второй младшей группе (3–4 года) дети уже знакомятся с простейшими музыкальными инструментами, учатся элементарно характеризовать мелодии (высокие и грустные, тихие и громкие, медленные и быстрые), осваивают некоторые танцевальные движения. Исходя из этого, и строятся музыкальные игры, например, «Птички и птенчики», «Отгадай, на чём я играю», «Какой колокольчик звенит?». При этом воспитатель активно использует жесты (низкие звуки - держит руки на животе, средние - соответственно, на груди и высокие - возле головы), картинки (бодрая музыка - изображение марширующих ребят, спокойная - спящих), игрушки (аналогично показывает, как кукла шагает или спит).

В младшей группе усложняются подвижные игры: малыши должны выполнить движения согласно темпу музыки. Музыкальные атрибуты также начинают включаться в сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад»).

Во второй младшей группе малыши уже способны выполнять движения в соответствии с темпом музыки

Воспитанники среднего звена (4–5 лет) уже имеют определённый музыкальный опыт, поэтому к вышеуказанным играм добавляются самостоятельные действия с дидактическими материалами (к примеру, «Озвучь инструмент на картинке»). Воспитатель должен создавать дошкольникам среду для самостоятельной деятельности - предлагать им настольно-печатные пособия: например, музыкальное лото или домино.

Воспитанники средней группы обычно с удовольствием играют в домино, в том числе музыкальное

Более успешно проходят игры из серии «Спокойное музицирование» на определение характера музыки. Однако музыкальные подвижные игры с правилами ещё вызывают затруднение. Некоторым малышам сложно сориентироваться, они запаздывают, начинают двигаться лишь после своих товарищей, не могут выдержать долгих пауз (убегают на место). Это обусловлено особенностями развития нервной системы, либо ребёнок часто болеет и редко посещает детский сад. К таким ребятам необходим индивидуальный подход. К примеру, педагог подсказывает: «Когда музыка станет громкой, будет танцевать Саша, а когда тихой - Катя».

Хороводные игры с дошкольниками пятого года жизни уже не вызывают затруднений. Исключением могут стать лишь игры на определение силы звучания: чем тише музыка, тем медленнее нужно идти в хороводе.

Музыкальные же игры для старших дошкольников становятся уже более сложными и разнообразными. Дети шестого года жизни уже вполне самостоятельно занимаются с дидактическими пособиями, а будущие школьники (6–7 лет) споосбны даже проводить без педагога небольшим коллективом подвижные и хороводные игры, сами подбирая необходимые атрибуты. Исключением опять-таки будут недостаточно усидчивые ребята, с неуравновешенной психикой либо часто болеющие.

Воспитанники подготовительной группы уже могут самостоятельно организовать хороводную игру

Некоторые активные дети (лидеры по натуре) любят брать на себя роль педагога, проводят подвижные игры, однако, чересчур увлекаясь, они, иногда

Музыкальные подвижные театрализованные игры для детей старшего дошкольного возраста


Холодная Ирина Владимировна, музыкальный руководитель МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 191»

Описание материала:
Предлагаю Вашему вниманию авторские музыкальные театрализованные игры для дошкольников. Возраст 5-7 лет. Использование музыкальных игр с озвучкой позволяет максимально сократить процесс разучивания - до одного занятия, и сделать возможным применять игру в группе или на прогулке при наличии МП3 плеера.
Оборудование: Атрибуты к играм, шапочки-ободки.
Подготовительный этап: прослушивание игры, краткое объяснение.

1.Игра "Дирижер" (замри)
Автор И. Холодная
Задачи: Учить детей ритмично двигаться, ритмично аккомпанируя себе на шумовых музыкальных инструментах. Закреплять умение чётко реагировать на смену музыкальных фрагментов. Развивать двигательную координацию, согласовывая свои движения с движениями ведущего.
Атрибуты: дирижерская палочка.
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия.
«Мы в «замри» играть все любим, будем прыгать и скакать
Дирижер сегодня будет всем нам палочкой махать.
На него мы поглядим и движенья повторим
1-2-3 – замри!»
Дирижер – ребенок с дирижерской палочкой в сторонке дирижирует. Дети двигаются произвольно, стучат в такт музыке шумовыми муз. инструментами.
На слово «замри» Дирижер сам замирает, показывая позу детям. Дети повторяют позу Дирижера. Далее Дирижер выбирает понравившегося ребенка, передает дирижерскую палочку. Игра повторяется.

2. Игра "Принцессы и драконы"
Автор И. Холодная
Задачи: Развивать выразительность музыкально-игровых образов. Согласовывать движения с характером музыкального фрагмента.
Атрибуты: Ленточки
Ход игры: Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия.
«Драконы большими шагами шагают
Огромные крылья свои распускают
Принцессы драконов совсем не боятся
Заставят Драконов себе подчиняться!
Принцесса ленточкой взмахнет –
Дракон, как каменный, замрет!»
Девочки – Принцессы с ленточками в руках стоят в четырех углах зала.
Мальчики – Драконы шагают высоким шагом, машут руками.
До какого Дракона принцесса ленточкой дотронется, тот замирает.
Далее Принцессы считают пойманных драконов.

3. Игра Колпачок и палочка
Автор И. Холодная
Задачи: Совершенствовать лёгкий танцевальный бег по кругу. Развивать слуховое внимание и чувство ритма.
Атрибуты: Колпачок, палочка.
Ход игры:

"На носочках друг за другом мы бежим веселым кругом
Будет палочка стучать, а ладошки повторять
И обратно друг за другом мы бежим веселым кругом,
Палочка, ты не молчи! Ритмы четко простучи!"
Дети стоят в кругу. В центре круга Водящий с палочкой, достающей до пола и в ярком колпачке, закрывающем глаза ребенка.
1.Дети легко на носочках бегут по кругу в одну и другую сторону. Водящий стоит.
2.Водящий отстукивает ритм палочкой по полу, дети одновременно хлопают в ладоши.
3.Дети два раза хлопают и говорят «Повернись!»
Водящий прыжком, опираясь на палочку, поворачивается на 180 %, и так 3 раза, когда дети говорят «Покажи!», водящий поднимает двумя руками перпендикулярно палочку, указывая на какого – либо ребенка. Поскольку колпачок закрывает глазки, водящий не видит на кого показывает, игра приобретает достаточный интерес у детей.
Ребенок, на которого указала палочка выходит. Сам, или с помощью педагога снимает колпачок, затем берет палочку, становится Водящим. Игра повторяется.

4.Летчики, на аэродром!
Авторская компиляция игры М. Раухвергера.
Задачи: учить ориентироваться в пространстве, используя различные виды имитационных движений; развивать знания о странах и континентах, совершенствовать коммуникативные навыки; способствовать созданию положительного эмоционального фона в детском коллективе
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:
1. «Летчики, на аэродром!» Дети присаживаются
2. «Заводим моторы!» Дети сидя (обязательное условие, чтобы было чередование двигательной активности и отдыха) делают «моталочку» согнутыми руками.
3. «В полет!» Дети изображают полет самолета (летают)
4. «Внимание, посадка!» Дети присаживаются на корточки.
5. Далее выполняются подражательные движения животных тех стран и континентов, в которые прилетают самолеты.

5. Игра "Маленькая Фея"
Автор И. Холодная
Задачи: Выразительно передавать характер музыки. Учить творчески использовать знакомые танцевальные движения.
Атрибуты: Цветок, шапочка Феи
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:
«Маленькая Фея кружится, танцует!
Веточкой чудесной волшебство рисует!
Кому на плечо цветок упадет,
Тот с Феей в кружок танцевать пойдет!
Что же, Феечка, давай!
Ребятишек выбирай!»
Девочка - «Фея» с цветком импровизирует под музыку, на окончание дотрагивается цветком до сидящих или стоящих в кругу детей, выбранные дети танцуют вместе с Феей. Далее выбирается новая Фея.

Игры для развития звуковысотного слуха

«Музыкальное лото»

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон).

Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

«Ступеньки»

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.
В игре участвует несколько детей.

«Угадай колокольчик»

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соотвётствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания.

Ход игры. Ребёнок - ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок на нижней, если звенит, большой колокольчик; желтый на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый - на верхней, если звенит маленький колокольчик.
Играют несколько детей.

«Повтори звуки»

Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый –«динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному) или кружочки любого цвета; металлофон.

Ход игры. Воспитатель - ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): «дан-дан-дан». Зелёный бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон.» Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.
Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку (или кружочек), и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.
Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).



«Найди нужный колокольчик»

Игровой материал : Пять наборов колокольчиков но типу «Валдай».

Ход игры : В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком.
Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.
Игра проводится в свободное от занятий время.

«Три поросенка»

Программное содержание: Учить детей различать по высоте звуки мажорного трезвучия (до-ля-фа).

Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросенка» и ее персонажей. Он говорит, что поросята теперь живут в одном домике и очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают кто из них поет таким голосом и повторяет его песенку. При выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросенка.

«Прогулка»

Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры. Дети рассаживаются вокруг взрослого (музыкального руководителя или воспитателя).

"Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице", - взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. "А теперь мы вышли на улицу, - продолжает взрослый. - Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!" Частыми ударами передает бег. Дети повторяют. "Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю", - взрослый вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. "Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок", - ударяет молоточком в произвольном ритме, дети повторяют. "Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень", - взрослый постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. "Испугались ребята, побежали домой", - быстро и ритмично ударяет молоточком.

Примечание: Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки или другие ударные инструменты (металлофон, ксилофон и др.)

К игровому материалу можно добавить и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель). Дети должны передать ритмический рисунок - выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие - частым. Например: «Таня взяла мяч,- говорит воспитатель,- и стала медленно ударять им о землю. Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.«Пошел частый, сильный дождь,- продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки. Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

«Определи по ритму»

Программное содержание: Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка.

Ход игры: Разучивая с педагогом попевку дети прохлопывают ее ритм, научившись этому они учатся узнавать знакомые попевки по предложенному рисунку.

«Петушок» рус.н.м. «Мы идем с флажками» «Дождик»

Петушок, петушок, Е.Тиличеевой рус.н.м.

Золотой гребешок! Мы идем с флажками, Дождик, дождик!

Что ты рано встаешь, Красными шарами. Веселей!

Деткам спать не даешь? Капай, капай,

Не жалей!

В ритмических рисунках квадраты обозначают короткие звуки, прямоугольники – длинные звуки.

«Учитесь танцевать»

Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У музыкального руководителя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,- говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

«Чья музыка?»

Программное содержание: Развивать у детей представление о национальном характере музыки.

Ход игры: Педагог знакомит детей с произведениями русского, узбекского, украинского фольклора, обращает внимание на отличительные особенности музыки разных народов, показывает при этом картинки, изображающие детей в национальных костюмах. Когда дети уже достаточно хорошо знакомы с народной музыкой, детям предлагают выбрать картинки, соответствующие по рациональным особенностям исполненной педагогом песне. И наоборот, педагог показывает детям картинку и просит исполнить песню того народа, национальный костюм которого изображен на картинке.

Старшая группа

1. Три цветка

2. Три медведя

3. Сладкий колпачок

4. День рождения

5. Удивительный светофор

6. Вот так, зайцы

7. Весёлые подружки

8. Глашенька учит танцевать

9. Цветик-семицветик

10. Воздушные шары

11. Домик-крошечка

1. ТРИ ЦВЕТКА

Игровой материал

Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое), изображаю-щих три типа характера музыки:

Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

Грустная, жалобная;

Веселая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звез-дочки и т. д.

Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры

I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музы-ки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызван-ный ребенок говорит его название и имя композитора.

II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цвет-ков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

2. ТРИ МЕДВЕДЯ

Дидактическая игра для развития чувства ритма

Игровой материал

Демонстрационный: плоские фигурки медведей из картона, рас-крашенные в русском стиле,— Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.

Раздаточный: У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки.

Ход игры

Музыкальный руководитель. Вы помните, ребята, сказ-ку «Три медведя»? {Дети отвечают.)

В последней комнате Машенька легла на минуточку в кро-ватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто пер-вый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)

Музыкальный руководитель (выводит фигуру). Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)

3. СЛАДКИЙ КОЛПАЧОК

Дидактическая игра на закрепление пройденного музыкального материала

Игровой материал

Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один — для конфет, карточки с за-данием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочи-тать стихи). На карточках — рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты — на каждого ре-бенка.

Ход игры

Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпач-ки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой — забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют зада-ние, найденное под ним. Под последним колпачком — угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.

4. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Дидактическая игра на определение характера музыки

Игровой материал

Демонстрационный: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный сто-лик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки-по-дарки для Зайчика.

Ход игры

Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повя-зал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду.) Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он при-гласил гостей. Вот уже кто-то идет! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идет?

Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети выс-казывают свое мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.

После этого появляется игрушка-«гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последова-тельно исполняются все произведения. В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей, что подарят зайчику дети. Это мо-жет быть песенка или танец, знакомые детям.

5. УДИВИТЕЛЬНЫЙ СВЕТОФОР

Игровой материал

Демонстрационный: фланелеграф, большой светофор.

Раздаточный : карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.

Ход игры

Музыкальный руководитель (показывает большой све-тофор).

Вот горит светофор.

С ним, дружок мой, ты не спорь!

Что покажет он — узнай,

А захочешь — выполняй!

Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музы-кальный руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют ха-рактер музыки.

Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зелено-му сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, про-являя свое творчество в движении. Игру можно проводить на музы-кальном занятии или в свободное время.

6. ВОТ ТАК, ЗАЙЦЫ!

Дидактическая игра на усвоение характера музыки

Игровой материал

Демонстрационный: игровое поле, изображающее лесную поля-ну. Деревья стоят на поляне на подставочках. Их можно поворачи-вать другой стороной, где изображен заяц, спящий или пляшущий. Поляна — лист ватмана, располагающийся на столе или на полу, с нарисованной зеленой травой, грибами, цветами, ягодами и т.д. Де-рево — два контура склеиваются в верхней части, внизу расходят-ся, обеспечивая устойчивость. К одной из сторон дерева снизу при-креплено изображение зайца (см. стр. 37). Аналогично изготавли-вается береза и куст (рисунок поляны на стр. 36).

Ход игры

Музыкальный руководитель. Как хорошо летом в лесу на поляне! Светит ласковое солнышко, летают бабочки, мотыль-ки! Прибежали любопытные зайцы и по одному спрятались за деревьями и кустами. Вот хитрецы! Что же они там делают? Сей-час узнаем!

Педагог играет музыку, дети определяют ее характер. Вызван-ный ребенок заходит за деревья и поворачивает те, где нарисовано соответствующее характеру музыки изображение зайца. Все видят, что делают зайцы: спят или пляшут.

Задания можно менять: вызванный ребенок по одному повора-чивает деревья и кусты, соответственно этому педагог исполняет музыку. Дети определяют, правильно ли она подобрана. Педагог мо-жет «ошибаться».

7. ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ

Игровой материал

Демонстрационный: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисо-ванные в русском стиле. Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы раз-ного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д.

Раздаточный: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

Ход игры

Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит рус-ская народная мелодия «Светит месяц».

Музыкальный руководитель. Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Са-шенька, Иринушка, Маринушка. {Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!

Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает дере-вянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палоч-ки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы так-же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

8. ГЛАШЕНЬКА УЧИТ ТАНЦЕВАТЬ

Дидактическая игра на развитие чувства ритма

Игровой материал

Демонстрационный: большая куколка, разрисованная в русском стиле.Она вырезана из фанеры и закреплена на под-ставке, высота ее 65 см. Одна рука прикреплена так, что может двигаться вправо-влево. Внизу у кисти приделан кубик, так, чтобы он стучал по краю сарафана. Можно также сделать и другую руку, чтобы работать ими одновременно или поочередно.

Ход игры

Звучит русская народная мелодия «Ах, ты береза».

Музыкальный руководитель. Сегодня, ребята, я позна-комлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она похлопает, так вы и повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Мож-но взять в руки ложки, кубики, палочки, бубен. Если разделить детей " по подгруппам и дать разные предметы, то получится оркестр.

9. ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК

Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха

Игровой материал

Демонстрационный: большой цветок, состоящий из семи лепест-ков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка — рисунки к сюжетам прослушивае-мых произведений по разделу программы «Слушание музыки»

1. «Кавалерийская» (Д. Б. Кабалевский).

2. «Клоуны» (Д. Б. Кабалевский).

3. «Новая кукла» (П. И. Чайковский).

4. «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом» (П. И. Чайков-ский).

6. «Шествие гномов» (Э. Григ).

7. «Дед Мороз» (Р. Шуман).

Ход игры

Дети сидят полукругом. Приходит садовник (воспитатель) и при-носит необыкновенный музыкальный цветок. Вызванный ребенок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его обратной стороной и видит рисунок по сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребенок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель проигрывает или включает запись. Все дети активно участвуют в определении харак-тера и темпа музыки данного произведения, его жанра.

Если игра проводится на занятии, то достаточно использовать 2-3 лепестка, а если в свободное время, то все лепестки.

10. ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ

Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков

Игровой материал

Демонстрационный: игровое панно с изображением мишки, ко-торый держит в лапах ниточки к воздушным шарам. Шары двух типов: большие и маленькие.

Раздаточный: карточка и шарики, большие и маленькие, по числу ниточек. Комплект готовится на каждого ребенка.

Ход игры

Музыкальный руководитель.

Медвежонку в магазине

Много шариков купили —

Разноцветных разных ярких.

Был он очень рад подарку,

Все на шарики смотрел,

Даже песенку запел.

(Поет попевку.)

Мишка шарики купил,

С ними весело ходил. Вот!

Дети повторяют попевку, отхлопывают ритм, определяют коли-чество долгих и коротких звуков и выкладывают шариками ритми-ческий рисунок.

11. ДОМИК-КРОШЕЧКА

Дидактическая игра на закрепление знаний детей о постепенном движении мелодии вверх и вниз

Игровой материал

Демонстрационный: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка. Рисунок домика увеличивается до необходимого раз-мера, фигурки вырезаются по контуру и раскрашиваются.

Ход игры

Музыкальный руководитель.

Стоит в поле теремок, теремок.

Как красив он и высок, да высок.

По ступенькам мы идем, все идем.

Свою песенку поем, да поем.

Приходите в теремок, в теремок,

Будем печь большой пирог, да пирог.

С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берет себе любую фигурку зверюшки.

Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: «По ступенькам я иду.», затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, — и «заходит» в дом.

Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начи-нается постепенное движение вниз, в обратном порядке.

Персонаж спускается по ступенькам и поет: «По ступенькам вниз иду.», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.

Успей передать

Играющие выстраиваются в одну шеренгу. Стоящий на правом фланге получает кеглю.

Под музыку или пение воспитателя кеглю начинают передавать из рук в руки до конца шеренги, сначала в одном направлении, а потом в обратном.

Как только музыка обрывается, передачу прекращают, и тот, у кого в этот момент окажется кегля, выбывает из игры. После этого игру начинают снова.

Музыку надо обрывать часто и внезапно, но через равные промежутки времени.

Побеждает тот, кто останется последним.

Приглашение

Играющие становятся в круг. Водящий идет внутри круга под музыку или пение воспитателя, внезапно останавливается перед кем-либо из играющих и, сделав в его сторону поклон, приглашает следовать за собой. Дальше они идут по кругу уже вдвоем. Водящий вновь останавливается перед кем-либо и приглашает третьего, потом таким же образом приглашает еще 10—12 детей, стоящих в разных местах круга.

Водящий может передвигаться танцевальным шагом и на ходу под музыку делать всевозможные танцевальные движения, которые все идущие за ним должны в точности повторять.

Неожиданно воспитатель дает сигнал (или музыка обрывается). Водящий и играющие разбегаются в разные стороны и становятся в общий круг.

Тот, кто опоздает и встанет в круг последним, становится новым водящим.

Без пары

Взявшись за руки, играющие образуют два круга, один внутри другого. При этом во внешнем круге должно быть на одного человека больше, чем во внутреннем.

Играет музыка (поет воспитатель), и играющие начинают движение. Один круг двигается по ходу часовой стрелки, другой — в обратном направлении.

По сигналу воспитателя музыка обрывается. Участники игры, произвольно разбиваясь на пары, берут друг друга за руки, причем стараются сделать это как можно быстрее.

Тому, кому не достанется пары, воспитатель предлагает сплясать, спеть, отгадать загадку и т.п. После этого все становятся в два круга и игра повторяется.

Ходим кругом

Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего.

Ходим кругом друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Коля нам покажет,

Будем дружно повторять!

Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте, принимает смешную позу и т.п.). Все дети должны в точности повторить его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в кругу и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.

Игра повторяется, хоровод движется по кругу в другую сторону.

У ребят порядок строгий

Дети строятся в шеренгу и запоминают свое место и соседей. По команде воспитателя «Разойтись!» все дети расходятся по площадке и поют песню:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее...

Тра-та-та! Тра-та-та!

Выправкой своей гордимся,

Чем не дошколята мы!

Посмотрите, отличимся,

Раз-два-три! Раз-два-три!

Грудь вперед, бодрей смотрите,

Ровно, прямо голова,

Не болтайте зря руками,

Молодцы мы — хоть куда!

По окончании одного из куплетов воспитатель неожиданно подает команду «В одну шеренгу становись!» и, вытянув руку, показывает направление. Дети должны быстро построиться за ним в указанном направлении. Тот, кто войдет в шеренгу последним, считается проигравшим.

Игра повторяется несколько раз, но направление шеренги меняется.

Эй, что за народ...

Воспитатель проводит с детьми танец-игру. В ней такие слова:

Эй, что за народ за мною идет?

Побежали, побежали, только пятки засверкали.

Каждая строчка повторяется по два раза. Первый раз ее произносит ведущий, второй — дети.

Первая строчка в течение игры меняется: «Эй, что за народ... (все в ладоши бьет; задом наперед идет; по коленям бьет; себя за уши дерет; все вприпрыжку идет; себя за нос ведет; по-гусиному идет; как ишак орет; на носочках идет)» и т.д.

Одновременно со словами необходимо выполнять действия, которые им соответствуют: идти, хлопать по коленям, идти задом наперед и т.д.

Во время второй строчки, которая на протяжении игры не меняется, нужно прекратить разнообразные движения, взяться за руки и побежать по кругу.

Темп игры может увеличиваться.

Мой и стирай!

Воспитатель описывает танец: «Вообще-то этот танец во всем мире называют “Рок-н-ролл”, но это неправильно. Потому что его изобрела в Веселяндии одна девяностодевятилетняя старушка. А дело было так! Старушка стояла на берегу океана и стирала носочки. Она то так их постирает, то эдак... то так, то эдак. (Руками показывает движения, имитирующие стирку.) А что вы стоите? Давайте повторяйте движения вслед за мной!

Итак, старушка стояла и стирала носочки то справа.., то слева... (Показывает движения, дети их повторяют.)

А потом прилетела муха Це-це и села старушке на локоть правой руки. А как ее прогнать? Ведь нельзя же выпускать из рук носочки. Они уплывут, и ищи их потом по всему океану. И старушка придумала. Она согнала муху с локтя правой руки левым коленом. Вот так! Два раза! (Показывает движение, дети повторяют.)

Но муха была наглая и настырная, и она перелетела на левый локоть. Пришлось старушке сгонять ее правым коленом. Снова два раза! (Показывает движение, дети повторяют.)

И пока старушка гоняла муху, у нее из рук выскользнуло мыло! Но она не растерялась — стала нащупывать мыло на дне ногой. А для этого пришлось крутиться вокруг своей оси. Эта ось была у старушки очень тонкая. Она нащупывала и крутилась... (Показывает движение, дети повторяют.)

И пока старушка вот так искала мыло, к ней с берега подползла большая черепаха и ущипнула ее за пятку. Бабушка от неожиданности испугалась и подпрыгнула. Вот так! (Показывает, дети повторяют.)

И тут старушка обнаружила, что ее носочки все-таки уплыли. Она очень расстроилась, пошла в деревню и все рассказала своему старику. А поскольку тот был совершенно глухой, пришлось не только рассказывать, но и показывать. Старик очень развеселился и пошел показывать эту историю остальным жителям села. И уже вечером вся деревня танцевала новый танец, который называли “Мой и стирай”. Вот такая абсолютно правдивая история».

Далее под музыку исполняется танец. Его можно станцевать и под «диско». Воспитатель во время танца демонстрирует все движения и комментирует: «Стираем... муха... колено... упало мыло... черепаха... прыжок... еще раз...».

Буги-вуги

Воспитатель предлагает детям потанцевать. Все движения в танце сопровождаются словесным комментарием. Дети стоят в круге.

Слова и движения в данном танце звучат и выглядят так:

Руку правую вперед,

А потом ее назад,

А потом ее вперед

И немного потрясем.

Мы танцуем «Буги-вуги»,

Поворачиваясь в круге,

И в ладоши хлопаем вот так...

Раз, два, три!

(Дети хлопают, берутся за руки и идут к центру, поднимая большой палец.)

Буги-вуги, хорошо!

Буги-вуги, хорошо!

Буги-вуги, хорошо!

Мы танцуем все легко!

Танец повторяется несколько раз, при этом изменяются слова и движения в первой его части: «руку левую вперед...», «ногу правую, затем левую», «плечо правое, плечо левое», «ухо правое, ухо левое», «бедро правое, бедро левое» и т.д.

Если нравится тебе

Все участники свободно располагаются на площадке. Воспитатель становится так, чтобы все хорошо ее видели, запевает песню и показывает движения. Участники подхватывают песню и повторяют движения за воспитателем.

Если нравится тебе,

То делай так.

(Дети делают два щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе,

То делай так. (То же самое.)

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

Если нравится тебе,

То делай все...

(Дети повторяют подряд одно за другим движения: два щелчка, два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям, два притопа ногами.)

Если нравится тебе,

То делай все...

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

То делай так...

(Все движения повторяются снова.)

В заключение игры поют:

Если нравится тебе,

То ты скажи:

«Хо-ро-шо!»

Если нравится тебе,

То ты скажи: «Хо-ро-шо!»

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

«Хо-ро-шо, хо-ро-шо!»

Лявониха

Дети стоят в кругу в чередовании мальчик — девочка. Воспитатель говорит участникам игры: «Ребята, возьмитесь за руки! Будем исполнять веселый танец “Лявониха”! Сначала идем по кругу вправо и поем такие слова»:

Лявон Лявониху любил,

Лявонихе черевички подарил!

А теперь идем влево и поем:

Лявониха была ласковая,

В черевичках так отплясывала!

А сейчас опустите руки! Теперь одни девочки, притопывая, идите к центру круга и говорите:

Все девчонки, все девчонки,

А теперь, девочки, пятясь, возвращайтесь назад, а мальчики идут в центр. Топайте и говорите:

Все мальчишки, все мальчишки,

Теперь, мальчики, идите назад, а девочки опять вперед к центру. Не забывайте про слова! Теперь девчонки — назад, а мальчики — вперед, со словами! И снова назад... А теперь все начнем сначала.