Методическая разработка «Использование конструктора лего в музыкально-дидактических играх. Картотека дидактические игры с использованием конструктора Дидактические игры с лего в средней группе

Дидактические игры с лего конструктором.

Подготовила Семенова Ирина Владимировна- воспитатель детского сада.

Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка.

Предлагаю вам несколько игр с лего- констуктором, которые я использую на занятиях в группе с детьми в возрасте 3-4 лет.

Игра1: «Найди кирпичик, как у меня»

Цель: закреплять цвет, форму деталей (квадрат, прямоугольник).

Оборудование: кирпичики LEGO «Дупло» красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см).

В коробке лежат кирпичики LEGO. Педагог достает по очереди по одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь среди предложенных трёх-четырёх деталей, лежащих перед ребенком.

Игра 2: «Разложи по цвету»

Цель: закреплять цвет деталей LEGO - конструктора.

Оборудование: кирпичики LEGO 4 цветов (синий, желтый, зеленый, красный), 4 коробки (такого же цвета).

Дети по команде педагога раскладывают детали по коробочкам.

Игра 3: «Чудесный мешочек»

Цель: закрепление цветов (красный, зеленый, желтый, синий), формы (кирпичик, квадратик); развитие мелкой моторики рук.

Оборудование : детали конструктора LEGO разных цветов, «чудесный мешочек».

Дети по очереди вынимают детали из мешочка, рассказывают какого цвета детали, формы, размеру.

Эта игра многофункциональная и каждый раз её можно усложнять в соответствии с возрастом детей.

Игра 4: «Построй домик».

Цель: развитие интеллектуальных навыков детей, развитие мышления и воображения, закрепление знаний о цвете.

Оборудование: Коврики 4 цветов (синий, зеленый, синий, красный), лего конструктор, мелкие игрушки из киндеров для обыгрывания построек.

Предложить детям из общего количества лего конструктора выбирать детали в соответствии с цветом их ковриков и построить домик для игрушек.

Игра 5: «Построй загон для животных».

Цель: закрепление знаний деталей лего конструктора (кирпичик, квадратик, прямоугольник, брусочек).

Оборудование: детали лего- конструктора, домашние животные для обыгрывания загонов.

Предложить ребятам построить загоны для их домашних животных.

Игра 6: «Построй башню ».

Предложить детям построить башню и сравнить у кого выше – ниже, уже- шире.

Игра 7: «Построй дорогу».

Построить с детьми дорогу и сравнить у кого длиннее - короче, шире - уже.

Можно придумать множество дидактических игр с лего- конструктором, всё зависит от вашего желания и воображения.

Так же лего- конструктор очень функционален и его можно использовать во всех областях обучающей деятельности.

Легоконструирование в детском саду

В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься по карточкам.

«Чья команда быстрее построит?»

Цели:

  • учить строить в команде, помогать друг другу;
  • развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук;

«Дупло» , образец.

Ход: дети разбиваются на две команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

«Таинственный мешочек»

Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.

Оборудование: наборы деталей конструктора, мешочек.

Ход: педагог держит мешочек с деталями лего-конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем показывают.

«Разложи детали по местам»

Цель: закреплять названия деталей лего-конструктора.

Оборудование: коробочки, детали лего-конструктора (клювик, лапка, овал, полукруг) .

Ход: детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяются детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл.

«Светофор»

Цель:

  • закреплять значения сигналов светофора;
  • развивать внимание, память;

Оборудование: кирпичики лего красного, зеленого, желтого цвета.

1-й вариант:

Педагог- «светофор» , остальные дети- «автомобили» . Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, желтый-приготавливаются, зеленый-едут.

2-й вариант:

Светофор и пешеходы переходят дорогу на зеленый свет.

3-й вариант:

На красный свет дети приседают, на желтый-поднимают руки вверх, на зеленый-прыгают на месте.

«Найди такую же деталь, как на карточке»

Цель: закреплять названия деталей лего-конструктора «Дупло» .

Оборудование: карточки, детали лего-конструктора «Дупло» , плата.

Ход: дети по очереди берут карточку с чертежом детали лего-конструктора «Дупло» , находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце игры дети придумывают название постройки.

В подготовительной к школе группе дети уже занимаются по карточкам, строят более сложные постройки. Цель игр-развивать речь, уметь работать в коллективе, помогать товарищу, развивать мышление и память.

«Назови и построй»

Цели:

  • закреплять названия деталей лего-конструктора «Дакта» ;
  • учить работать в коллективе;

Оборудование: набор лего-конструктора «Дакта» .

Ход: педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней.

«Лего-подарки»

Цель: развивать интерес к игре и внимание.

Оборудование: игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3, четвертая-крестик (пропускаем ход) ), лего-подарки.

Ход: дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игровое поле, кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке. Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут.

«Не бери последний кубик»

Цель: развивать внимание, мышление.

Оборудование: плата с башней.

Ход: играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл.

«Запомни расположение»

Цель: развивать внимание, память.

Оборудование: набор лего-конструктора «Дакта» , платы у всех игроков.

Ход: педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

«Построй, не открывая глаз»

Цели:

  • учить строить с закрытыми глазами;
  • развивать мелкую моторику рук, выдержку;

Оборудование: плата, наборы конструктора.

Ход: перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней получится постройка, того поощряют.

«Рыба, зверь, птица»

Цель: развивать память, внимание.

Оборудование: кирпичик лего.

Ход: педагог держит в руках кирпичик лего. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит: «рыба» . Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает другому и говорит: «птица» или «зверь» . Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры.

Дидактические игры с использованием конструктора «ЛЕГО»

«Чудо-Дерево»

Задачи игры:

Закрепить правильное произношение звуков в словах;

Развивать зрительную память;

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал; Конструктор ЛЕГО, картинки на автоматизируемый звук, игральный кубик.

Ход игры. В игре принимают участие 2 человека. У каждого игрока имеется свое дерево, сделанное из конструктора ЛЕГО, и общий ящик с «яблоками» . Они по очереди бросают кубик и берут из пачки столько картинок, сколько выпало на нем. Столько же «яблок» нужно взять из общего ящика и повесить на свое дерево. Взяв нужное количество картинок, игрок четко проговаривает название предмета, изображенного на карточке. Побеждает тот, у кого будет самый богатый «урожай» .

«Футбол»

Задачи игры

Автоматизация и дифференциация звуков «С» и «Ш» ;

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Развивать внимание;

Развивать фонематическое восприятие.

Материал. Конструктор ЛЕГО , игральный кубик, картинка со словами на звук «С» и «Ш» .

Ход игры . На импровизированном футбольном поле размещаются двое ворот, сделанных из конструктора ЛЕГО . Ребенок бросает кубик за команду «Свистелочек» «С» , сколько выпало на кубике. После этого перед одними воротами выставляется столько же фишек из конструктора . Затем игрок бросает кубик за команду «Шипелочек» и называет столько слов с картинки со звуком «Ш» , сколько выпало на кубике. После этого перед другими воротами выставляется столько же фишек из конструктора ЛЕГО .

Выигрывает команда , набравшая наибольшее количество фишек.


«Домик для куклы Лолы»

Задачи игры :

Закрепить правильное произношения звука [л] в словах;

Развивать фонематическое восприятие;

Материал. Предметные картинки на конструкторе ЛЕГО прямоугольной формы («кирпичики» ) 10-14 штук и «крыша» треугольной формы.

Ход игры . Игрок выбирает «кирпичики» с картинками, где слышится звук «Л» . Из них он строит домик для куклы Лолы.


«Найди пару»

Задачи и гры :

Закрепить правильное произношение звука [р"] в словах;

Развитие зрительной памяти;

Развитие мелкой моторики пальцев рук, фонематического восприятия.

Ход игры . Играют 1-2 человека. Детали от конструктора ЛЕГО выложены на столе картинками вверх. Ребенку предлагается посмотреть на картинки и запомнить их. После этого детали конструктора ЛЕГО переворачивают картинками вниз. Ребенок должен по памяти собрать картинки, соединив детали между собой. Выигрывает тот , кто больше соберет картинок-пар.



«Найди половинку»

Задачи игры :

Закрепить правильного произношения звука [р] в словах;

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры . Педагог называет слово на автоматизируемый звук. Ребенок должен найти 2 половинки

С изображением названного слова, назвать, соединить их между собой и получить картинку на автоматизируемый звук.



Дидактическая игра « LEGO –калейдоскоп»

Цель: формирование элементарных представлений о количественном и порядковом счёте, составе чисел в пределах 10.

Вариант 1.

Цель: обучение решению простейших арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10, порядковому и количественному счёту.

Материал: две карточки с заданиями, LEGO-пластина.

Ход игры

Игроку необходимо сложить из LEGO-кирпичиков башенку, выложить ответ на пластине в той же цветовой гамме, что и задание, ответить, какая из башенок выше, какая ниже.

Вариант 2.

Цель: закрепление представления о способах образования числа (до 10).

Материал: две карточки с заданиями: № 1 - с разнообразными вариантами состава числа, № 2 - с логической задачей; конструктор Лего, LEGO-пластина.

Ход игры

В течение 2-3 мин (в зависимости от сложности задания) ребёнок зрительно запоминает количество и цвет кирпичиков, входящих в состав изображённой цифры на первой карточке. Ему предлагается вторая карточка для решения логической задачи.

Вариант 3.

Цель: закрепление умения выполнять сложение и вычитание в пределах 10.

Материал: карточка с заданием, конструктор LEGO, LEGO-пластина.

Ход игры

Необходимо в соответствии с условием сложить все LEGO-кирпичики в башенку и выложить ответ на пластине.

Дидактическая игра «Навигатор»

Цель: закрепление умения ориентироваться на LEGO-пластине.

Материал: LEGO-кирпичики, LEGO-пластина.

Ход игры

Вариант 1.

Игроку необходимо по заданию воспитателя расставить LEGO-кирпичики на пластину.

Пример задания: поставьте синий кирпичик в центре пластины, слева от него расположите красный, справа - поставьте серый, сверху над красным кирпичиком поставьте чёрный, снизу под серым кирпичиком - жёлтый.

Игра продолжается до тех пор, пока на пластине не останется свободного места.

Пример задания: поставьте кирпичики так, чтобы: жёлтый был посередине, красный - слева, синий - справа; жёлтый кирпичик поставьте слева от синего, а красный - слева от жёлтого; поставьте справа от красного жёлтый кирпичик, а справа от жёлтого кирпичика - синий.

Пример задания: поставьте в центр LEGO-пластины красный кирпичик, вверху - жёлтый, внизу - синий. Расположите серый кирпичик так, чтобы он был ниже жёлтого, но выше синего кирпичика. Поставьте чёрный кирпичик ниже синего и серого. Закрепите белый кирпичик так, чтобы он был выше чёрного, но ниже жёлтого и красного. Поставьте оранжевый кирпичик выше чёрного, но ниже серого.

Вариант 2.

На LEGO-пластине располагаются кирпичики разных цветов. Ребёнку нужно ответить на вопросы: Какой кирпичик стоит перед оранжевым? Кирпичик какого цвета стоит после белого? Какой кирпичик стоит над синим? Какой цвет у кирпичика, предыдущего жёлтому? Назови соседей зелёного кирпичика.

Дидактическая игра «Неделька»

Цель: формирование представлений о днях недели и их последовательности.

Материал: LEGO-кирпичики, пластина.

Ход игры

На LEGO-пластине слева направо выкладывают семь башенок, первая состоит из одного LEGO-кирпичика, вторая - из двух и т.д. Это - «дни недели». Ребёнку нужно посчитать порядковым счётом все дни недели, назвать, начиная с понедельника, и показать их на LEGO-пластине.

С. Сташкевич, И. Сачко

Картотека дидактических игр с использованием конструктора LEGO .

1. Где Матрешка?

Цель: закрепить употребление предлогов (на, за, в, под)

Наглядный материал: постройки из LEGO (домик, кровать, машина), игрушечная матрешка.

Ход игры: воспитатель передвигает Матрешку в постройке: ставит на крышу, сажает на кровать, прячет за дом, за машину.

Дети объясняют, где Матрешка – Матрешка стоит на крыше и т.д.

2. «Я строитель»

Цель: закрепить умение строить постройку, закрепляя два кирпичика одним кирпичиком , закрепить цвета, развивать связную речь, проговаривая свои действия.

Ход игры : Перед ребенком лежит схема постройки предмета. Ребенок строит постройку, проговаривая свои действия (я беру кирпичик 2*6 зеленого цвета, рядом с ним ставлю точно такой же кирпичик зелёного цвета 2*6,закрепляю эти два кирпичика- синим кирпичиков 2*4, справа ставлю кубик жёлтого цвета 2*2,слева ставлю кубик жёлтого цвета 2*2 и.т.д)

3. Четвертый лишний

Цель: развивать внимание, сообразительность, связную речь.

Ход игры : Посмотрите и скажите, какая деталь лишняя.

4. «Опиши деталь»

Цель: развивать внимание, сообразительность, связную речь

Ход игры: Перед ребенком находится несколько деталей LEGO-конструктора. Воспитатель показывает деталь, ребёнок должен описать эту деталь. (какая она? какого цвета? какой формы? на что похожа?)

5. «Цветные детали»

Цель : закрепить знание детей основных цветов, развивать мелкую моторику.

Ход : Детям предлагается конструктор разных цветов(красный, жёлтый, зелёный, синий) и корзинки, нужно разложить конструктор одинакового цвета в корзинки.

6. « Разноцветный сундучок»

Цель : учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход.

Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют постройку, которая на ней изображена.

7. « Что изменилось?»

Цель : развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Ход игры : на столе расположены LEGO- предметы в определенной последовательности.

Воспитатель: посмотрите внимательно на предметы, запомните как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

Описать предмет, которого не стало

рассказать о месте, где он стоял

на какой звук начиналось название этого предмет

в названии каких еще предметов есть этот звук?

8. «Скажи, какой?»

Цель : Учить детей выделять признаки предмета.

Ход.

Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

9."Собери кирпичики- LEGO"

Цель: Закрепить знание основных цветов.

Оборудование: кирпичики LEGO 4 цветов.

Ход игры : Играет четверо детей. Воспитатель раскидывает на ковре кирпичики лего, ставит коробочки, распределяет, кирпичики какого цвета нужно положить в коробочку. Дети выбирают цвет, который будут собирать. По команде "Начали!" дети собирают кирпичики. Побеждает тот, кто соберёт быстрее.

10.«Собери модель по памяти»

Цель : развивать внимание, память.

Ход игры : Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

11. Дидактическая игра «Сосчитай и назови»

Цель: закрепить счёт в пределах 5 .

Ход игры:- поиграем в игру. Например: у меня один кубик –сколько кубиков у вас?.

У меня одна елка, сколько елок у вас?

Сколько ёлок у Кати?(4)

Катя подари одну ёлку Лизе. Сколько ёлок стало у Лизы?

Посчитай, сколько всего у тебя елок?

12.Дидактическая игра «Башня»

Цель : закрепить знание детей основных цветов, закрепить употребление предлогов (на, под, между).

Ход игры : У вас на столе кирпичики разного цвета,

1.поставьте кирпичики на кирпичик, постройте башенку (НА)

2.внизу был красный а на верху желтый (предлог под)

3.постравьте кирпичик так, чтобы синий кирпичик, был между красным и зеленым кирпичиком.

Теперь мы с тобой расскажем о твоей конструкции: на столе лежит желтый кирпичик, продолжай.

Под красным лежит желтый кирпичик.

Между красным и зеленым лежит синий кирпичик и т.д.

13. Дидактическая игра «Мозаика»

Цель : способствует развитию сенсорных эталонов а именно закрепления величины, формы и цвета.

Ход игры: Собери змейку из LEGO деталей зеленого цвета, желтого цвета.

Построй башню, одну больше другой

Собирая змейку, змейку можно сделать какой? (извилистой, прямой, длинной, короткой)

Расскажи мне про свою башню, какая она? Из каких геометрических фигур сделаны?

Какие присутствуют цвета в твоей башне?

Из скольких кубиков построена высокая башня и низкая?

14. «Вспомни и собери» (работа в команде)

Цель: способствовать развитию памяти и внимания.

Ход игры : Внимательно посмотрите на мою фигуру, запомни и построй такую же.

Какого цвета у вас первый ряд?

На какую геометрическую фигуру похожа твоя деталь?

Сколько окошек у дома?

Какой геометрической фигуры крыша у дома?