Дидактические игры по изо во второй младшей группе. Картотека - развивающиеся и дидактические игры по изо Дидактическая игра «Подбери к изображению игрушку»

Дидактические игры

«Подбери по цвету»
Цель: закрепление и уточнение названий цветов. Включение элементов самоконтроля в процесс восприятия цвета.
Игровой материал: коробка с цветными карандашами (не менее 12).
Ход работы. Педагог показывает детям один из цветов, просит его назвать и найти предмет такого же цвета в кабинете.

«Маленькие художники»
Цель: Совершенствование цветовосприятия и цветоразличения.
Игровой материал: Набор картинок «Овощи и фрукты» и набор цветных кружков (можно использовать набор гуашевых красок в баночках не менее 12 цветов).
Ход работы. Педагог раздаёт детям картинки с овощами и предлагает подобрать цветной кружок (краску) к своему овощу или фрукту. Затем обвести пальчиком по контуру нарисованные овощи и фрукты, уточнить форму и назвать цвет.

«Золушкины игры».
Цель: Развитие мелкой моторики, совершенствование восприятия формы.
Игровой материал: Картинки с силуэтными изображениями грибов, пуговицы или фасоль.
Ход работы. Педагог предлагает выложить пуговицами по контуру гриба.

« С какого дерева листочек».
Цель: Закрепление знаний о названиях деревьев. Совершенствование восприятия формы листьев.
Игровой материал: набор картинок «Деревья и листья».
Ход игры: Педагог показывает картинку с деревом. Дети называют его. Предлагается одному из детей выйти к столу и найти картинку с листиком от этого дерева. Подумать и сказать, на что по форме похож этот лист. В этом могут помочь и другие дети.

«Осенние листья».
Цель: Упражнять в выборе листьев по определённому цвету, совершенствование восприятия цвета и формы. Развитие умения сравнивать, быстро
реагировать на словесный сигнал.
Игровой материал: два набора картонных листьев деревьев разных цветов.
Ход работы. Один набор раздаётся детям, другой у педагога. Он показывает листок и говорит: «Раз, два, три такой листочек лети».

«Выложи из палочек ежа».
Цель: Развитие воображения, учить создавать схематичное изображение.
Игровой материал: наборы с счётными палочками по кол-ву детей.
Ход работы. Педагог предлагает детям подумать и выложить из счетных палочек изображение ежа.

«Тактильные дощечки».
Цель: развитие образного мышления, творческого воображения.
Игровой материал: дощечка №1 - кусочек пушистого натурального меха; дощечка №2 - кусочек искусственного меха; дощечка №З - ткань типа фланели или байки; дощечка №4- наждачная бумага.
Ход работы. Педагог предлагает закрыть глаза и представить, что дети попали в лес. В лесу стоит теремок, а в теремке живут погладь дощечку и назови кого ты гладишь. Педагог может и сам предложить детям погладить зайчика, лисичку, ёжика и т.п..

«Аквариум».
Цель: Развитие зрительного внимания, совершенствование восприятия формы тела рыбки.
Игровой материал: картинка аквариум, силуэты: Золотая рыбка, меченосец, гуппи, улитка.
Ход работы. Рассмотреть картинку аквариума и рыбок. Уточнить форму тела, строение рыбки.
Затем педагог предлагает закрыть глаза и меняет местами обитателей аквариума. Дети должны назвать «кто поменялся местами?».

«Геометрическая мозаика. Зайчик».
Цель: Развитие воображения. Учить создавать схематичное изображение животного.
Игровой материал: Два набора геометрических фигур (овалы разного размера) для фланелеграфа.
Ход работы. Педагог предлагает одному из детей на фланелеграфе выложить фигурку сидящего зайчика. При необходимости привлекаются к помощи и другие дети. Из второго набора детям предлагается выложить фигурку зайчика, который «встал как столбик под сосной».

«Собери снежинку».
Цель: развитие умения анализировать, формирование сообразительности, сосредоточенности.
Игровой материал: разрезные картинки из 3-4 частей с изображением снежинок.
Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть части картинки и составить картинку снежинки. Затрудняющимся детям предложить образец.

«Геометрическая мозаика. Цыплёнок».
Цель: Развитие воображения, умения создавать схематичное изображение. Формирование умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму. Воспитание навыков сотрудничества.
Игровой материал: набор счётных палочек и геометрических фигур по одному на пару детей.
Ход работы. Педагог предлагает выложить из геометрических фигур и счётных палочек силуэт цыпленка.

«Собери семью».
Цель: развитие внимания, совершенствование восприятия формы и строения.
Игровой материал: Цветные изображения домашних птиц (куринная семья, утиная семья).
Ход работы. Педагог раскладывает перед детьми картинки с изображением взрослых птиц, просит рассмотреть их, вспомнить названия, найти сходство и различия. Выясняет, знают ли дети, какие из этих птиц умеют плавать. Затем педагог показывает детям изображения цыпленка, цыплят, гусенка, гусят, раздаёт изображения детям и предлагает собрать семью.

«На кормушке»
Цель: Совершенствование восприятия формы, строения и внешнего вида птиц. Развития умения ориентироваться в пространстве.
Игровой материал: картинки с птицами, картинка с кормушкой.
Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть птиц, которые прилетели на кормушку. Назвать их отличительные особенности. Затем педагог предлагает назвать, где находятся птицы (над кормушкой, на кормушке, слева от кормушки и т.д.). Просит детей вспомнить, чем можно накормить птиц.

«Укрась рукавичку геометрическими фигурами».

Игровой материал: силуэтные изображения рукавичек на правую и левую руку, набор геометрических фигур один на пару детей.
Ход работы. Педагог предлагает украсить рукавички узором из геометрических фигур. (Можно предложить каждой паре детей украсить рукавички одинаковым узором.)

«Назови пальчики».
Цель: развитие моторики, закрепление названий пальцев руки.
Ход работы. Педагог читает стихотворение:
Мой мизинчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил
С этим братцем щи варил.
С этим братцем песни пел.
Ну а этого встречал и конфеткой угощал.
Дети показывают пальчики, затем называют их.

«Выложи узор».
Цель: Развитие умения построения узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность. Воспитание навыков сотрудничества.
Игровой материал: силуэтные изображения предметов одежды, набор геометрических фигур один на пару детей.
Ход работы. Педагог предлагает украсить одежду для кукол. Даёт указание, что узор должен располагаться в центре и по краям.

«Когда весело, когда грустно».
Цель: развитие умения определять настроение картинки по её цветовой гамме.
Игровой материал: иллюстрации из книг.
Ход работы. Педагог показывает иллюстрацию и предлагает детям определить, какое настроение она вызывает, объяснить свой выбор.

«Когда это бывает».
Цель: Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки.
Ход работы. Педагог называет признак или показывает схематичную картину с признаком времени года и просит детей назвать когда это бывает.

«Разрезные картинки».
Цель: развитие умения сравнивать, обобщать, правильно называть предмет; формирование сообразительности, сосредоточенности
Игровой материал: разрезные картинки из 5-6 частей с изображением овощей и фруктов.
Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть части и составить картинку без образца.

«Куда плывёт рыбка».
Цель: Развитие зрительного внимания и ориентировки в пространстве.
Игровой материал: картинка аквариум, силуэты рыбок.
Ход работы. Рассмотреть картинку аквариума и рыбок. Уточнить форму тела, строение, местонахождение рыбки.
Затем педагог предлагает закрыть глаза и меняет местами обитателей аквариума. Дети должны назвать, что изменилось?

«Чьи детки».
Цель: Закрепление знаний о названиях деревьев, их строении и отличительных особенностях. Воспитание навыков сотрудничества.
Игровой материал: набор картинок: деревья, листья и плоды.
Ход игры: Педагог показывает картинки с деревьями и говорит, что каждое дерево имеет свои листья и плоды. Затем картинки с деревьями, листьями и плодами раздаются детям. Детям предлагается найти дерево. с которого упали «детки».

« Найди по силуэту»
Цель: развитие наглядного мышления, внимания, образной памяти. Игровой материал: бумажные фигурки сказочных героев.
Ход работы. Педагог с детьми рассматривает фигурки сказочных героев со всех сторон, объясняет, что такое силуэт(накладывает фигурку-шаблон на чистый лист бумаги и обводит её карандашом). Затем, переворачивает несколько фигурок обратной стороной и просит найти героев сказки.

«Рисовальный конструктор».
Цель: развитие воображения, развитие умения создавать образы на основе схематического изображения.
Игровой материал: листы бумаги с контурным изображением геометрической фигуры, карандаши.
Ход работы. Педагог с детьми рассматривает нарисованные геометрические фигуры. Затем раздает детям по одной фигурке и предлагает дорисовать её, чтобы получилось изображение предмета.

«Оденем кукол на прогулку».
Цель: Упражнять в нахождении оттенков темнее или светлее заданного цвета.
Игровой материал: 4 пальто красного, зелёного, синего, коричневого цветов. 8 шапочек и 8 пар сапожек. Половина шапочек и сапожек более светлых оттенков, чем пальто, остальные более тёмных оттенков.
Ход работы. Педагог вызывает ребёнка и предлагает подобрать одежду кукле для прогулки: к красному пальто подобрать более светлые сапожки и более тёмную шапочку и т.д.. Можно вызвать сразу троих детей и предложить им подобрать более темные шапочки и сапожки, чем пальто.

«Составь узор на круге».
Цель: Развитие умения построения узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность. Воспитание навыков сотрудничества.
Игровой материал: бумажные круги, набор геометрических фигур один на пару детей.
Ход работы. Педагог предлагает украсить тарелочку для кукол. Даёт указание, что узор должен располагаться в центре тарелочки и по краям.

«Цветные краски».
Цель: Формировать представление о холодных и тёплых цветах.
Игровой материал: иллюстрации времен года, бумажные цветные квадратики холодных и теплых цветов.
Ход работы. Педагог предлагает детям рассмотреть зимние иллюстрации и обратить внимание на цвет красок, которыми пользовался художник. Предлагает детям подобрать цветные квадратики, которые соответствовали бы этим краскам. Уточняет понятие тёплые цвета, холодные цвета.

Дидактические игры по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Д/и «Угадай, что получится?»

Цель. Развивать воображение, фантазию, творчество.

Материал. Лист бумаги, карандаши.

Задание. Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать предмет (линию), но не полностью. Следующий говорит, что это может быть, и дорисовывает еще одну линию. Следующий должен придумать еще что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему.

Выигрывает тот, кто внес последнее изменение.

Д/и «Волшебная палитра»

Материал. Гуашь, палитра.

Задание. Педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками. Смешивая краски, можно получить различные оттенки цветов. Можно предложить изобразить, как светлеет небо на рассвете с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное – добиться того, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету), как желтеют листья осенью (от зеленого к желтому).

Д/и «Чего на свете не бывает?»

Материал. Цветные карандаши, бумага.

Задание. Педагог предлагает ребенку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать, что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нем изображено, не встречается в жизни.

Д/и «Замок»

Цель. Развивать чувство формы.

Материал. Картинки с изображением разных замков. Бумага, фломастеры.

Задание. Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку и назвать, из каких фигур состоит изображенный на картине замок. Раскрасить картинку.

Д/и «Цвета вокруг нас»

Цель. Закреплять знания о цветах и их оттенках. Упражнять в нахождении заданного цвета или оттенка в окружающих предметах.

Задание. Педагог называет какой-либо цвет, а ребенок находит предмет такого цвета в окружающем интерьере.

Д/и «Подбери цвет и оттенок»

Цель. Закреплять представление о цвете и оттенках знакомых овощей и фруктов. Упражнять в умении применять в речи названия оттенков цветов: темно-красный, светло-зеленый и др.

Задание. Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта и просит назвать его цвет и оттенок.

Д/и «Теплые и холодные краски»

Цель. Закрепить знания о теплых и холодных цветах.

Задание.

1-ый вариант. Педагог раздает детям карточки с теплыми и холодными цветами, предлагает объединиться тем детям, у которых карточки с теплыми цветами и тех, у кого холодные.

2-ой вариант. Выбрать двух ребят – капитанов, которые набирают команду: один – с теплыми цветами, другой – с холодными.

Д/и «Угадай, на что похоже»

Цель. Развивать творческое воображение.

Материал. Листы бумаги или картона с наклеенными кусочками ткани или другого материала разной формы, фактуры.

Задание. Постараться увидеть образ в кусочке ткани, дорисовать и описать.

Д/и «Волшебная палитра»

Цель. Развивать чувство цвета.

Материал. Силуэты палитры из картона, на каждой только один цветной кружок (красный, зеленый и др.), а на остальных белых кружках есть прорези; кружки с оттенками таких же цветов.

Задание. Подобрать кружки с оттенками цвета к каждой палитре и вставить их в прорези.

Д/и «Дом паука»

Цель. Развивать чувство композиции.

Материал. Листы картона разного цвета, цветные толстые нитки, изображение паука, разных насекомых, листочков; цветные карандаши или фломастеры, уголь.

Задание. Ты знаешь, где живет паук? Какой у него дом? Кто попадает в его сети? Хочешь изобразить дом паука? Его можно нарисовать, выложить из ниток, а насекомых можно сделать или использовать тех, что уже есть. Затем дети рисуют или выполняют коллективную работу в технике коллажа.

Д/и «Симметричные предметы»

Цель. Дать понятие «симметричность предметов»; учить находить одинаковые части предметов, составлять их;

Привести наглядные примеры симметричности (вазы, кувшины) и асимметрии, сложив неправильно части предметов.

Материал. Картонные силуэты различных симметричных предметов, разрезанные пополам.

Задание. Составить из деталей как можно больше симметричных предметов.

Д/и «Кони расписные»

Цель. Закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей (Гжель, Городец, Филимоново, Дымка), закреплять умение отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.

Материал. Карточки с узорами по мотивам росписей (Гжель, Городец, Филимоново, Дымка) и изображения лошадок, расписанных этими узорами.

Ход игры: ребенку необходимо определить, на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

Д/и «Разложи и сосчитай матрешек»

Цель. Закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.

Материал. Лист с нарисованными силуэтами матрешек (ячейки), цветные силуэты матрешек.

Ход игры. К доске вызываются трое детей. Они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.

Д/и «Матрешкин сарафан»

Цель. Развивать коммуникационные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания русской национальной одежды.

Материал. Нарисованные силуэты трех матрешек, отдельные цветные детали платочков, сарафан.

Ход игры. Воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку (платок в соответствии с узором сарафана).

Д/и «Подбери узор»

Цель. Закрепить знание элементов народной росписи.

Материал. Карточки с вырезанными силуэтами барышень, карточки с элементами дымковской, филимоновской, гжельской и др. росписей.

Задание. Путем наложения подобрать платья для барышень.

Варианты. Подобрать узор для посуды, игрушек.

Д/и «Угадай портрет»

Цель: Закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения. Учить соотносить портрет на схеме с портретом на открытке.

Закрепить у детей знание цветов радуги и их последовательность.

Научить отбирать материал из кусочков различной ткани к платью, костюму человека, изображенного на картине.

Ход игры:

Детям раздаются карточки со схемами портретов. Воспитатель выкладывает в ряд репродукции картин с изображением портретов. Дети выбирают те открытки, картинки, подходящие к их схемам.

Воспитатель по очереди показывает репродукции с портретами. Дети выбирают подходящие к схемам.

Словесное описание портрета воспитателем. Дети определяют портрет на схеме и проверяют правильность выбора с репродукцией.

Задание. Составь картинку - портрет животных.

Содержимое конвертика высыпать на стол.

Внимательно рассмотреть таблицу «Жанры портрета».

Разложить квадратики в следующем порядке:

2-й ряд – в соответствии с символами 1-го ряда, но по цвету радуги - оранжевый.

3-й ряд – желтый.

4-й ряд – зеленый.

Затем перевернуть все квадратики обратной стороной.

Получается картинка с изображением животного (анималистический жанр).

Задание: Внимательно рассмотреть изображенного на портрете человека, его

одежду.

Воспитатель выкладывает из мешочков кусочки ткани различной фактуры.

Дети должны подобрать те кусочки ткани, из которых предпочтительно сшить платье или костюм человеку, изображенному на портрете.

Составить описательный рассказ.

Д/и «Реальность и фантазия»

Цель:

1. Учить детей понимать содержание картины, ее настроение.

2. Учить детей отличать действительность и вымысел.

3. Развивать воображение, фантазию.

1. Воспитатель перемешивает репродукции картин и предлагает детям отобрать картины с реальными и фантастическими событиями.

2. «Что лишнее?» Среди картин с изображением реальности положить картину с фантастическими событиями и наоборот.

3. Выбери картину и расскажи о своем настроении, когда смотришь на нее.

Д/и «Угадай натюрморт»

Цель. Закрепить знания о жанре натюрморта.

Учить соотносить натюрморт на схеме с натюрмортом на открытке.

Учить детей подбирать контрастные цвета (фон к натюрморту).

Развивать творческое мышление.

Ход игры. Детям раздаются карточки со схемами натюрмортов. Дети выкладывают в ряд открытки с изображением натюрмортов.

Дети выбирают те открытки, которые подходят к схемам на их карточках.

Задание. Выложить полоски тех цветов, которые присутствуют в натюрморте на открытке.

Кто быстрее справится с заданием, получает фишку.

Воспитатель по очереди показывает открытки с натюрмортами. Дети выбирают подходящие к схемам.

Словесное описание натюрморта воспитателем. Дети определяют натюрморт на схеме и сравнивают правильность выбора с открыткой.

Подбери фон к натюрморту.

Для выполнения этого задания ребенок в начале определяет преобладающий цвет натюрморта на открытке и подбирает к нему подходящий фон.

«РАЗВИВАЮЩИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Подготовила воспитатель 1 кат. Мысова Е.Б. 2010 г. Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, придают большое значение в эстетическом развитии личности ребенка и считают, что наиболее эффективное педагогическое средство в изобразительной деятельности – это игровая деятельность, которая определена целью социальнобытовых задач. Это игры - на понимание цветовой гаммы, которые необходимо проводить на протяжении всей системы обучения, так как у дошкольников слабое представление оттеночной гаммы. Эффективен тип игровой деятельности – это создание несложного текста и умение оценивать композиционную картинку, игры на знания народного творчества. На основе базисных развивающихся и дидактических игр рекомендуются ролевые игры, игры – импровизации и игры – драматизации. Игры будут более результативными, полезными, познавательными и интересными, если эмоциональный мир ребенка соединиться с окружающим миром. С помощью игровой деятельности на занятиях по изобразительной деятельности дети научатся преодолевать определенные трудности и развивать волевую и эмоциональную сферу. «ИГРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ и НАВЫКОВ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» «СОБЕРИ ИГРУШКУ» Цель: Закреплять знания детей о дымковской игрушке, развивать умения различать цвета, величины, пространственное расположение предметов и их деталей; логическое мышление; связную речь; умение концентрировать внимание; прививать любовь к кустарным народным промыслам. Материал: разрезные картинки с изображением дымковской игрушки. Ход игры: 1. Рассмотреть части картинок. 2. Предложить сложить игрушку. 3. Назвать роспись. «УЗНАЙ РОСПИСЬ» Цель: Познакомить детей с видами декоративноприкладного искусства, с их характерными особенностями; учить различать и группировать по определенным видам; воспитывать и прививать любовь и уважение к русским народным мастерам. Материал: картинки с разными видами росписей. Ход игры: 1. Воспитатель показывает карточку с изображением росписи и задает вопросы: «Как называется роспись?», «Почему вы так думаете?». 2. Воспитатель предлагает детям сгруппировать каждый вид декоративно – прикладного искусства по определенным признакам. «СОСТАВЬ НАТЮРМОРТ» Цель: Закрепить знания детей о жанре – натюрморт, научить составлять композиции по собственному замыслу, по заданному жанру. Материал: картонные силуэты цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов. Ход игры: Дети составляют натюрморт по заданному сюжету: «Фрукты и цветы», «Посуда и овощи», «Грибы». «УГАДАЙ ХУДОЖНИКА ПО ЕГО КАРТИНЕ» Цель: Учить детей отличать картины художников – иллюстраторов по особенности рисования. Материал: картинки художников – иллюстраторов. Ход игры: Дети выбирают картинки одного называют его и название картинки. художника, «УЗНАЙ ПО СИЛУЭТУ» Цель: Закрепить знания о животных; учить по силуэту, характерной форме узнавать животное, описывать внешний вид и его характерные признаки. Материал: картинки с теневым изображением животных. Ход игры: Дети выбирают картинку, узнают по силуэту животное и описывают его. « ДОРИСУЙ ЖИВОТНЫХ» Цель: Закрепить знания о строении животных; отработать технические навыки рисования животных, за основу используя геометрические фигуры, формы, линии. Материал: геометрические фигуры, формы, линии, нарисованные на карточках. Ход игры: Дети выбирают карточку и дорисовывают животное. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» Цель: Дать детям представление, как реальное изображение преобразить в стилизованное, сохраняя несколько характерных признаков, по которым можно узнать конкретное животное; развивать творческое воображение. Материал: круги и полукруги из бумаги. Ход игры: Дети выкладывают из кругов и полукругов животных «ЦВЕТА» Цель: Научить детей различать основные цвета и оттенки; находить на рисунках определенные цвета и сочетания. Материал: 20 картонных карточек, разрезанных на 2 элемента по технологии пазл. На одних половинках карточек изображены предметы, окрашенные в различные цвета. На других половинках – три карандаша соответствующих цветов. Всего 40 элементов. Ход игры: 1. «Общий цвет» Разложите на столе половинки карточек с изображениями карандашей (или, наоборот, половинки с картинками) лицевой стороной вверх. Попросите ребенка выбрать все изображения, имеющие, например, красный цвет. Затем синий, желтый и т.д. Усложнить задание можно, предложив ребенку выбрать изображение, имеющие сначала два, а затем и три заданных цвета. 2. «Третий лишний» Отберите три элемента игры так, чтобы два из них составляли пару. Предложите ребенку соединить подходящие по цветам элементы. Проверкой будет служить замок (место соединения элементов), объединяющий элементы каждой карточки. Усложнить задание можно, предлагая к сравнению сначала элементы без общих цветов, затем с одним и, наконец, с двумя общими цветами. 3. «Играем сами» (участвуют два и более человек) Все половинки карточек с картинками перемешивают и кладут в центре игрального стола лицевой стороной вниз. Элементы с изображениями разноцветных карандашей раздают поровну игрокам. Право первого игрока определяют жребий или считалка. Игрок, получивший ход, берет один из элементов игры со стола и оставляет его у себя, если у него есть второй элемент карточки. Проверкой служит замок. Если подходящей половинки нет, элемент вновь смешивается с оставшимися на столе, а право хода получает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первым нашел подходящие половинки для всех своих карточек. Возможен и другой вариант, когда игроки делят между собой половинки с картинками, а на столе оставляют изображения цветных карандашей. «ПОДБЕРИ ЧАШКИ К БЛЮДЦАМ» Цель: Учить детей различать несколько оттенков розового, фиолетового и оранжевого цвета и использовать названия оттенков цвета в речи; ознакомить с разными способами различения оттенков одного цвета. Ход игры: Воспитатель вставляет в наборное полотно блюдца розового, фиолетового, оранжевого цвета (разных оттенков) и рассказывает: «В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поместили вот такие блюдца. Какие? На среднюю – вот такие. Какие? На нижнюю? (Дети называют цвет блюдец.) Одинакового ли оттенка на верхней полке? На средней? На нижней? Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета и оттенка, как блюдца». Воспитатель кладет на стол коробку с картонными плоскими чашками, вызывает троих детей. Первому ребенку он поручает подобрать и поставить чашки к блюдцам, стоящим на верхней полке, второму – к блюдцам, стоящим на средней полке, а третьему – к блюдцам, стоящим на нижней полке. Одобряет правильные действия детей. Спрашивает каждого ребенка, какого цвета чашки он подобрал. Далее задания выполняют другие дети. «ШЕСТЬ РАЗНОЦВЕТНЫХ БРАТЬЕВ» Цель: Закреплять знания детей о последовательном расположении цветов в спектре, умение различать цветовые гаммы; развивать речь, мышление. Материал: картинки с изображением 6 карандашей, карточки по цветам спектра. Ход игры: Воспитатель рассказывает любую сказку о цветах спектра, сопровождая показом на фланелеграфе. Дети выкладывают спектр на столе, по ходу сказки отбирая нужную карточку. «РАДУГА» Цель: Знакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре, включая голубой цвет. Материал: демонстрационный: картина «Радуга»; раздаточный: вырезанные разноцветные дуги для складывания радуги. Ход игры: Воспитатель предлагает детям собрать радугу из отдельных дуг. «СПРЯЧЬ МЫШКУ» Цель: Закрепить у детей представления о шести цветах. Материал: картинки разного цвета, где нарисованы мышки и прямоугольники разного цвета – двери. Ход игры: Воспитатель говорит детям, что они будут играть в игру «Спрячь мышку». У воспитателя мышкины домики. Видите, в окошки выглядывают мышки? Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком такого же цвета, что и домик, а то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку. Воспитатель вызывает по очереди детей и предлагает им играть.

Дидактические игры по изодеятельности для дошкольников.

На сайте "Страна Мастеров" есть очень интересная страничка Сергеенко Елены. Из её работ я предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр по изодеятельности на развитие восприятия цветовых оттенков, логического мышления, творческого воображения.

1.Работаю в детском саду почти 20 лет. За это время накопилось много дидактических игр по изодеятельности, сделанных своими руками. Эти игры можно применять в индивидуальной работе с детьми, закреплять пройденную тему и в диагностике. Предлагаю Вам несколько игр. Игры на развитие цветовидения. Собираем букет для Снегурочки (холодные) и для Солнечного Лучика (тёплые).

2.Игра "Собери гусеничку". Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.

3.Ещё один вариант: среди множества цветов найти зелёные и его оттенки (для маленьких детей).

4.Похожая игра. Подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).

5.А это - карточки - арифметические примеры на составление дополнительных цветов из основных.

6.Примеры могут быть и на вычитание.

7.Другой вариант арифметических примеров.

8.Художник рисовал осень (или др. время года), разводил краски на палитре. По сочетанию красок надо найти эту палитру.

9."Назови цвета осени, лета..."

10.Для самых маленьких. 2 - 3 года.

11."Найди цвета, которыми нарисован петушок". Дети выбирают из предложенных цветных карточек цвета которые есть на петушке.

12.Игры на закрепление знаний жанров живописи.

13."Нарисуй портрет". Дети "рисуют" эмоции (радость, страх и т.д.)

14.Из предложенных карточек дети выбирают те, которые можно взять для рисования натюрморта (или пейзажа).

16."Собери натюрморт". дети выбирают предметы и красиво составляют натюрморт.

18.Игры по декоративно-прикладному искусству. Выбирают элементы городецкой росписи (здесь есть и не городецкие элементы) и

раскладывают узор на доске.

Особенно интересными являются дидактические игры по ИЗО, включающие задания одновременно из разных разделов.

При этом необходимо выполнять следующие требования:

В играх объем практических заданий должен быть таким, чтобы не терялась основная игровая задача;

Повтор упражнений должен осуществляться на разных уровнях трудности и с использованием различного материала;

Должны быть в наличии все необходимые вспомогательные пособия и инструменты для работы;

Должен осуществляться личностный подход к ребенку.

РАСТЕНИЯ

Дидактические игры

1. «Зеленые иголочки».

Цель: закрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок карандаша.

Материал: карточки с вариантами изображения елочки, расположенные по нарастанию уровня трудности.

Правила игры: дорисовывать елочки по порядку, добиваться сходства частей, брать новую карточку (более сложный вариант) только после получения балла за предыдущее задание.

  • нарисовать еловый лес, чтобы в нем каждая елка была не похожа на другие.
  • нарисовать под елками ежей, чтобы каждый еж был похож на «свою» елку (цветом, формой иголок).
  • нарисовать елочки «семьями» (разной величины, но похожей конфигурации).
  • нарисовать, какие елки растут на Луне и Марсе.

2. «Где растут грибы?»

Цель: закрепить знания о грибах смешанного и елового леса, их признаках, внешнем виде, учить быстро подбирать нужные карточки с грибами, срисовывать их, добиваясь сходства, подбирать нужные цвета и оттенки.

Материал: карточки со съедобными и ядовитыми грибами (боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, сыроежка; мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб).

Художественный материал: акварель, гуашь, мелки, фломастеры и т. д.

Правила игры: брать только по одной карточке, возвращать карточку сразу после того, как гриб нарисован и раскрашен, не рисовать ядовитых грибов.

Творческое задание к дидактической игре:

  • нарисовать, какие грибы сушатся на веревочке у домика белки;
  • узнать по внешнему виду названия грибов в корзинке у ежа и раскрасить их.

Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности:

  • нарисовать картинку по клеткам (дается образец, дети должны отсчитать нужное количество клеток, закрасить требуемым цветом);
  • «написать» елочки (грибы, цветы) в тетради в крупную клетку;
  • сделать самому игру в подарок малышам.

ЖИВОТНЫЕ

I. Подготовительные игровые упражнения

1. «Составь животное из фигур».

Цель: учить подбирать из набора шаблонов геометрические фигуры, наиболее подходящие по форме, величине для данного животного, составлять фигуры животного, соблюдая пропорции.

Материал: карточки с животными (для проверки), шаблоны различной величины и формы.

Задание: дети составляют животных и наклеивают их из цветных шаблонов, затем сравнивают (с карточками), выясняя, похожи ли они на изображения настоящих животных.

2. «Утенок растет».

Цель: учить увеличивать и уменьшать изображения, рисуя по клеткам.

Материал: картинка с изображением утенка, карточки с маленькими, большими и средними клетками.

Задание: дети, в зависимости от задания, выбирают карточку с клетками нужной величины и, используя образец, создают изображение.

3. «Мы недавно из пруда, дайте полотенце!»

Цель: упражнять в изменении фактуры животных (щенок) и птиц (утенок, гусенок) в зависимости от задания.

Материал: карточки с изображением животных (птиц) без фактуры. Карточки с изображением различных линий.

Задание: дети, в зависимости от ситуации, изображенной на карточке, создают с помощью линий и штрихов соответствующую фактуру животному (птице).

4. «Составь ежа из палочек».

Цель: учить схематичности передачи образа, умению отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.

Материал: палочки (можно использовать счетные палочки, цветные бумажные полоски и наклеивать их на лист; можно фломастером рисовать изображение из палочек).

Задание: дети выкладывают изображения из палочек или рисуют фломастером, или наклеивают изображения из полосок.

5. «Ежи и дикобразы».

Цель: учить регулировать амплитуду движения руки и силу нажима, передавать индивидуальность образа каждого животного.

Материал: картинки с изображением ежей и дикобразов (с различными по длине и направлению иголками).

Задание: дети выбирают карточку и срисовывают животное. В случае неудачных попыток берут соответствующий трафарет или карточку, где иголки изображены точками, и по точкам выполняют изображение самостоятельно.

II. Дидактические игры

1. «Цирковые акробаты».

Цель: учить быстроте реакции в подборе частей тела животного, исходя из карточки-образца, передавать разнообразные движения при помощи различного расположения шаблонов.

Материал: карточки-образцы или «подвижные» игрушки из картона, шаблоны.

Правила дидактической игры: выполнять рисунок с помощью шаблонов по образцу. Самостоятельно придумать как можно больше вариантов акробатических фигур (за каждый вариант - 1 балл). Выигрывает тот, у кого больше баллов.

2. «Забавные картинки».

Цель: упражнять в быстром составлении разрезных картинок с последующим рисованием по клеткам (4, 9, 12 частей).

Материал: карточки разрезные

(4, 9, 12 частей), картинки-образцы, карточки (чистые) с клетками для рисования по клеткам.

Правила игры: быстро составлять изображение по образцу из 4, 9 и 12 частей, а затем взять чистую карточку (4 клетки) и нарисовать картинку.

3. «Бегемотики».

Цель: научить детей на глаз подбирать шаблоны (части одежды) для бегемотиков разной величины, выполнять декоративные украшения по образцу и по заданию.

Материал: бегемотики из картона разных размеров и цвета и «готовая одежда» (шаблоны).

Правила игры: как можно быстрей «одеть» бегемотиков в «готовую одежду» (за каждого бегемотика - балл) и разукрасить одежду по образцу или по заданию воспитателя (например, используя синий, красный и черный цвета).

III. Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности

1. «Парикмахерская для Шарика».

Цель: учить рисовать разнообразные собачьи «прически», используя знакомые приемы и придуманные новые варианты.

2. «Нарисуй рыбкам разную чешую».

Цель: учить придумывать изображение фактуры по заданию воспитателя.

3. «Как зверята играют?»

Цель: передавать движения животных, не используя или частично используя шаблоны.

4. «Где чей хвост?»

Цель: учить логически думать и подбирать хвосты методом исключения, рисовать по образцу.

5. «Нарисуй сказочных птиц (зверей) древнего мира (будущего) и назови их».

Цель: учить придумывать новые изображения, используя опыт и знания о различных художественных материалах.